Общественная мысль 20 века

центростремительная нравственная сила. Нравственная

сила преодолевает объективации, она открывает

человеку ничем не ограниченное духовное единство, в

котором и живет свобода. Основание этого единства -

содержание нравственного закона любви к Богу и в

Боге. Таким образом метафизический человек Хомякова

- человек соборный, незаменимая конкретность, без

которой не может быть духовного единства в Боге, не

может быть богочеловечества. Этот человек является

целью мироздания, он удерживает мироздание в

гармонии, осуществляя закон любви. По мысли

Хомякова, на двух противоположных концах мироздания

находятся две личности - абсолютная и человеческая,

на их взаимном тяготении основывается целостность

мироздания. В своей философии Хомяков развивает

антропологический принцип Чаадаева, состоящий в

сознательном подчинении человека высшей

целостности, в отказе от своей изолированности во

имя целого. Соборный человек Хомякова, преодолевая

соблазн обособленности, выражает себя в служении

общему делу любви и гармонии, свободному единству в

Боге. Лейтмотив его соборного человека выражен

словами Христа: “Сберегший душу свою потеряет ее, а

потерявший душу свою ради Меня сбережет ее”. А

судьба души - это жизнь человека, таким образом,

соборный человек Хомякова воплощает метафизически

обоснованный смысл жизни, всеобщий для

эмпирического существования.

Таким образом, человек имеет два направления для

самореализации: разнообразный вещественный мир и

единый соборный мир свободы. В первом из них

индивидуальность не развивается полноценно, о чем

свидетельствует, по мысли Хомякова,

рационалистический взгляд на человека; во втором

человек выступает незаменимой конкретностью, живой

индивидуальностью, которая свободно находит себя в

единстве любви. Хомяков убежден, что “свобода не

есть какая-нибудь стихийная сила, разлитая в

природе: она есть принадлежность сознающего и

волящего Я, или, говоря короче, она есть

принадлежность личности, которая получила в

христианстве столь высокое развитие: здесь личность

высоко поднята над миром явлений, наделена

бессмертием и получила высший смысл своего бытия в

виде нравственного бесконечного совершенствования

по закону любви; а т.к. любовь есть начало

альтруистическое, то для осуществления ее отдельные

личности соединены в одно общество - церковь, где

свобода и единство находят свое высшее примирение в

законе любви. Таким образом, Церковь является

институтом по преимуществу нравственным, чем она

отличается от государства, которое строится на

формально-юридической основе” . Свобода как

сущностное свойство человека не имеет смысла для

ценности субъективной, ибо сам для себя человек ни

свободен, ни несвободен, только будучи включен в

конкретные связи, объясняющие ему его самого, он

может быть свободным или нет. По Хомякову, соборное

единство и есть те конкретные связи, которые

воплощают закон Сущего. Это вера “зрячего разума”,

высшее проявление духовных сил человека. “Любовью

сердца мы должны вызвать к жизни полноту истины и

праведности Христа и церкви, и тогда наши глаза

откроются и мы будем обладать разумом в его

полноте, постигающим сверхрациональные принципы и

их связь с рациональными аспектами существования”,

- так говорит Н.О. Лосский о взглядах Хомякова на

объективную целостность человека, в которой

реализуется его свобода.

Философские взгляды А.С. Хомякова можно

использовать в таких темах,как:1)Человек-

индивидуальность

2)Личность

3)Религиозное сознание человека

4)Мораль

5)Значение свободы для человека

6)Значение Бога в сознании человека

, 3. А.И. Герцен

Герцен Александр Иванович(1812-1870) -

революционер, писатель, философ, публицист.

Создатель теории общинного или русского социализма,

идеолог народничества, создатель альманаха

"Полярная звезда", первой русской революционной

газеты "Колокол" и ряда революционных прокламаций.

Критиковал самодержавие, выступал за освобождение

крестьян с землёй, поддержал Польское восстание

1863. Помогал эмиграции из России. Герцен А.И.

писал: "Глухое брожение, волнующее народ,

происходит от голода. Будь пролетарий побогаче, он

и не подумал бы о коммунизме".

Постоянное общение с Белинским,

Чаадаевым и др., споры с славянофилами,

литературная деятельность составляли главное

содержание жизни Герцена. Он вырастал все более и

более в такую выдающуюся силу, что Белинский

пророчил ему место "не только в истории русской

литературы", но и "в истории Карамзина". Как и во

множестве других случаев, Белинский не ошибся.

Литературная деятельность Герцена не поставила его

в ряды русских писателей-классиков, но она тем не

менее в высокой степени замечательна. Здесь и

разработка философских проблем, и вопросы этики, и

русский быт того времени, с его гнетущим влиянием

на живые силы страны, и горячая любовь к родной

земле, родному народу. Как и все лучшие русские

люди "сороковых годов", Герцен видел очень хорошо,

что основным злом России является крепостное право,

но бороться в литературе именно с этим злом,

которое признавалось, наряду с самодержавием,

"догматом политической религии" в России, было

особенно трудно. Тем не менее в рассказе "Сорока-

воровка" и в известном романе "Кто виноват" Герцен,

насколько было возможно, касался и этой запретной

темы. Пристально вглядывался Герцен и в другой

вопрос, еще более сложный - в вопрос об отношениях

между полами. Этот вопрос составляет основную тему

романа "Кто виноват"; к нему же Герцен возвращался

не раз и в других своих произведениях, особенно в

статье: "По поводу одной драмы". Эта статья

написана под впечатлением "самой обыкновенной

пьесы", но в том и сила интеллектуальной и

моральной личности Герцена, что его взор видел в

самых "обыкновенных" вещах такие стороны, мимо

которых тысячи людей проходят совершенно

равнодушно. Столь же пристально всматривался Герцен

и в вопрос о роли отвлеченного знания,

теоретических идей, абстрактной философии. Этой

теме он посвятил статьи "Дилетанты в науке",

"Дилетанты-романтики", "Дилетанты и цех учёных" и

"Буддизм в науке", Герцен разумеет вообще

теоретическую работу человеческой мысли и в

частности - философию. Герцен требует от человека

одновременно и широты, и глубины. К специалисту в

той или иной области он предъявляет требование

откликаться и на все запросы живой жизни, другими

словами, - быть гражданином. То же требование он

предъявляет и к "дилетантам", настаивая на том,

чтобы основательно изучили хоть один какой-нибудь

вопрос. Глубоко занимал Герцена также вопрос об

отношениях между личностью и коллективностью. В

древнем мире личность была всецело принесена в

жертву коллективности. Но ни то, ни другое решение

не может удовлетворить совершенного человека".

"Одно разумное, сознательное сочетание личности и

государства приведет к истинному понятию о лице

вообще. Сочетание это - труднейшая задача,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты