Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака

сформулировал осн. принципы христ. философии. Доказывал, что бог явл.

высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по

необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и

необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались

иносказательным хар-м, то для их толкования требовалась изощренная логика.

Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский

- второй святой катол. церкви (томизм, католич. филос. – филос.

крестьянства Запад. Европы): осн. цель отработка основных догматов христ.

вероучения в формах здравого смысла.

--------------------------------------------------------------------------

8. Основные направления философии эпохи Возрождения и их характеристика

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение

культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания

привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и

перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего, возрождение

проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма,

направленных против христианской морали. Стремление всего живого к

избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть

ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение – высшее благо.

Дж. Бруно провозглашал существование бесчисленных миров. Небесные тела

составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном

пространстве, был противником схоластических методов осмысления природы.

Идея пантеизма (отождествление Бога и природы) лежит в основе всей

философии эпохи Возрождения. Гуманизм – учение о ценности чел-ка (он высш.

цен-ть).

|

6. Школа Сократа. Платон и Аристотель

Сократ хочет понять мир, двигаясь от общего к событиям. В этом отношении

типичным для него явл-ся рассуждение о прекрасном. «Каждая вещь прекрасна

по-своему, но все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как

таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл». Раз общее м.б. обнаружено не

чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил

основы идеализма.

Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею

обусловлены пригодность и полезность всего остального, в т.ч. и

справедливости.

Он разработал опред. метод – диалектику, состоящую из иронии и майевтики

(рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала

дает негативный рез-т, но перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь

новых мыслей. И в наше время обмен мнениями, диалог, дискуссия явл-ся

важнейшим средством получения инф-и.

«Познай самого себя, и ты познаешь мир» - Сократ.

Олицетворением объективного идеализма античности был Платон (428 – 348 гг.

до н.э.). Он сформировал структуру мира, связан. с текучим многообр-м

чувственных вещей и одновременно противостоящую этому многообр-ю в мире

идей. Именно в идее, олицетворяющей сущность одноименных ей вещей,

«снимаются» противоречия чувственного мира.

Платон пропагандирует широко распр. на Востоке идею освобождения души от

кругооборота земных рождений в результате благой жизни.

Теория идей Платона: подлинными предметами разумного знания являются не

вещи, а идеи как «подлинно сущее» бытие.

Платон разделяет подлинное знание и мнение, подчеркивая, что без учения об

идеях невозможно никакое достоверное знание.

Идеи обладают абсолютным совершенством – это первопричины. Чтобы открыть

истину человек должен приблизиться к идее.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был учеником, а затем решительным

противником Платона. Святой № 1 катол. церкви.

Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие

он называет субстанцией – это такое бытие, кот. не способно пребывать в

другом бытии, оно сущ-ет в самом себе. Мир есть совок-ть субстанций, каждая

из них – некоторое единичное бытие.

По Аристотелю, единич. бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы).

Материя – это возможность бытия и вместе с тем некот. субстрат. Эйдос –

форма – это и сущность отдельного, единич. предмета, и то, что охватывается

этим понятием.

Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (субстрат),

действие (начало движения) и цель. Но и действ. причину, и целевую причину

определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи – вещности к

действительности, это осн. динамич. и смысл. содержание вещи.

Материя инертна, чтобы она пришла в движение нужна форма.

--------------------------------------------------------------------------

9. Англ. философы XVII – XVIII. Бэкон, Гоббс, Локк.

Френсис Бэкон (1561 - 1626), пытаясь показать практ. пользу и значим-ть

опытной науки, стал родоначальником англ. эмпиризма (с лат. - опыт).

Основной тезис Бэкона «Знание - сила» подчеркивал сущ-ть и цель новоевроп-й

науки. Материализм Бэкона закл. в убеждении, что основа человеч. знания –

изучение природы. Власть над природой строится на ее познании. Природа

материальна, обладает движением, кот. не исчерп. Только перемещением в

простр-ве, а вкл. в себя внутр. активность. В своем произв-и «О дост-ве и

преумнож-и наук» он предлагает классиф-ю наук, основу кот. сост. глав.

способ-ти человеч. души – память, воображение, разум.

Учение об идолах – образно называя искаженные представления людей о

действит-ти идолами познания, Бэкон предлагает их классиф-ю: идолы рода

(человеч. роду присущи многочисл. заблужд., огранич. и ложные представ-я),

идолы пещеры (свидет-ют о сложности и потаенности субъектив. внутр. мира

чел-ка), идолы рынка (их порождает неправильное употреб. слов, пустые

споры), идолы театра (это все некритич. заимствованные положения из различ.

философ. систем и доктрин, индивиды на сцене вымышленного мира).

Учение о методах – необход-ть разделения природы средствами разума; далее

необходимо выделить самое простое и легкое; затем следует открытие закона,

кот. послужит основ. знания и деят-ти; и лишь в итоге нужно суммировать все

представления, выводы и примеры и получить истин. толкование природы.

В философ. системе Т. Гоббса (1588 – 1679) на перед. план выдвинулись

вопросы соц. философии. Его отношение к теологии хорошо понятно из

изречения: «Пилюли религ. веры следует проглатывать, не разжевывая».

Центром филос. интересов Гоббса явл. чел-к. Объясняя человеч. жизнед-ть и

человеч. душу, Гоббс отдает предпочтение механистическому подходу: жизнь

есть движение членов, сердце – пружина, нервы – нити, а суставы – колеса,

сообщ-е движение всей машине человеч. тела. Любой народ по его мнению

проходит 2 стадии развития: догосударст-ю (естеств-ю) и госуд-ю. Люди в

противоположность естеств., сугубо эстетич. природе чел-ка должны стать на

путь обществ-го договора, ибо даже плохой мир лучше войны.

Воззрения Гоббса были развиты его соотеч-м Джоном Локком (1632 - 1704),

кот. работал над своим основным сочинением «Опыты о человеч. разуме» на

протяж. 19 лет. Осн. содерж. его сочин. была критика врожденных идей. Локк

отрицает даже врожденность идеи Бога, указывая на существ-е атеистов и сам

феномен атеизма.

Локк выд. 2 разновид-ти опыта, объясняющие происх-е всех наших идей: идеи

внеш. опыта мы получ. посредством зрения, слуха, осязания и др. органов

чувств, однако люди могут иметь еще и идеи о своей собств. деят-ти, психич.

состояниях, чувстве радости, печали, гордости – эта деят-ть названа Локком

рефлексией. В деят-ти внутр. опыта познават-е проц. неотделимы от волевых и

эмоцион-х. Вслед за важн. проблемой 2-х родов опыта возникла проблема

первич-х (неотъемл. св-ва всех тел – протяж-ть, форма, движ-е, число и

т.д.) и вторич-х (цвет, звук, запах, вкус – всегда изменчивы) качеств.

Знание Локк делит на интуитивное и демонстративное, кот. в совокуп-ти

образ. умозрительное знание; 3-ю разновид-ть Локк наз. сенсетивным знанием,

т.е. знанием относ. внеш. предметов, получ. нашими ощущ-ми.

Учение о естеств. правах чел-ка (природное равенство, свобода, собств-ть и

присвоение, власть). |

10. Философия Декарта и Спинозы

Главным своим заданием Ф. нового времени предусматривает в разработке и

обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два

противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм

предусматривает, что основное содержание научного познания получается с

чувственного опыта, а рационализм - через деятельность разума.

Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт - своей

методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент

считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-

математическому мышлению.

Декарт был уверен, что ист-м истины м.б. только разум, а не обычаи,

традиции, авторитет. Критериями истины явл. ясность и отчетливость, кот. ум

ищет в самом себе, опираясь на интуицию. Действие, след-е за интуицией, -

дедукция, в кот. в отл. от интуиции есть движение. Интуиция и дедукция – 2

наиболее верных пути, ведущ. к знанию, сверх кот. ум не должен допускать

ничего. Декарт яркий представитель дуализма.

Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его

учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в

широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды

преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое

развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них

физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе,

субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу.

--------------------------------------------------------------------------

11. Философия франц. Посвещения.

Дидро и Гельвеций

Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых

идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса

всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и

Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной

ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х

догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего.

Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х

представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты