связи между разъединенными общинами”. Под прямым
воздействием Бакунина сложилось бунтарское
бакунинское направление в народническом движении
1870-х гг. и преобладало в нем в течение ряда лет.
По существу в условиях России того времени
бакунизм был одним из проявлений революционного
демократизма, выражавшего чаяния и мечтания
угнетенных крестьянских масс.
Основной характеристикой власти является отношение
господства и подчинения. Соответственно: власть
есть определенное отрицание свободы подчиненного.
Поэтому проблема власти выражается во
взаимоотношениях господствующего и подчиненного, в
том, насколько первый отрицает свободу второго и
насколько второй позволяет первому это делать.
Проблема власти формирует два основных социально-
психологических типа: личности во власти и
личности подвластной. Государство есть структура,
оформляющая и опосредующая господство личности во
власти. Личность же, находящаяся под властью,
объективно противостоит личности во власти и
выступает как антигосударственная сила. Бакунин
был убежден: общество отчуждения невозможно
"исправить" мирными средствами; необходима
насильственная трансформация. Идею революции
Бакунин вынашивал долгие годы. Еще в 1842 г. в
"Немецком Ежегоднике" под псевдонимом Жюль Элизар
была опубликована статья Бакунина "О реакции в
Германии". Автор в довольно абстрактной форме
проводит мысль: революция есть ни что иное, как
реализация свободы. Статья заканчивается формулой,
которая стала затем девизом всех анархистов:
"Страсть к разрушению есть вместе и творческая
страсть!"1. Чья страсть к разрушению? Это было
ясно с самого начала: страсть личности. Но ответ
на вопрос "Страсть к разрушению чего?" Бакунин
сформулировал лишь к 1868 году: "Революция, такая
как мы ее понимаем, должна в первый же день
уничтожить радикально и окончательно Государство и
государственные учреждения".
Апостол разрушения проповедует: любая форма
государственной власти препятствует свободному
развитию личности. В монархическом государстве
"чиновный мир" притесняет и грабит народ "для
вящей пользы привилегированных, имущих классов, а
также и своих собственных карманов" во имя
монарха. В демократической же республике он "будет
точно также теснить и грабить народ для тех же
карманов и классов, только уже во имя народной
воли". Бакунин разоблачает буржуазную демократию.
"...народу,- пишет он в книге "Государственность и
Анархия ",- отнюдь не будет легче, если палка,
которою его будут бить, будет называться палкой
народною". Бакунин убежден: представительная форма
правления освящает деспотизм мнимой народной
волей. Философ-бунтарь предостерегает:
"...деспотизм не бывает так страшен и так силен,
как тогда, когда он опирается на мнимое
представительство мнимой народной воли".
Демократия основана на деспотизме "скрытом" и "тем
более опасном”. Для Бакунина всякая
государственная власть стремится увековечить саму
себя. Пороки власти распространяются на всех,
независимо от социального происхождения.
Перерождение вошедшего во власть пролетария
неизбежно. Теоретик анархизма предсказывает:
"работники, как только сделаются представителями
или правителями народа, перестанут быть
работниками и станут смотреть на весь чернорабочий
мир с высоты государственной; будут представлять
уже не народ, а себя и свои притязания на
управления народом".
"Притязания" же на "управление
народом" кроются в природе человека. "Кто может
усомниться в этом, тот вовсе не знаком с природой
человека," - заключает Бакунин. Он так же энергично
протестует против власти ученых. Причину возможного
деспотизма философ видит в экзистенциальных и
профессиональных качествах людей науки, ибо "ученый
уже по своему существу склонен ко всякому
умственному и нравственному разврату, и главный
порок его - это превозвышение своего знания, своего
собственного ума и презрение ко всем незнающим".
Эти качества, помноженные на обладание
государственной властью, приведут к тому, что "он
[ученый - Д.Ж.] сделается самым несносным тираном,
потому что ученая гордость отвратительна,
оскорбительна и притеснительней всякой другой. Быть
рабами педантов - что за судьба для человечества!"
Придя к власти, ученые будут управлять обществом в
соответствии со своими профессиональными навыками и
запросами. Это обернется для человечества
катастрофой: "Дайте им [ученым - Д.Ж.] полную волю,
они станут делать над человеческим обществом те же
опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над
кроликами, кошками и собаками". Далее Бакунин
рисует жуткую картину общества будущего, "которое
стало бы повиноваться законодательству, исходящему
из научной академии": "Такое общество было бы
обществом не людей, а скотов. ...Такое общество не
предпочло бы спуститься на самую низкую ступень
идиотизма". "Жизнь иссякла бы, а человеческое
общество обратилось бы в бессловесное и рабское
стадо. Управление жизни наукой не могло бы иметь
другого результата, кроме оглупления всего
человечества". Недоверие Бакунина к ученым вовсе не
означало презрения к науке вообще. Он был
поборником "всенародного образования". Бакунин
считал также, что ученые и в анархическом обществе
будут составлять определенную социальную группу,
ибо наука "останется одною из многочисленных
общественных специальностей", и "энциклопедических
голов ... будет очень немного". Но эта
специальность перестанет быть доступной только для
привилегированных классов и сделается достоянием
"всех лиц, имеющих призвание и охоту заниматься
ею".
Бакунин - враг всех форм
государственной власти. Бакунин - материалист и
коллективист. Огонь своей критики он обрушивает на
теорию свободного общественного договора,
принадлежащую французскому просветителю Ж.-Ж.Руссо.
Согласно этой теории, свобода и общество -
диаметрально противоположные понятия. Человек
самобытен и свободен только вне общества. Внешняя
необходимость - труд и война - заставляет индивида
"при помощи своего рода договора" объединиться с
себе подобными. При заключении же общественного
договора каждый индивид теряет часть своей свободы.
Бакунин восстает против рассуждений Ж.-Ж.Руссо.
Бакунин не имеет "намерения и малейшей охоты"
навязывать "нашему или чужому народу" какой бы то
ни было идеал общественного устройства -
"вычитанного из книжек или выдуманного". Народные
массы, "жаждущие освобождения", должны организовать
свои стихийные силы "вне государства и против
него". Бунтарь убежден: "народные массы носят в
своих более или менее развитых инстинктах, в своих
насущных потребностях и своих стремлениях,
сознательных и бессознательных, все элементы своей
будущей нормальной организации". Бакунин понимает:
"чтобы поднять целые народные массы", необходим
"общенародный идеал". Но искать идеал надо в самом
народе. Народ же может быть только тогда "счастлив,
свободен", когда, "организуясь снизу вверх, путем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17