Общественная мысль 20 века

полагает светской (религиозно нейтральной).

Булгаков высоко отзывается о протестантской

трудовой этике, легализировавшей активность

христианина в этой сфере, в своей статье

"Народное хозяйство и религиозная личность"

(1909).

В России по разным причинам религиозных

пробуждений не было, но сама идея "социального

Евангелия" примерно в то же время на маргинальном

уровне все же имелась. В конце XIX века ее

развивал В. Соловьев в качестве составной части

своего учения о "Богочеловечестве". Ранее

П. Чаадаев, говоря о влиянии христианства на

западную цивилизацию, имел в виду и ее социальный

аспект, хотя он и не говорил прямо о христианском

социализме.

XIX век был веком социального вопроса. Социализм

же становился безрелигиозным. Религиозность в

России все больше уходила на задний план, поэтому

русский коммунизм оказался атеистическим.

Интеллигенция в то время была увлечена новомодным

марксизмом. Прошел через него вместе с другими и

С. Булгаков, точно указав на самое слабое место

марксизма: неадекватную антропологию,

редуцирующую человека к социальному фактору,

представляющую человека функцией социальной

среды. Преодолев марксизм, он обретает новое

понимание идеализма, христианства, православия.

С. Булгаков мыслит христианскую актуализацию в

социальной сфере в духе аналогичных концепций

В. Соловьева. Так он писал в своем сборнике

статей "От марксизма к идеализму" (1903):

"Идеализм в России родился и стоит под знаком

социального вопроса и теории прогресса. Он нужен

его представителям не затем, чтобы уйти от земли

и ее интересов - на небо ли, или в «болото

реакции», или куда-нибудь еще, - но чтобы придать

абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить

нравственные и общественные идеалы; поэтому он не

мирит с действительностью, а зовет к борьбе с ней

во имя абсолютного идеала. Между марксизмом и

идеализмом, при всей противоположности их в

области «теоретического разума», существует

поэтому значительная близость в сфере «разума

практического» , социальных стремлений и идеалов.

Идеалы социальной справедливости и общественного

прогресса, свободы и равенства, политического

либерализма и социального демократизма или

социализма с необходимостью вытекают из основных

принципов философского идеализма; они не только

не составляют монополии марксизма или какой-

нибудь другой доктрины, но лишь на этих принципах

и могут вообще обосновываться".

Вместо старого, изрядно одряхлевшего и

бессильного идеализма Булгаков предлагает

волевой, действенный идеализм как философско-

этическую проекцию универсально понятого

христианства, как глобального проекта. Такой

идеализм не отворачивается ни от материи, ни от

политики, а ставит задачу преображения этих сфер.

Вслед за Соловьевым, он называет себя

"религиозным материалистом", использует

методологию "критики отвлеченных начал". Одним из

таких начал является отвлеченный спиритуализм.

С. Булгаков, в духе В. Соловьева, убедительно

показывает нравственную обязанность христианина

отвечать не только за свою душу, но и за целое

общество.

Кроме того, старый добрый идеализм получил, по

мнению С. Булгакова, как бы новый импульс-

прививку от молодого энергичного марксизма. Он

называл марксизм "источником бодрости и

деятельного оптимизма, боевым кличем молодой

России, как бы общественным бродилом", "первым

горячим ручейком, растопляющим зимний лед". Это

новое понимание идеализма и религиозности,

просветляющих все сферы, и составило сердцевину

известного "нового религиозного сознания" начала

XX-го века.

Более того, С. Булгаков во многих работах

утверждает по-христиански понятый западный

правовой либерализм, в основе которого лежит

уважение к человеческой личности, сотворенной по

образу и подобию Бога.

С. Булгаков в 1905 г. жестко критиковал

современный ему капитализм. Он призывал к

общности имуществ, которая была характерна для

благодатно-анархического коммунизма первых

христиан. Но он решительно отвергал тотальную

якобы необходимую связь христианской экономики с

христианской общиной (по аналогии с церковным

хозяйством в монастырях). Признавая удачное

ведение хозяйства в некоторых монастырях,

Булгаков не мыслил экономическое устройство

России по типу монастырского. С. Булгаков говорил

не о "церковном (или клерикальном) социализме", а

об "экономическом социализме" для всех граждан

независимо от вероисповедания.

Булгаков понимал социализм как необходимое

условие для материального благоустройства людей,

называя такой социализм "нейтральным", понимая

его как "социальную технику", в противоположность

социализму "научному", как идеологизированной

псевдорелигии.

В статье "Неотложная задача" содержится проект

программы "Союза христианской политики" Завет

Христа (одеть нагих, накормить голодных,

заботиться об узниках) может быть решен только

посредством социального законодательства, с

помощью профсоюзов, кооперативов, объединений

трудящихся, посредством всего того, что на Западе

называют "христианским социализмом". Булгаков

определял "христианский социализм" как "социализм

во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма

как "социализма во имя религии человекобожества".

В христианском социализме, по С. Булгакову, кроме

собственно социализма как техники социальной

справедливости, должен быть еще один очень важный

аспект, о котором много писал ранее В. Соловьев.

"Учением о Богосыновстве, об абсолютном

достоинстве человеческой личности, носящей образ

Божий, христианство утвердило непоколебимые

основы всякого освободительного движения - идеал

свободы личности. Идеал свободы личности и

уважения человека к человеку и должен быть

руководящей идеей христианской политики в области

отношений как политических, так и экономических".

Задачи христианской политики могла бы решать

христианская общественность, а пока

предполагаемый "Союз христианской политики" мог

бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле

реализации "правды социализма" с

социалистическими и социал-демократическими

партиями. Члены предполагаемого СХП могли

вступать в другие партии, чтобы там продвигать

идеи христианской политики. Опасаться следовало

только превращения социализма в псевдорелигию,

что и произошло несколько позже в России. Самому

СХП не обязательно было становиться политической

партией, он мог бы быть фактором формирования

христианской общественности.

Христианскую общественность с ее "новым

религиозным сознанием" не так легко определить.

Но можно попытаться это сделать, исходя от

противного. Так С. Булгаков писал: "В среде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты