французская революция 1789-1793” (1909, русский
перевод 1914), явившемся итогом 25-летней работы и
получившем впоследствии высокую оценку В.И.Ленина,
Кропоткин первым показал роль парижских секций и
крестьянского движения в революции. В годы 1-й
мировой войны 1914-18 Кропоткин занимал
оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В
июне 1917 г. возвратился в Россию, в августе
выступил на Государственном совещании в Москве с
призывом к “социальному миру”.
Взгляды Кропоткина можно использовать в таких
темах как
1) Анархизм
2) Гос-во
3) Частная собственность
5.Религиозная философия
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821 — 1881)-
русский писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40-
х гг. литературный путь в русле “натуральной
школы” как преемник Гоголя и поклонник Белинского,
Достоевский в то же время впитал в себя
философскую масштабность романтизма и нашёл
жизненное приложение обоим импульсам — социальному
критицизму и максималистскому порыву — в
деятельности радикально настроенного кружка
петрашевцев, приверженцев утопического социализма
Фурье.
После ареста в 1849, познав “опыт конца” во время
инсценировки смертной казни, столкнувшись на
каторге с иррациональной стихией преступного мира
и ближе познакомившись с народно-религиозным
сознанием, Достоевский на исходе 50-х гг. испытал,
по его собственным словам, “перерождение
убеждений”: по-прежнему остро воспринимая разлад в
социальном и духовном бытии человека, не
отказываясь от мечты о более гармоничном и
счастливом жизнеустройстве, он видит теперь
отправной пункт не во внешнем преобразовании
социальной среды, а прежде всего во внутреннем
преображении личности. В 60-х гг., вернувшись в
столицу и окунувшись, в атмосферу пореформенной
идеологической полемики, Достоевский вместе с
братом Михаилом в журнале “Время”, а затем “Эпоха”
развёртывает программу почвенничества, которое
первоначально мыслилось как самостоят, позиция,
сочетающая некоторые тенденции “Современника” и, с
другой стороны, консервативной публицистики. Это
была попытка примирить народ и интеллигенцию,
религиозную традицию и новоевропейскую
образованность, славянофильские и западнические
начала, “петербургский” и допетровский периоды
русской истории во имя нравственного оздоровления
и консолидации русского общества на путях реформ.
Тогда же Достоевский-художник ставит вопрос об
антропологич. корнях социального зла, о
самоценности личностной свободы и, с другой
стороны, о необходимости этического фундамента,
без которого эта свобода вырождается в
разрушительный и асоциальный произвол. В “Записках
из подполья” (1864) Достоевский развивает эту
аргументацию в полемике с детерминизмом
революционных демократов, становясь с этого
момента прямым идейным антагонистом Чернышевского,
а в первом своём философско-идеологическом романе
“Преступление и наказание” (1866), как бы
предугадывая имморализм ницшеанского
“сверхчеловека”, показывает внутреннюю
неустранимость этического начала, столь же
неотъемлемого от человеческой личности, как и
свобода воли. Здесь уже вырисовывается основной
круг духовных и умственных интересов Достоевский:
“тайна человека”, загадка красоты, смысл истории и
связующий их религиозно - нравственный идеал.
В последующих больших романах конца 60-х — 1-й
половине 70-х гг. (“Идиот”, “Бесы”, “Подросток”)
деморализующая социальная атмосфера, которую
Достоевский определил для себя как вторжение
“золотого мешка” в жизненный уклад и — на другом
полюсе — как нигилистический подрыв основ
человеческого общежития, понуждает его выяснять
путём “жестокого” эксперимента над героями те
трагические пределы, за которыми утрачивается
человечность и зло уже оказывается необратимым. Он
выводит деструктивное начало в человеке, имеющее
последствием убийство и самоистребление, так же
как социальную страсть к анархии и насилию, из
феномена “метафизического сиротства” личности
посреди современной европейской разобщённой
цивилизации, лишённой корней “в мирах иных”. В
поисках спасительного средства Достоевский
обращается к идеалу “положительно прекрасного
человека”, пытающегося личным примером перестроить
отношения между людьми и возлагает всё большие
надежды на русский народ в целом как на
мессианского носителя высшей духовной истины,
которая утрачена Западом. На этих позициях
позднего славянофильства, развиваемых во 2-й
половине 70-х годов, преим. в публицистич.
“Дневнике писателя”, и в значительной мере
отличных от почвенничества 60-х гг., Достоевский
отдаёт дань националистическим настроениям, даже с
расчётом на принудит. гос. мощь. При этом он
вступает в противоречие со своей утопией
перерождения государства в свободную общность в
лоне и по типу церкви. В итоговых размышлениях
(роман “Братья Карамазовы”) Достоевский с полной
ясностью противополагает не только богоборческому
бунту но и любому насильственному устроению
человечества, хотя бы именем бога, путь
добровольного служения людям, вдохновляемого
идеальным образом “земного рая”, а высшее
национальное призвание России видит в христианском
бескорыстном примирении народов. Этот свой
общественный идеал Достоевский называет “русским
социализмом”, выдвигая его в противовес
радикальным доктринам атеистического социализма,
памфлетно изображенного в “Бecaх” в виде разрушит,
политического заговора.
В рамках собственно философской традиции
Достоевский — мыслитель экзистенциального склада,
в эпоху “неверия и сомнения” заново решающий
“последние вопросы”, развивающий своеобразную
диалектику “идеи” и “живой жизни”. В центре его
картины мира находится человек, ощущающий
непреложность своею “Я есмь” перед лицом всей
Вселенной, именно с этой точки зрения Достоевский
развивает критику рационалистических и
позитивистских точений мысли. Вместе с тем
Достоевский обосновывает личность через избираемую
ею идею, принадлежащую надэмпирическому миру и
таким образом создает идееносного героя, по ходу
романического сюжета сполна выявляющею жизнь и
потенцию идеи как бытийной силы. На трактовке
“идеи” у Достоевского отразилась гегельянская
атмосфера России 40-х годов , однако это понятие
имеет у него и более глубокий, платонический
корень. Онтологическая мощь идеи проявляется также
в ходе истории: “В конце концов, торжествуют не
миллионы людей, не материальные силы ... , не
деньги, не меч, не могущество, а незаметная
вначале мысль и часто какого-нибудь по-видимому
ничтожнейшего из людей” (“Дневник писателя”,
1876). “Горним жительством” человека (“Братья
Карамазовы”) определяется и художественный принцип
писателя — “реализм в высшем смысле” за ближайшими
факторами -уклада и среды постичь последнюю правду
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17