Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)

заканчивая гением, который награждает общество произведениями своего

таланта. В этих-то второстепенных миссиях часто встречаются такие Дух,

которые не в силах довести до конца свою задачу и отказываются ее

исполнить, чем, конечно, вредят более всего себе самим, а не общему делу.

15. Так все разумные существа, на какой бы ступени возвышения они ни

стояли, по мере своих сил способствуют общему делу — одни в воплощенном

состоянии, другие в состоянии бесплотных Духов. Все деятельны, все

приобретают познания, помогают друг другу и протягивают один другому руку

помощи для достижения высшего совершенства.

Таким образом устанавливается солидарность между миром духовным и телесным,

иначе сказать, между людьми п Духами; Духами свободными и Духами не

свободными. Так устанавливаются и укрепляются взаимные отношения, истинные

симпатии, святые привязанности.

Везде жизнь и движение: нет в беспредельности ни одного незаселенного

уголка, ни одной области, по которой не проносились бы легионы лучезарных

существ, остающихся невидимыми для грубых материальных чувств, но

восхищающих и радующих души, освобожденные от материи. Наконец, везде есть

относительное счастье, для каждого исполненного долга, для каждого

совершенства; каждый носит в себе зачаток своего счастья. Счастье зависит

от личных свойств Духа, а не от материальной среды, в которой он находится;

следовательно, оно всегда там, где есть Духи, способные быть счастливыми, и

нет такого специально ему предназначенного места на свете. В каком бы месте

они ни находились, чистые Духи могут всегда созерцать божественное величие,

потому что Бог везде.

16. Тем не менее, счастье не должно быть эгоистично; если бы им

пользовались только для себя, если бы его не могли разделять с другими, оно

было бы печально и эгоистично, тогда как оно должно состоять в общности

мыслей, соединяющей симпатизирующие существа.

Счастливые Духи привлекаются один к другому однородными чувствами, вкусами,

мыслями и составляют обширные, однородные группы и семейства, в лоне

которых каждый индивидуум сияет своими качествами и проникается

благородными н спокойными лучами, исходящими из целого. Члены этих обществ

то рассыпаются для исполнения своих миссий, то собираются все вместе на

какой-либо точке пространства, чтобы поделиться результатами своих трудов

или соединиться вокруг Духа высшего порядка и выслушать его мнение или

наставление.

17. Хотя Духи находятся везде, но они преимущественно любят собираться на

обитаемых мирах из-за сходства между ними и существами, их населяющими.

Вокруг миров совершенных царят Духи высшего порядка; вокруг же отсталых, в

числе которых считается и наша Земля, преобладают низшие Духи. Таким

образом, каждая планета, или мир, имеет свое особенное население в виде

воплощенных и бесплотных душ, которые и пополняются по большей части

воплощением и освобождением одних и тех же Духов. В мирах низших это

население малоподвижно и тяжело; в высших оно легко и воздушно, так как

менее связано материей. Но, к счастью, из миров счастливых Духи иногда

отрываются и летят в низшие, чтобы посеять там семена прогресса, принести

утешение и надежду, поднять утраченные испытаниями жизни силы, а иногда

воплотиться там, чтобы удобнее и целесообразнее исполнить свою миссию.

18. Но где же в этом беспредельном пространстве рай, или небо? Оно везде,

ему нет предела: счастливые миры его — последние станции, куда добродетели

прокладывают путь, а пороки преграждают доступ.

Рядом с этой грандиозной картиной, показывающей, как населены все уголки

мира и объясняющей причину и цель существования всех творений, каким мелким

и ничтожным кажется учение, сосредотачивающее все человечество на одном

неприметном пункте пространства. Оно показывает нам это человечество,

начинающимся в известный момент и оканчивающимся в один день с носящим его

миром, т. е. длящимся не более одного мгновения в вечности! Как печальна,

безнадежна и холодна картина остального мира до, во время и после земного

существования человечества — мира без жизни, без движения, как

беспредельная пустыня, погруженная в безмолвие! Как неутешительно

изображение небольшого числа избранных, посвященных постоянному созерцанию,

тогда как наибольшее число существ приговорено к вечному мучению! Как

тяжелы для любящих сердец эти преграды, поставленные между живыми и

мертвыми! Говорят, что счастливые души думают только о своем счастьи, а

несчастные — только о своем страдании. Тогда нет ничего удивительного в

том, что эгоизм царствует на земле, если он существует даже на небе. Как

узко подобное понятие о величии, могуществе и благости Божией!

Насколько же выше и величественнее учение спиритизма! Насколько оно

расширяет идеи и возвышает мысли!

Но верно ли оно? Чем оно подтверждается? Во-первых, рассудком, во-вторых, —

откровением и, наконец, согласием его с наукой и прогрессом. Из двух

учений, где одно умаляет, а другое возвеличивает Бога, где одно в

разногласии, а другое в согласии с прогрессом, одно отстает, а другое

подвигается вперед—здравый смысл должен выбрать и указать, на чьей стороне

истина. Пусть же каждый взвесит и в тайнике своей души решит этот вопрос, и

внутренний голос ответит ему. Голос же этот и тайное стремление души есть

голос Божий, который не может обмануть человека.

19. Почему же в таком случае Бог с самого начала не открыл людям всей

истины? По той причине, по которой детям не преподают того, чему учат

взрослых. Ограниченное откровение было достаточно для человечества в

продолжение известного периода существования: Бог приноравливал его к силам

Духов. Духи, получающие теперь более полное откровение, — все те же Духи,

которые прежде уже получали частичное откровение, но с тех пор они выросли

в умственном отношении.

Прежде, чем наука открыла людям живые силы природы, образование планет,

настоящее строение земли, могли бы они понять бесконечность пространства и

множественность миров? Прежде, чем геология доказала состав и образование

Земли, как могли бы они не верить в существование ада в недрах её и понять

аллегорический смысл шести дней творения? Прежде, чем астрономия открыла

законы, управляющие вселенной, могли бы они понять, что нет ни верха, ни

низа в пространстве и что рай не над облаками и не ограничен областью

звезд? Прежде развития психологических наук могли бы они освоиться с идеей

о духовной жизни и постичь счастливую или несчастливую жизнь после смерти

иначе, как в определённом месте в материальной форме?

Конечно, нет; они все воспринимали, скорее чувствами, чем мыслью, и мир был

слишком обширен для них. Пришлось сузить его, чтобы ввести в рамки их

понятий с тем, чтобы впоследствии вновь расширить эти границы. Частичное

откровение имело свою пользу и было мудро тогда, но теперь оно

недостаточно; и не правы те, кто не хочет считаться с успехами мысли и

думает взрослых и зрелых людей водить на детских помочах. (См. "Евангелие в

объяснении спиритизма", гл. III).

Глава IV

АД

Предчувствие будущих наказаний. — Христианский ад как подражание аду

языческому. — Преддверие Рая. — Изображение языческого ада. — Картина

христианского ада.

ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩИХ НАКАЗАНИЙ

1. Во все времена человек верил в счастливую или несчастную будущую жизнь в

связи с тем добром или злом, которые он совершил на земле; только понятия,

которые он имел о будущих наказаниях, всегда зависели от степени его

развития и от тех представлений, которые он .создавал себе о добре и зле;

таким образом, награды и наказания являлись отражением преобладающих в нем

инстинктов. Например, народы воинственные видели высшее блаженство в

почестях, воздаваемых храбрости; охотничьи племена — в изобилии дичи;

народы чувственные — в удовольствии сладострастия. Пока в человеке будет

преобладать материя, у него будет самое поверхностное понятие о духовности;

вот почему он составляет себе о будущих наградах и наказаниях более

материальное, чем духовное представление; он воображает, что на том свете

должны есть и пить, но гораздо вкуснее и лучше, чем на земле*. С течением

времени появляется в верованиях о будущей жизни смешение духовности с

материальностью: так, рядом с созерцательным блаженством помещают картину

ада с физическими мучениями.

_______

* Маленький савояр, которому священник описывал заманчивую картину будущей

жизни, спросил его, все ли они там едят белый хлеб, как в Париже?

2. Понимая только то, что он видел, первобытный человек естественно

представлял себе будущее таким, как настоящее; чтобы понять нечто иное, ему

нужно было умственное развитие, каким он не обладал. Так, картина, которую

он составлял себе о наказаниях в будущей жизни, есть только отражение

бедствий, которые испытывало человечество, но в более ярких красках. Он

соединял вместе все муки, все терзания, все огорчения, какие только

встречал на земле: так, в жарком климате он представлял себе ад огненный, а

в холодном — ледяной. Чувство, которое позднее должно было открыть ему мир

духовный, было еще не развито, и он не мог понять иных мучений, кроме

физических; вот почему в религиях всех стран ад изображается почти

одинаково.

ХРИСТИАНСКИЙ АД КАК ПОДРАЖАНИЕ АДУ ЯЗЫЧЕСКОМУ

3. Ад язычников, описанный и драматизированный поэтами, есть грандиозный

образец, которому подражает и христианский ад, также нашедший своих

песнопевцев. Сравнивая их, находим, за исключением имен и некоторых

вариантов, многочисленные аналоги: например, как в том, так и в другом

материальный огонь есть основа всех мук, символ самых жестоких страданий.

Но странно, что христиане во многих отношениях превзошли свой образец.

Язычники в бочке Данаид, в колесе Иксиона, в Сизифовой скале имели

индивидуальные наказания; в христианском же аде для всех без разбора — одни

пылающие жаровни и котлы, крышки которых приподнимаются ангелами, чтобы

видеть страдания осужденных*; и Бог без сожаления в течение веков слушает

вопли осужденных и не прощает их. Язычники никогда не описывали жизни

обитателей Елисейских полей, сопутствуемой тяжелыми муками Тартара*,

______

* Проповедь, произнесенная в Монпелье в 1860 году.

** Праведные, не оставляя занимаемых ими мест, могут иногда, благодаря

духовной опасности, созерцать на расстоянии муки ада; и, видя их, не только

не испытывают печали и сострадания, но в избытке радости прославляют Бога

за свое собственное блаженство, в то время как нечестивые переживают

невыносимые мучения. Св. Фома Аквинский.

4. Как и язычники, христиане имеют царя ада, сатану, с тою только разницей,

что Плутон управлял темным царством, которое ему было дано во власть, но

сам не был зол; он удерживал у себя тех, кто худо поступал, потому что это

была его обязанность, но он не старался вовлечь людей во зло, чтобы

доставить себе удовольствие видеть их мучения; тогда как сатана разыскивает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты