центростремительная нравственная сила. Нравственная
сила преодолевает объективации, она открывает
человеку ничем не ограниченное духовное единство, в
котором и живет свобода. Основание этого единства -
содержание нравственного закона любви к Богу и в
Боге. Таким образом метафизический человек Хомякова
- человек соборный, незаменимая конкретность, без
которой не может быть духовного единства в Боге, не
может быть богочеловечества. Этот человек является
целью мироздания, он удерживает мироздание в
гармонии, осуществляя закон любви. По мысли
Хомякова, на двух противоположных концах мироздания
находятся две личности - абсолютная и человеческая,
на их взаимном тяготении основывается целостность
мироздания. В своей философии Хомяков развивает
антропологический принцип Чаадаева, состоящий в
сознательном подчинении человека высшей
целостности, в отказе от своей изолированности во
имя целого. Соборный человек Хомякова, преодолевая
соблазн обособленности, выражает себя в служении
общему делу любви и гармонии, свободному единству в
Боге. Лейтмотив его соборного человека выражен
словами Христа: “Сберегший душу свою потеряет ее, а
потерявший душу свою ради Меня сбережет ее”. А
судьба души - это жизнь человека, таким образом,
соборный человек Хомякова воплощает метафизически
обоснованный смысл жизни, всеобщий для
эмпирического существования.
Таким образом, человек имеет два направления для
самореализации: разнообразный вещественный мир и
единый соборный мир свободы. В первом из них
индивидуальность не развивается полноценно, о чем
свидетельствует, по мысли Хомякова,
рационалистический взгляд на человека; во втором
человек выступает незаменимой конкретностью, живой
индивидуальностью, которая свободно находит себя в
единстве любви. Хомяков убежден, что “свобода не
есть какая-нибудь стихийная сила, разлитая в
природе: она есть принадлежность сознающего и
волящего Я, или, говоря короче, она есть
принадлежность личности, которая получила в
христианстве столь высокое развитие: здесь личность
высоко поднята над миром явлений, наделена
бессмертием и получила высший смысл своего бытия в
виде нравственного бесконечного совершенствования
по закону любви; а т.к. любовь есть начало
альтруистическое, то для осуществления ее отдельные
личности соединены в одно общество - церковь, где
свобода и единство находят свое высшее примирение в
законе любви. Таким образом, Церковь является
институтом по преимуществу нравственным, чем она
отличается от государства, которое строится на
формально-юридической основе” . Свобода как
сущностное свойство человека не имеет смысла для
ценности субъективной, ибо сам для себя человек ни
свободен, ни несвободен, только будучи включен в
конкретные связи, объясняющие ему его самого, он
может быть свободным или нет. По Хомякову, соборное
единство и есть те конкретные связи, которые
воплощают закон Сущего. Это вера “зрячего разума”,
высшее проявление духовных сил человека. “Любовью
сердца мы должны вызвать к жизни полноту истины и
праведности Христа и церкви, и тогда наши глаза
откроются и мы будем обладать разумом в его
полноте, постигающим сверхрациональные принципы и
их связь с рациональными аспектами существования”,
- так говорит Н.О. Лосский о взглядах Хомякова на
объективную целостность человека, в которой
реализуется его свобода.
Философские взгляды А.С. Хомякова можно
использовать в таких темах,как:1)Человек-
индивидуальность
2)Личность
3)Религиозное сознание человека
4)Мораль
5)Значение свободы для человека
6)Значение Бога в сознании человека
, 3. А.И. Герцен
Герцен Александр Иванович(1812-1870) -
революционер, писатель, философ, публицист.
Создатель теории общинного или русского социализма,
идеолог народничества, создатель альманаха
"Полярная звезда", первой русской революционной
газеты "Колокол" и ряда революционных прокламаций.
Критиковал самодержавие, выступал за освобождение
крестьян с землёй, поддержал Польское восстание
1863. Помогал эмиграции из России. Герцен А.И.
писал: "Глухое брожение, волнующее народ,
происходит от голода. Будь пролетарий побогаче, он
и не подумал бы о коммунизме".
Постоянное общение с Белинским,
Чаадаевым и др., споры с славянофилами,
литературная деятельность составляли главное
содержание жизни Герцена. Он вырастал все более и
более в такую выдающуюся силу, что Белинский
пророчил ему место "не только в истории русской
литературы", но и "в истории Карамзина". Как и во
множестве других случаев, Белинский не ошибся.
Литературная деятельность Герцена не поставила его
в ряды русских писателей-классиков, но она тем не
менее в высокой степени замечательна. Здесь и
разработка философских проблем, и вопросы этики, и
русский быт того времени, с его гнетущим влиянием
на живые силы страны, и горячая любовь к родной
земле, родному народу. Как и все лучшие русские
люди "сороковых годов", Герцен видел очень хорошо,
что основным злом России является крепостное право,
но бороться в литературе именно с этим злом,
которое признавалось, наряду с самодержавием,
"догматом политической религии" в России, было
особенно трудно. Тем не менее в рассказе "Сорока-
воровка" и в известном романе "Кто виноват" Герцен,
насколько было возможно, касался и этой запретной
темы. Пристально вглядывался Герцен и в другой
вопрос, еще более сложный - в вопрос об отношениях
между полами. Этот вопрос составляет основную тему
романа "Кто виноват"; к нему же Герцен возвращался
не раз и в других своих произведениях, особенно в
статье: "По поводу одной драмы". Эта статья
написана под впечатлением "самой обыкновенной
пьесы", но в том и сила интеллектуальной и
моральной личности Герцена, что его взор видел в
самых "обыкновенных" вещах такие стороны, мимо
которых тысячи людей проходят совершенно
равнодушно. Столь же пристально всматривался Герцен
и в вопрос о роли отвлеченного знания,
теоретических идей, абстрактной философии. Этой
теме он посвятил статьи "Дилетанты в науке",
"Дилетанты-романтики", "Дилетанты и цех учёных" и
"Буддизм в науке", Герцен разумеет вообще
теоретическую работу человеческой мысли и в
частности - философию. Герцен требует от человека
одновременно и широты, и глубины. К специалисту в
той или иной области он предъявляет требование
откликаться и на все запросы живой жизни, другими
словами, - быть гражданином. То же требование он
предъявляет и к "дилетантам", настаивая на том,
чтобы основательно изучили хоть один какой-нибудь
вопрос. Глубоко занимал Герцена также вопрос об
отношениях между личностью и коллективностью. В
древнем мире личность была всецело принесена в
жертву коллективности. Но ни то, ни другое решение
не может удовлетворить совершенного человека".
"Одно разумное, сознательное сочетание личности и
государства приведет к истинному понятию о лице
вообще. Сочетание это - труднейшая задача,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17