поставленная современным мышлением"... Если к этому
прибавить такие произведения Герцена, как "Письма
об изучении природы", являющиеся очерками истории
философии и изложением философских взглядов самого
Герцена, то станет ясна вся многосторонность тем,
которые волновали его еще в сороковых годах. И над
всеми этими темами веяло то живое чувство, которое
определяло содержание и всей жизни Герцена. Это
содержание он охарактеризовал сам, уже на закате
дней своих, в таких словах: "господствующая ось,
около которой шла наша жизнь, - это наше отношение
к русскому народу, вера в него, любовь к нему,
желание деятельно участвовать в его судьбах". В то
же время Герцен изучает историю России, быт народа
русского, склад его психической жизни. Он подходит
к вопросу: какая сила сохранила многие прекрасные
качества русского народа, несмотря на татарское
иго, немецкую муштру и отечественный кнут? - Это
сила православия.
Герцен призвал на суд разума и
религию земную, религию человечества, религию
прогресса. "Объясните мне, пожалуйста, - спрашивал
он, - отчего верить в Бога смешно, а верить в
человечество не смешно, верить в царствие небесное
глупо, а верить в земные утопии умно?" - Цель
каждого поколения, по Герцену, - оно само. Оно
должно жить, и жить жизнью человеческой - жить в
социальной среде, в которой личность свободна, и в
то же время общество не разрушено. Но создание
таких отношений между личностью и обществом зависит
лишь отчасти от нас самих, - главным же образом, от
условий, уже данных предшествующей историей.
Исследуя условия жизни европейских стран, Герцен
приходит к выводам для этих стран весьма
пессимистическим. Он находит, что Европа погрязла в
невылазном болоте "мещанства". Она, быть может, от
самодержавия частной собственности и избавится,
реализовав экономическую сторону проблемы
социализма. Это будет лучший случай, но и тогда ей
не смыть с себя мещанства; самый социализм ее будет
социализмом мещанским. В худшем случае не
произойдет и этого, - тогда Европа совершенно
застоится в махровом цвете мещанства и окончательно
в нем разложится. При таком обороте дела не
исключена возможность и того, что она сделается
жертвою восточных народов с более свежей кровью.
Объективные условия для иных возможностей Герцен
видел в России с общинным бытом ее народа и
свободною от предрассудков мыслью передового слоя
русского общества, того, что впоследствии получило
название интеллигенции. К этому же выводу влекла
Герцена и его горячая любовь к России. Он писал,
что вера в Россию спасла его тогда "на краю
нравственной гибели". Эта вера воскресила все силы
Герцена, и в том же произведении "С того берега".
Он захотел говорить Европе о народе русском,
"мощном и неразгаданном, который втихомолку
образовал государство в 60 миллионов, который так
крепко и удивительно разросся, не утратив общинного
начала, и перенес его через начальные перевороты
государственного развития, который сохранил
величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой
натуры под гнетом крепостного состояния и на
петровский приказ образовываться - ответил через
сто лет огромным явлением Пушкина". Эта тема
завладевает Герценом вполне, он варьирует ее на
разные лады, приходит к заключению о возможности
для России иного, отличного от западноевропейского
пути развития. Рассматривает общину и артель как
основы для такого развития, видит в мирской сходке
эмбрион, из которого должна произойти самая широкая
общественность, кладет фундамент для позднейшего
русского народничества, - словом, накладывает
печать своей личности на движение русской
интеллигенции, продолжавшееся затем целые десятки
лет.
Философию, взгляды А.И. Герцена можно использовать
в таких темах как:1) Человек-личность
2) Мораль
4.Анархизм
Анархизм (греч. - безвластие) - политическое
течение, возникшее в 1840-е, выступающее за
уничтожение государства как принудительной формы
власти и замену его свободным, добровольным
объединением граждан. Крупнейшими русскими
теоретиками анархизма были Бакунин М.А. и
Кропоткин П.А.
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) -
революционер, основатель и идеолог анархизма и
народничества, участник революционного движения во
многих странах Европы. Выходец из дворян, рано
оставил военную службу и поселился в Москве.
Участвовал в европейских революциях 1848-1849,
дважды был приговорён к смертной казни, но вместо
этого выдан русскому правительству. В 1851-1861 -
в сибирской ссылке. Бежал через Байкал, Японию и
Америку в Лондон к Герцену А.И. Организатор
"Международного альянса социалистической
демократии" (1868 - Швейцария). Стремился к отмене
государства и установлению анархии. Противник
Маркса К. Главная работа, в которой Бакунин
изложил свои взгляды, - "Государственность и
анархия". Его взгляды оказали большое влияние на
революционные кружки и организации в России.
Бакунин высказывался против
всякой государственности; он резко выступал и
против какого-либо использования государства
рабочим классом, против марксистского учения о
диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг
“свободной федерации” земледельческих и фабрично-
ремесленных ассоциаций, Бакунин и его
последователи отвергали участие в политической
борьбе в рамках существующих государств,
использование избирательной агитации, парламентов
и т.д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не
понимал ее действительного содержания, ее
экономических и политических условий, подлинной
миссии рабочего класса. Он возлагал главную
надежду на крестьянство и на ремесленные
полупролетарские слои города, на люмпен-
пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и
бунтарская революционность были отражением
недовольства и протеста разоряемых капитализмом
мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 1860-70-х
гг. к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в
понимании роли и задач философии был близок к
позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником
материалистического понимания истории, Бакунин
трактовал марксизм в духе “экономического
материализма”.
В 1873 появилась книга
Бакунина “Государственность и анархия”, которая
оказала значительное идейное влияние на
революционное народническое движение. Бакунин
называл русского крестьянина прирожденным
социалистом и доказывал существование “русского
народного идеала” главные черты, которого он видел
в общинном землевладении в самой идее “права на
землю”, присущей русскому крестьянину. Он внушал
молодежи веру в глубокую и неистощимую
революционность крестьянских масс. Уверяя, что
“ничего не стоит поднять любую деревню”, Бакунин
подчеркивал недостаточность “частных вспышек”
(хотя считал их безусловно полезными) и указывал
революционной интеллигенции задачу установления
“всеми возможными средствами… живой бунтовской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17