самостоятельных и свободных соединений и помимо
всякой официальной опеки, но не помимо различных и
равно свободных влияний лиц и партий, он сам
создаст свою жизнь". Итак: вместо государства
должна быть "вольная организация снизу вверх
посредством новых союзов, - разнузданной
чернорабочей черни"; "вольный союз земледельческих
и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и
народов”. Но какая сила дисциплинирует
"разнузданную чернорабочую чернь"? Ответ Бакунина
прост - самодисциплина. "При всей враждебности к
тому, что зовется дисциплиной, - пишет Бакунин, - я
признаю тем не менее, что известная дисциплина, не
автоматическая, но добровольная и продуманная,
прекрасно согласуемая со свободой индивидов,
необходима и всегда будет необходима, когда многие
индивиды, свободно объединившись, предпримут какую-
нибудь работу или какие-либо коллективные действия.
При таких условиях такая дисциплина ни что иное,
как добровольное и обдуманное согласование всех
индивидуальных усилий, направленных к общей цели".
В момент действия или в разгар борьбы роли должны
быть распределены в соответствии со способностями
каждого члена коллектива. "...одни управляют и
распоряжаются, другие выполняют распоряжения. Но
никакая роль не окаменевает, не закрепляется и не
остается неотъемлемой принадлежностью кого бы то ни
было". В самоуправляющемся коллективе распорядитель
- временная роль. Если кто и "возвышается", то лишь
для того, чтобы, "немного спустя, снова пасть
подобно морской волне, вечно возвращаясь к
спасительному уровню равенства". Власть
растворяется в самоуправляющемся коллективе и
делается "действительным выражением свободы
каждого, верным и серьезным осуществлением воли
всех". Удовлетворить материальные потребности можно
только "посредством коллективного труда, для всех
обязательного и для всех равного". Праздность
вносит деморализацию и дезорганизацию в общество. В
стремлении Бакунина навязать всем членам общества
"обязательный ручной труд" просматривается своего
рода рефлексия по поводу собственного дворянского
происхождения. Обязательный ручной труд - средство
морального искупления праздности предков. За свою
жизнь Бакунин несколько раз порывался бросить
литераторство и зарабатывать на жизнь трудом
пролетария. В этом отношении весьма показательно то
уважение, с которым русский анархист всю жизнь
относился к своему, французскому предшественнику,
П.Ж.Прудону, вышедшему из ремесленных низов.
Словом, в программном положении о необходимости для
всех членов общества физического труда нашел
отражение бакунинский комплекс "кающегося
дворянина". Бакунин убежден: только в свободном
обществе может развиться качественно новое сознание
свободного человека. Но пока существует государство
- хоть трижды демократическое - сознание человека
не освободится от духа авторитаризма, алчности,
зависти и подхалимства. Свободное бытие определит
свободное сознание. Психология человека изменится в
корне. Внешнее давление свободы наполнит индивида
свободой внутренней. Необходимое тождество будет
достигнуто. Бакунин вообще устраняет власть из
своей модели; место ее занимает транстенденция
свободы. Свобода выступает здесь в качестве
метафизической абстракции, что делает модель
Бакунина схематичной.
Взгляды, теорию Бакунина можно использовать в
таких темах как 1)Свобода человека
2)Мораль
3)Анархизм
4)Человек
5)Гос-во
6)Гос. управление
7) Общество
Кропоткин Пётр Алексеевич (1842-1921) - князь,
революционер, один из теоретиков анархизма,
социолог, учёный-географ и геолог. В революционном
движении с 1872. Член "Большого общества
пропаганды", вёл пропаганду среди петербургских
рабочих. В 1874 арестован, заключён в
Петропавловскую крепость. В 1876 бежал и
эмигрировал за границу. Жил в Лондоне и Швейцарии .
Разделяя основные принципы родоначальников
анархизма, он, в отличие от П.Ж.Прудона, был
сторонником социальной революции, в которой видел
не стихийный бунт (как считал М.А.Бакунин), а
сознательное действие народа, оплодотворенное
революционной мыслью. Кропоткин различал в обществе
два враждебных начала: “народное” и
“начальническое”, борьба между которыми составляет
содержание исторического процесса. Поступательное
развитие общества, по мнению Кропоткина,
осуществляется в форме чередования революционных
скачков и эволюционных процессов. Главным
содержанием будущей социальной революции Кропоткин
считал революционное творчество масс, а будущее
общество представлялось ему союзом вольных общин,
объединенных свободным договором. По мысли
Кропоткина, первоочередные задачи социальной
революции составляют: экспроприация всего, что
служит или может служить эксплуатации (в т.ч. и
предметов потребления), установление прямого обмена
городских товаров на сельскохозяйственные продукты,
интеграция труда (обработка земли не только
сельскими жителями, но и городскими, соединение
интеллигентного и физического труда), сочетание
умственного образования с физическим трудом. Анархо-
коммунистическая утопия Кропоткина выражала
интересы мелкого производителя. Анархическая
доктрина Кропоткина непосредственно связана с его
естественнонаучными представлениями. В области
биологии его идеи о взаимопомощи как факторе
эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы
представляли собой развитие одного из важных
направлений дарвинизма. Установив, что все
биологические формы жизни зиждутся на взаимной
помощи и поддержке, Кропоткин перенес это положение
и на общественную жизнь. Наряду с этим Кропоткин
признавал, что как биологическая, так и социальная
жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная
борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она,
уничтожая старые формы, помогает возникновению
новых, основанных на принципах свободы,
справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба
трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению
Кропоткина, не должна превращаться в борьбу за
власть, которая якобы неизбежно вырождается в
произвол и деспотизм. Сформулированный Кропоткиным
закон взаимной помощи и солидарности лег в основу
его этического учения. Основы человеческой
нравственности он видел в солидарности и
самопожертвовании, а истоки их – в инстинкте
взаимопомощи, который человек перенял из мира
животных. В противовес анархическому
индивидуализму, Кропоткин стремился построить
реалистическую этику (“физику нравов”).
В 1900-09 гг. Кропоткин входил в заграничные
организации русских анархистов, участвовал в
издании пропагандистских брошюр для России,
сотрудничал в анархистских изданиях “Хлеб и воля”
(1903-06, 1909 гг.). В годы революции 1905-07 гг.
выступал в ее поддержку, против карательной
политики царизма. В 1907 в числе немногих русских
эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда
РСДРП. В историческом исследовании “Великая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17