Общественная мысль 20 века

поставленная современным мышлением"... Если к этому

прибавить такие произведения Герцена, как "Письма

об изучении природы", являющиеся очерками истории

философии и изложением философских взглядов самого

Герцена, то станет ясна вся многосторонность тем,

которые волновали его еще в сороковых годах. И над

всеми этими темами веяло то живое чувство, которое

определяло содержание и всей жизни Герцена. Это

содержание он охарактеризовал сам, уже на закате

дней своих, в таких словах: "господствующая ось,

около которой шла наша жизнь, - это наше отношение

к русскому народу, вера в него, любовь к нему,

желание деятельно участвовать в его судьбах". В то

же время Герцен изучает историю России, быт народа

русского, склад его психической жизни. Он подходит

к вопросу: какая сила сохранила многие прекрасные

качества русского народа, несмотря на татарское

иго, немецкую муштру и отечественный кнут? - Это

сила православия.

Герцен призвал на суд разума и

религию земную, религию человечества, религию

прогресса. "Объясните мне, пожалуйста, - спрашивал

он, - отчего верить в Бога смешно, а верить в

человечество не смешно, верить в царствие небесное

глупо, а верить в земные утопии умно?" - Цель

каждого поколения, по Герцену, - оно само. Оно

должно жить, и жить жизнью человеческой - жить в

социальной среде, в которой личность свободна, и в

то же время общество не разрушено. Но создание

таких отношений между личностью и обществом зависит

лишь отчасти от нас самих, - главным же образом, от

условий, уже данных предшествующей историей.

Исследуя условия жизни европейских стран, Герцен

приходит к выводам для этих стран весьма

пессимистическим. Он находит, что Европа погрязла в

невылазном болоте "мещанства". Она, быть может, от

самодержавия частной собственности и избавится,

реализовав экономическую сторону проблемы

социализма. Это будет лучший случай, но и тогда ей

не смыть с себя мещанства; самый социализм ее будет

социализмом мещанским. В худшем случае не

произойдет и этого, - тогда Европа совершенно

застоится в махровом цвете мещанства и окончательно

в нем разложится. При таком обороте дела не

исключена возможность и того, что она сделается

жертвою восточных народов с более свежей кровью.

Объективные условия для иных возможностей Герцен

видел в России с общинным бытом ее народа и

свободною от предрассудков мыслью передового слоя

русского общества, того, что впоследствии получило

название интеллигенции. К этому же выводу влекла

Герцена и его горячая любовь к России. Он писал,

что вера в Россию спасла его тогда "на краю

нравственной гибели". Эта вера воскресила все силы

Герцена, и в том же произведении "С того берега".

Он захотел говорить Европе о народе русском,

"мощном и неразгаданном, который втихомолку

образовал государство в 60 миллионов, который так

крепко и удивительно разросся, не утратив общинного

начала, и перенес его через начальные перевороты

государственного развития, который сохранил

величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой

натуры под гнетом крепостного состояния и на

петровский приказ образовываться - ответил через

сто лет огромным явлением Пушкина". Эта тема

завладевает Герценом вполне, он варьирует ее на

разные лады, приходит к заключению о возможности

для России иного, отличного от западноевропейского

пути развития. Рассматривает общину и артель как

основы для такого развития, видит в мирской сходке

эмбрион, из которого должна произойти самая широкая

общественность, кладет фундамент для позднейшего

русского народничества, - словом, накладывает

печать своей личности на движение русской

интеллигенции, продолжавшееся затем целые десятки

лет.

Философию, взгляды А.И. Герцена можно использовать

в таких темах как:1) Человек-личность

2) Мораль

4.Анархизм

Анархизм (греч. - безвластие) - политическое

течение, возникшее в 1840-е, выступающее за

уничтожение государства как принудительной формы

власти и замену его свободным, добровольным

объединением граждан. Крупнейшими русскими

теоретиками анархизма были Бакунин М.А. и

Кропоткин П.А.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) -

революционер, основатель и идеолог анархизма и

народничества, участник революционного движения во

многих странах Европы. Выходец из дворян, рано

оставил военную службу и поселился в Москве.

Участвовал в европейских революциях 1848-1849,

дважды был приговорён к смертной казни, но вместо

этого выдан русскому правительству. В 1851-1861 -

в сибирской ссылке. Бежал через Байкал, Японию и

Америку в Лондон к Герцену А.И. Организатор

"Международного альянса социалистической

демократии" (1868 - Швейцария). Стремился к отмене

государства и установлению анархии. Противник

Маркса К. Главная работа, в которой Бакунин

изложил свои взгляды, - "Государственность и

анархия". Его взгляды оказали большое влияние на

революционные кружки и организации в России.

Бакунин высказывался против

всякой государственности; он резко выступал и

против какого-либо использования государства

рабочим классом, против марксистского учения о

диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг

“свободной федерации” земледельческих и фабрично-

ремесленных ассоциаций, Бакунин и его

последователи отвергали участие в политической

борьбе в рамках существующих государств,

использование избирательной агитации, парламентов

и т.д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не

понимал ее действительного содержания, ее

экономических и политических условий, подлинной

миссии рабочего класса. Он возлагал главную

надежду на крестьянство и на ремесленные

полупролетарские слои города, на люмпен-

пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и

бунтарская революционность были отражением

недовольства и протеста разоряемых капитализмом

мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 1860-70-х

гг. к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в

понимании роли и задач философии был близок к

позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником

материалистического понимания истории, Бакунин

трактовал марксизм в духе “экономического

материализма”.

В 1873 появилась книга

Бакунина “Государственность и анархия”, которая

оказала значительное идейное влияние на

революционное народническое движение. Бакунин

называл русского крестьянина прирожденным

социалистом и доказывал существование “русского

народного идеала” главные черты, которого он видел

в общинном землевладении в самой идее “права на

землю”, присущей русскому крестьянину. Он внушал

молодежи веру в глубокую и неистощимую

революционность крестьянских масс. Уверяя, что

“ничего не стоит поднять любую деревню”, Бакунин

подчеркивал недостаточность “частных вспышек”

(хотя считал их безусловно полезными) и указывал

революционной интеллигенции задачу установления

“всеми возможными средствами… живой бунтовской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты