заканчивая гением, который награждает общество произведениями своего
таланта. В этих-то второстепенных миссиях часто встречаются такие Дух,
которые не в силах довести до конца свою задачу и отказываются ее
исполнить, чем, конечно, вредят более всего себе самим, а не общему делу.
15. Так все разумные существа, на какой бы ступени возвышения они ни
стояли, по мере своих сил способствуют общему делу — одни в воплощенном
состоянии, другие в состоянии бесплотных Духов. Все деятельны, все
приобретают познания, помогают друг другу и протягивают один другому руку
помощи для достижения высшего совершенства.
Таким образом устанавливается солидарность между миром духовным и телесным,
иначе сказать, между людьми п Духами; Духами свободными и Духами не
свободными. Так устанавливаются и укрепляются взаимные отношения, истинные
симпатии, святые привязанности.
Везде жизнь и движение: нет в беспредельности ни одного незаселенного
уголка, ни одной области, по которой не проносились бы легионы лучезарных
существ, остающихся невидимыми для грубых материальных чувств, но
восхищающих и радующих души, освобожденные от материи. Наконец, везде есть
относительное счастье, для каждого исполненного долга, для каждого
совершенства; каждый носит в себе зачаток своего счастья. Счастье зависит
от личных свойств Духа, а не от материальной среды, в которой он находится;
следовательно, оно всегда там, где есть Духи, способные быть счастливыми, и
нет такого специально ему предназначенного места на свете. В каком бы месте
они ни находились, чистые Духи могут всегда созерцать божественное величие,
потому что Бог везде.
16. Тем не менее, счастье не должно быть эгоистично; если бы им
пользовались только для себя, если бы его не могли разделять с другими, оно
было бы печально и эгоистично, тогда как оно должно состоять в общности
мыслей, соединяющей симпатизирующие существа.
Счастливые Духи привлекаются один к другому однородными чувствами, вкусами,
мыслями и составляют обширные, однородные группы и семейства, в лоне
которых каждый индивидуум сияет своими качествами и проникается
благородными н спокойными лучами, исходящими из целого. Члены этих обществ
то рассыпаются для исполнения своих миссий, то собираются все вместе на
какой-либо точке пространства, чтобы поделиться результатами своих трудов
или соединиться вокруг Духа высшего порядка и выслушать его мнение или
наставление.
17. Хотя Духи находятся везде, но они преимущественно любят собираться на
обитаемых мирах из-за сходства между ними и существами, их населяющими.
Вокруг миров совершенных царят Духи высшего порядка; вокруг же отсталых, в
числе которых считается и наша Земля, преобладают низшие Духи. Таким
образом, каждая планета, или мир, имеет свое особенное население в виде
воплощенных и бесплотных душ, которые и пополняются по большей части
воплощением и освобождением одних и тех же Духов. В мирах низших это
население малоподвижно и тяжело; в высших оно легко и воздушно, так как
менее связано материей. Но, к счастью, из миров счастливых Духи иногда
отрываются и летят в низшие, чтобы посеять там семена прогресса, принести
утешение и надежду, поднять утраченные испытаниями жизни силы, а иногда
воплотиться там, чтобы удобнее и целесообразнее исполнить свою миссию.
18. Но где же в этом беспредельном пространстве рай, или небо? Оно везде,
ему нет предела: счастливые миры его — последние станции, куда добродетели
прокладывают путь, а пороки преграждают доступ.
Рядом с этой грандиозной картиной, показывающей, как населены все уголки
мира и объясняющей причину и цель существования всех творений, каким мелким
и ничтожным кажется учение, сосредотачивающее все человечество на одном
неприметном пункте пространства. Оно показывает нам это человечество,
начинающимся в известный момент и оканчивающимся в один день с носящим его
миром, т. е. длящимся не более одного мгновения в вечности! Как печальна,
безнадежна и холодна картина остального мира до, во время и после земного
существования человечества — мира без жизни, без движения, как
беспредельная пустыня, погруженная в безмолвие! Как неутешительно
изображение небольшого числа избранных, посвященных постоянному созерцанию,
тогда как наибольшее число существ приговорено к вечному мучению! Как
тяжелы для любящих сердец эти преграды, поставленные между живыми и
мертвыми! Говорят, что счастливые души думают только о своем счастьи, а
несчастные — только о своем страдании. Тогда нет ничего удивительного в
том, что эгоизм царствует на земле, если он существует даже на небе. Как
узко подобное понятие о величии, могуществе и благости Божией!
Насколько же выше и величественнее учение спиритизма! Насколько оно
расширяет идеи и возвышает мысли!
Но верно ли оно? Чем оно подтверждается? Во-первых, рассудком, во-вторых, —
откровением и, наконец, согласием его с наукой и прогрессом. Из двух
учений, где одно умаляет, а другое возвеличивает Бога, где одно в
разногласии, а другое в согласии с прогрессом, одно отстает, а другое
подвигается вперед—здравый смысл должен выбрать и указать, на чьей стороне
истина. Пусть же каждый взвесит и в тайнике своей души решит этот вопрос, и
внутренний голос ответит ему. Голос же этот и тайное стремление души есть
голос Божий, который не может обмануть человека.
19. Почему же в таком случае Бог с самого начала не открыл людям всей
истины? По той причине, по которой детям не преподают того, чему учат
взрослых. Ограниченное откровение было достаточно для человечества в
продолжение известного периода существования: Бог приноравливал его к силам
Духов. Духи, получающие теперь более полное откровение, — все те же Духи,
которые прежде уже получали частичное откровение, но с тех пор они выросли
в умственном отношении.
Прежде, чем наука открыла людям живые силы природы, образование планет,
настоящее строение земли, могли бы они понять бесконечность пространства и
множественность миров? Прежде, чем геология доказала состав и образование
Земли, как могли бы они не верить в существование ада в недрах её и понять
аллегорический смысл шести дней творения? Прежде, чем астрономия открыла
законы, управляющие вселенной, могли бы они понять, что нет ни верха, ни
низа в пространстве и что рай не над облаками и не ограничен областью
звезд? Прежде развития психологических наук могли бы они освоиться с идеей
о духовной жизни и постичь счастливую или несчастливую жизнь после смерти
иначе, как в определённом месте в материальной форме?
Конечно, нет; они все воспринимали, скорее чувствами, чем мыслью, и мир был
слишком обширен для них. Пришлось сузить его, чтобы ввести в рамки их
понятий с тем, чтобы впоследствии вновь расширить эти границы. Частичное
откровение имело свою пользу и было мудро тогда, но теперь оно
недостаточно; и не правы те, кто не хочет считаться с успехами мысли и
думает взрослых и зрелых людей водить на детских помочах. (См. "Евангелие в
объяснении спиритизма", гл. III).
Глава IV
АД
Предчувствие будущих наказаний. — Христианский ад как подражание аду
языческому. — Преддверие Рая. — Изображение языческого ада. — Картина
христианского ада.
ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩИХ НАКАЗАНИЙ
1. Во все времена человек верил в счастливую или несчастную будущую жизнь в
связи с тем добром или злом, которые он совершил на земле; только понятия,
которые он имел о будущих наказаниях, всегда зависели от степени его
развития и от тех представлений, которые он .создавал себе о добре и зле;
таким образом, награды и наказания являлись отражением преобладающих в нем
инстинктов. Например, народы воинственные видели высшее блаженство в
почестях, воздаваемых храбрости; охотничьи племена — в изобилии дичи;
народы чувственные — в удовольствии сладострастия. Пока в человеке будет
преобладать материя, у него будет самое поверхностное понятие о духовности;
вот почему он составляет себе о будущих наградах и наказаниях более
материальное, чем духовное представление; он воображает, что на том свете
должны есть и пить, но гораздо вкуснее и лучше, чем на земле*. С течением
времени появляется в верованиях о будущей жизни смешение духовности с
материальностью: так, рядом с созерцательным блаженством помещают картину
ада с физическими мучениями.
_______
* Маленький савояр, которому священник описывал заманчивую картину будущей
жизни, спросил его, все ли они там едят белый хлеб, как в Париже?
2. Понимая только то, что он видел, первобытный человек естественно
представлял себе будущее таким, как настоящее; чтобы понять нечто иное, ему
нужно было умственное развитие, каким он не обладал. Так, картина, которую
он составлял себе о наказаниях в будущей жизни, есть только отражение
бедствий, которые испытывало человечество, но в более ярких красках. Он
соединял вместе все муки, все терзания, все огорчения, какие только
встречал на земле: так, в жарком климате он представлял себе ад огненный, а
в холодном — ледяной. Чувство, которое позднее должно было открыть ему мир
духовный, было еще не развито, и он не мог понять иных мучений, кроме
физических; вот почему в религиях всех стран ад изображается почти
одинаково.
ХРИСТИАНСКИЙ АД КАК ПОДРАЖАНИЕ АДУ ЯЗЫЧЕСКОМУ
3. Ад язычников, описанный и драматизированный поэтами, есть грандиозный
образец, которому подражает и христианский ад, также нашедший своих
песнопевцев. Сравнивая их, находим, за исключением имен и некоторых
вариантов, многочисленные аналоги: например, как в том, так и в другом
материальный огонь есть основа всех мук, символ самых жестоких страданий.
Но странно, что христиане во многих отношениях превзошли свой образец.
Язычники в бочке Данаид, в колесе Иксиона, в Сизифовой скале имели
индивидуальные наказания; в христианском же аде для всех без разбора — одни
пылающие жаровни и котлы, крышки которых приподнимаются ангелами, чтобы
видеть страдания осужденных*; и Бог без сожаления в течение веков слушает
вопли осужденных и не прощает их. Язычники никогда не описывали жизни
обитателей Елисейских полей, сопутствуемой тяжелыми муками Тартара*,
______
* Проповедь, произнесенная в Монпелье в 1860 году.
** Праведные, не оставляя занимаемых ими мест, могут иногда, благодаря
духовной опасности, созерцать на расстоянии муки ада; и, видя их, не только
не испытывают печали и сострадания, но в избытке радости прославляют Бога
за свое собственное блаженство, в то время как нечестивые переживают
невыносимые мучения. Св. Фома Аквинский.
4. Как и язычники, христиане имеют царя ада, сатану, с тою только разницей,
что Плутон управлял темным царством, которое ему было дано во власть, но
сам не был зол; он удерживал у себя тех, кто худо поступал, потому что это
была его обязанность, но он не старался вовлечь людей во зло, чтобы
доставить себе удовольствие видеть их мучения; тогда как сатана разыскивает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25