сформулировал осн. принципы христ. философии. Доказывал, что бог явл.
высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по
необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и
необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались
иносказательным хар-м, то для их толкования требовалась изощренная логика.
Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский
- второй святой катол. церкви (томизм, католич. филос. – филос.
крестьянства Запад. Европы): осн. цель отработка основных догматов христ.
вероучения в формах здравого смысла.
--------------------------------------------------------------------------
8. Основные направления философии эпохи Возрождения и их характеристика
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение
культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания
привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и
перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.
Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего, возрождение
проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма,
направленных против христианской морали. Стремление всего живого к
избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть
ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение – высшее благо.
Дж. Бруно провозглашал существование бесчисленных миров. Небесные тела
составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном
пространстве, был противником схоластических методов осмысления природы.
Идея пантеизма (отождествление Бога и природы) лежит в основе всей
философии эпохи Возрождения. Гуманизм – учение о ценности чел-ка (он высш.
цен-ть).
|
6. Школа Сократа. Платон и Аристотель
Сократ хочет понять мир, двигаясь от общего к событиям. В этом отношении
типичным для него явл-ся рассуждение о прекрасном. «Каждая вещь прекрасна
по-своему, но все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как
таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл». Раз общее м.б. обнаружено не
чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил
основы идеализма.
Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею
обусловлены пригодность и полезность всего остального, в т.ч. и
справедливости.
Он разработал опред. метод – диалектику, состоящую из иронии и майевтики
(рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала
дает негативный рез-т, но перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь
новых мыслей. И в наше время обмен мнениями, диалог, дискуссия явл-ся
важнейшим средством получения инф-и.
«Познай самого себя, и ты познаешь мир» - Сократ.
Олицетворением объективного идеализма античности был Платон (428 – 348 гг.
до н.э.). Он сформировал структуру мира, связан. с текучим многообр-м
чувственных вещей и одновременно противостоящую этому многообр-ю в мире
идей. Именно в идее, олицетворяющей сущность одноименных ей вещей,
«снимаются» противоречия чувственного мира.
Платон пропагандирует широко распр. на Востоке идею освобождения души от
кругооборота земных рождений в результате благой жизни.
Теория идей Платона: подлинными предметами разумного знания являются не
вещи, а идеи как «подлинно сущее» бытие.
Платон разделяет подлинное знание и мнение, подчеркивая, что без учения об
идеях невозможно никакое достоверное знание.
Идеи обладают абсолютным совершенством – это первопричины. Чтобы открыть
истину человек должен приблизиться к идее.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был учеником, а затем решительным
противником Платона. Святой № 1 катол. церкви.
Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие
он называет субстанцией – это такое бытие, кот. не способно пребывать в
другом бытии, оно сущ-ет в самом себе. Мир есть совок-ть субстанций, каждая
из них – некоторое единичное бытие.
По Аристотелю, единич. бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы).
Материя – это возможность бытия и вместе с тем некот. субстрат. Эйдос –
форма – это и сущность отдельного, единич. предмета, и то, что охватывается
этим понятием.
Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (субстрат),
действие (начало движения) и цель. Но и действ. причину, и целевую причину
определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи – вещности к
действительности, это осн. динамич. и смысл. содержание вещи.
Материя инертна, чтобы она пришла в движение нужна форма.
--------------------------------------------------------------------------
9. Англ. философы XVII – XVIII. Бэкон, Гоббс, Локк.
Френсис Бэкон (1561 - 1626), пытаясь показать практ. пользу и значим-ть
опытной науки, стал родоначальником англ. эмпиризма (с лат. - опыт).
Основной тезис Бэкона «Знание - сила» подчеркивал сущ-ть и цель новоевроп-й
науки. Материализм Бэкона закл. в убеждении, что основа человеч. знания –
изучение природы. Власть над природой строится на ее познании. Природа
материальна, обладает движением, кот. не исчерп. Только перемещением в
простр-ве, а вкл. в себя внутр. активность. В своем произв-и «О дост-ве и
преумнож-и наук» он предлагает классиф-ю наук, основу кот. сост. глав.
способ-ти человеч. души – память, воображение, разум.
Учение об идолах – образно называя искаженные представления людей о
действит-ти идолами познания, Бэкон предлагает их классиф-ю: идолы рода
(человеч. роду присущи многочисл. заблужд., огранич. и ложные представ-я),
идолы пещеры (свидет-ют о сложности и потаенности субъектив. внутр. мира
чел-ка), идолы рынка (их порождает неправильное употреб. слов, пустые
споры), идолы театра (это все некритич. заимствованные положения из различ.
философ. систем и доктрин, индивиды на сцене вымышленного мира).
Учение о методах – необход-ть разделения природы средствами разума; далее
необходимо выделить самое простое и легкое; затем следует открытие закона,
кот. послужит основ. знания и деят-ти; и лишь в итоге нужно суммировать все
представления, выводы и примеры и получить истин. толкование природы.
В философ. системе Т. Гоббса (1588 – 1679) на перед. план выдвинулись
вопросы соц. философии. Его отношение к теологии хорошо понятно из
изречения: «Пилюли религ. веры следует проглатывать, не разжевывая».
Центром филос. интересов Гоббса явл. чел-к. Объясняя человеч. жизнед-ть и
человеч. душу, Гоббс отдает предпочтение механистическому подходу: жизнь
есть движение членов, сердце – пружина, нервы – нити, а суставы – колеса,
сообщ-е движение всей машине человеч. тела. Любой народ по его мнению
проходит 2 стадии развития: догосударст-ю (естеств-ю) и госуд-ю. Люди в
противоположность естеств., сугубо эстетич. природе чел-ка должны стать на
путь обществ-го договора, ибо даже плохой мир лучше войны.
Воззрения Гоббса были развиты его соотеч-м Джоном Локком (1632 - 1704),
кот. работал над своим основным сочинением «Опыты о человеч. разуме» на
протяж. 19 лет. Осн. содерж. его сочин. была критика врожденных идей. Локк
отрицает даже врожденность идеи Бога, указывая на существ-е атеистов и сам
феномен атеизма.
Локк выд. 2 разновид-ти опыта, объясняющие происх-е всех наших идей: идеи
внеш. опыта мы получ. посредством зрения, слуха, осязания и др. органов
чувств, однако люди могут иметь еще и идеи о своей собств. деят-ти, психич.
состояниях, чувстве радости, печали, гордости – эта деят-ть названа Локком
рефлексией. В деят-ти внутр. опыта познават-е проц. неотделимы от волевых и
эмоцион-х. Вслед за важн. проблемой 2-х родов опыта возникла проблема
первич-х (неотъемл. св-ва всех тел – протяж-ть, форма, движ-е, число и
т.д.) и вторич-х (цвет, звук, запах, вкус – всегда изменчивы) качеств.
Знание Локк делит на интуитивное и демонстративное, кот. в совокуп-ти
образ. умозрительное знание; 3-ю разновид-ть Локк наз. сенсетивным знанием,
т.е. знанием относ. внеш. предметов, получ. нашими ощущ-ми.
Учение о естеств. правах чел-ка (природное равенство, свобода, собств-ть и
присвоение, власть). |
10. Философия Декарта и Спинозы
Главным своим заданием Ф. нового времени предусматривает в разработке и
обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два
противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм
предусматривает, что основное содержание научного познания получается с
чувственного опыта, а рационализм - через деятельность разума.
Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт - своей
методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент
считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-
математическому мышлению.
Декарт был уверен, что ист-м истины м.б. только разум, а не обычаи,
традиции, авторитет. Критериями истины явл. ясность и отчетливость, кот. ум
ищет в самом себе, опираясь на интуицию. Действие, след-е за интуицией, -
дедукция, в кот. в отл. от интуиции есть движение. Интуиция и дедукция – 2
наиболее верных пути, ведущ. к знанию, сверх кот. ум не должен допускать
ничего. Декарт яркий представитель дуализма.
Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его
учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в
широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды
преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое
развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них
физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе,
субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу.
--------------------------------------------------------------------------
11. Философия франц. Посвещения.
Дидро и Гельвеций
Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых
идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса
всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и
Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной
ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х
догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего.
Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х
представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11