«собирания» христианского общества в живое «
всечеловеческое» единство предстаёт как
«внутренняя» русская задача», как идея России ,
снимающая все противоречия между Востоком и
Западом. Продолжая традиции специфически «русской
темы- религиозного смысла истории и человеческого
бытия, Бердяев развивает своё понимание
христианского образа мира.
Исходным принципом философии Бердяева является не
материя или идея, а свобода, которая реализуется
в творчестве, является условием творчества. С
этой позиции и исследуется Бердяевым отношение
«общество-личность». Человек- творец, в этом
отношении он подобен Богу. Человек творит свою
жизнь ,свою судьбу, свой мир, самого себя.Однако
сложившееся социальные структуры, являясь
условием жизни человека, становятся препятствием
для его свободы и творчества, превращая его жизнь
в тотальную зависимость от «идола государства»,
«идола коллектива», «идола класса». Любое
организованное и организующее общество враждебно
свободе, отрицание же личностной свободы
превращает жизнь человека в трагическое
отчуждение от общества и самого себя. Особенно
трагично положение личности в России в связи с
собенностью становления и укрепления российской
государственности- сторожевой и оборонительной
,возникшей как способ противостояния в борьбе с
«татарщиной, в Смутную эпоху, в иноземные
нашествия». Российское государство превратилось с
самодовлеющую силу, в отвлеченное начало, не
подчинённое функции народной жизни.
Поэтому для человека и человечества существуют
два пути- или смерть личности, господство
безличности, или «воскрешение человечества», имя
которому будет Богочеловечество как новая
разновидность человеческого рода.
Богочеловечество- это предельный символ
человеческих возможностей, образ- мечта,
сопровождающий человечество ,стремящееся к
«истине- смыслу» собственного существования и
свободе.
Образ богочеловечества – это способ выхода за
рамки объективного мира, это обретение знания о
«лжи» повседневной жизни. Для Бердяева истина- не
результат познания объективного мира, а победа
над вещностью мира объектов и раскрытие в них
духовных смыслов, источником которых является
человек. Обосновывая свою эсхатологию(учение о
конечных судьбах мира и человека), ведущую к
возникновению Богочеловечества, Бердяев
показывает, что сам процесс познания далёк то
традиционно принятой схемы субъект- объектных
отношений, погружающей человека в мир объектов.
Напротив, он считает, что этот процесс вносит
смысл, определяет направление развития.
Поскольку человек у Бердяева как «Другое» Бога
наделён творческими способностями, то смысл
человеческой жизни не в спасении, а в творчестве.
Однако человек как существо историческое
стремится в своей жизни к частным интересам,
используя для их достижения свою творческую
энергию.Тем самым человек отклоняется от
собственного предназначения и становится
материалом и средством истории. История, таким
образом, осуществляется как преступление , в ней
действует эгоизм, и как следствие, борьба, войны,
насилие. История противоречива, предполагает
человеческую свободу и одновременно порабощает
человека. И поэтому неизбежен апокалипсис,
очищение, смерть и воскресение человечества во
имя его возвращения в царство Духа. Историческая
перспектива человечества-«переход в качественно
новый эон вечно становящегося Абсолюта».
Высшим социальном типом является общество, в
котором органически объединены принцип личности
и принцип общности. Такое единение Бердяев
называет «персоналистическим социализмом».
Основанием построения персоналистического
общества и способом преодоления отчуждения
является соборность.
Философию Бердяева можно использовать в таких
темах как 1) Личность
2)Человек
3)Богочеловечество
4) Свобода
5)Творчество
Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) -
общественный деятель, философ, богослов,
экономист. Образование получил в Ливенском
духовном училище, Орловской духовной семинарии,
Елецкой гимназии и на юридическом факультете
Московского университета, который окончил в 1896
г. В 1901-06 г.г. - профессор политической
экономии Киевского политехнического института и
приват-доцент Киевского университета; в 1906-18
г.г - приват-доцент политической экономии
Московского унверситета и профессор политэкономии
Московского коммерческого института; в 1912 г.
защитил докторскую диссертацию "Философия
хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в
конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923-
25 г.г. - профессор церковного права и богословия
на юридическом факультете Русского научного
института в Праге; с 1925 г. до конца жизни -
профессор богословия и декан православного
богословского института в Париже, один из
идеологов Русского Христианского студенческого
движения - обновленческого движения в
православной церкви за рубежом.
Сущность христианского социализма состоит в
признании религиозной значимости безликих
социально-политических структур. Христианский
социализм по сути дела есть христиански
осмысленная социальная этика.
Христианский социализм имеет два основных
измерения.
1. Либеральное измерение, основанное на уважении
к свободе человека с соответствующей поддержкой
таких социально-политических структур, которые
обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь
понимается как культура уважения к внешней
свободе человека, не нарушающей свобод других
людей. Сущностью права полагается свобода.
2. Социальное измерение, основанное на
организованной заботе о слабых членах общества.
С. Булгаков писал: "Православная Церковь
определила свое отношение к социальному вопросу.
Правда, доселе так и не было дано
«вероучительного определения» о природе
социализма ни в русской церкви, ни во вселенском
православии. Но социализм, как социально-
экономическая доктрина, вовсе и не является
вопросом вероучения". Булгаков считал, что "цель
социализма, понятая как осуществление социальной
справедливости, защиты слабых, борьбы с
бедностью, безработицей, эксплуатацией, - в такой
степени нравственно самоочевидна, что разногласие
может быть только относительно практической
целесообразности или осуществимости тех или иных
мероприятий"3.
Религия может побуждать людей не только к личному
благочестию и благотворительности, но и к честной
работе в "миру", к улучшению политической и
экономической систем, к доброжелательному диалогу
со всеми людьми доброй воли. Т.е. к активности в
той сфере, которую традиционная религиозность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17