Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака

Гл.представителем второго направ-я франц. матер-ма был Клод Анри Гельвеций

(1715 – 1771), кот. считал, что чувств. познание – это только первый шаг

познающего мышления. Наблюдать, обобщать и делать закл-я из чувств. впечат-

й предстоит уму. Гл. его произведение «Об уме» направлено против

религиозной идеологии. Ощущение- фундамент познания, но ум основ-ся на

удачном подборе новых идей. Поэтому основопол. способностью ума следует

считать сравнение. Идеи он разд. на полезные, вредные и безразличные.

Дени Дидро (1713 - 1784) осознал недостатки механицизма. Материя – это

непрерывное движение, всеобщее «брожение» во Вселенной. Поскольку он гл.

движ. силой считает внутр. активность, его матер-зм характеризуют как

энергетич-й. По мнению Дидро, вся природа находится в вечном движении и

развитии; сущее погибает в одной форме самодвижения. Послед. обусловлена

внутр. разнород-тью материи, кот. сост. из бесчисл. кол-ва разнокач-х

элементов; их столкновение и взаимодействие объясняет вечное движение,

изменение и развитие.

--------------------------------------------------------------------------

12. Философия Канта и Фихте

Творч-во Иммануила Канта (1724 - 1804) – родонач-ка немец. класс. фил-и,

делится на 2 периода. Докритический период его деят-ти представлен

естественно-науч. воззрениями. Критич-й период характеризуется разделением

им мира на мир явлений (феноменов) и мир непознаваемых «вещей в себе»

(ноуменов).

Этическое учение Канта предст. в книге «Критика прктич. разума». Осн.

проблема – связь свободы и нравственности. В этике Канта важное место

занимает «добрая воля» - она мыслится им как необходимое условие достижения

счастья, где важно делать все по доброй воле.

Этика Канта непосредственно примыкает к его философии религии, т.к. мораль

неизбежно ведет к религии. Чел-к по Канту никогда не свободен от вины.

Боязнь нарушить установленные богами запреты стала основой потребности в

искупительной жертве. Когда жертвоприн-е превращ-ся в самопож-е, происходит

«нравственно-религиозная революция».

Кант различает 3 вида веры: прагматическая – вера чел-ка в свою правоту в

каждом конкр. случае; доктринальная – вера в общие положения; моральная

вера, кот. ничто не может поколебать. Моральная вера выше знания, она

реализ-ся в этичном поведении. Звездное небо над головой и нравств-й закон

– вот значимые для Канта ценности.

Фил-я Фихте – это деятельная фил-я, фил-я свободы, желание освободить чел-

ка от внешних оков. Фил-я Фихте интересна прежде всего тем, что она

показывает возможности фил-и, принципом кот. явл. философски понятый

субъект. В противоположность созерцат-му матер-зму субъектив-й идеализм

Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деят-ть чел-ка. И хотя

эта деят-ть осмыслив-ся в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо

значит-й шаг вперед в понимании природы чел-ка и общ-ва, их отличия от

прир. явлений.

--------------------------------------------------------------------------

14. Философия Фейербаха

Великий немец. фил-ф Людвиг Фейербах (1804 - 1872) отважился говорить о

земном происх-и религии и о «религ. происх-и» немец. матер-зма.

Главенств. и конституирующим религию признаком, по мнению Ф., явл. чувство

зависимости или от природы, или от соц. сил. Бог, есть объективированная

абстракция, существ-я в голове чел-ка.

Все религии он разделил на естественные, кот. существ-ли на заре разв.

человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот.

обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно-

эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и

фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу

сферы.

Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии

Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел-

ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она

занята раскрытием подлинно человеч. сущности.

К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я,

психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте

человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное.

| |

| | | | |

|13. Философия |18. Позитивизм и |20. Экзистенциализм|28. Качество и |

|Гегеля |неопозитивизм | |количество, мера |

|Георг Вильгельм |Позитивизм пытается|Экзистенциализм - |В кн. «Наука |

|Фридрих Гегель |пересмотреть |это |логики» Гегеля |

|(1770 - 1831), |природу философии. |иррационалистическо|рассматр-ся учение |

|предст-ль немец. |Фил-я всегда |е направление в |о бытии, о сущности|

|классич. |связана с опытом |современной |и его понятии. В |

|идеалистич. фил-и, |(научным). Эта |философии, |первом разделе кн. |

|явл. автором |фил-я имеет дело с |возникшее в начале |мыслитель выделяет |

|знаменит. афоризма:|фактами. |XX века и |3 формы бытия, |

|«Что действительно,|Основоположник |стремившееся |оговаривая при |

|то разумно, что |позитивизма Огюст |постигнуть бытие |этом, что они суть |

|разумно, то |Конт (фр. ученый) –|как |первые и вместе с |

|действительно». По |все, что не |непосредственную |тем самые бедные, |

|Гегелю, мировой |соотв-ет научным |нерасчлененную |т.е. самые |

|процесс есть |фактам не имеет |целостность |абстрактные: |

|процесс становления|права на |субъекта и объекта.|кач-во, колич-во, |

|Мирового духа, или |существование. |Известно два |мера. Кач-во – это |

|Абсолютной идеи. |Спенсер полагал, |направления |в первую очередь |

|Принцип |что все философские|экзистенциализма - |тождественная с |

|субстанциональ-ност|проблемы д.б. |религиозное, |бытием |

|и Мирового духа – |сведены к проблемам|представленное |определенность, так|

|один из осн. принц.|биологии (напр., |такими мыслителями,|что нечто перестает|

|объектив. идеализма|законы эволюции и |как К. Ясперс |быть тем, что оно |

|Гегеля. |т.д.). |(1883-1969) и Г. |есть, когда оно |

|Гегель постулирует |Мах (махизм) и |Марсель (1889-1973)|теряет свое кач-во;|

|тождество мышления |Авенариус |и атеистическое, |колич-во – |

|и бытия. Мышление |рассматривали |выразителями |напротив, внеш-я |

|представлено 3-мя |научный опыт как |которого стали М. |бытию, безразличная|

|уровнями: |некую систему. |Хайдеггер |для него |

|рассудочным, |Чел-к и мир, кот. |(1889-1976), Ж.П. |определенность |

|диалектико-разумным|он воспринимает |Сартр (1905-1980), |(напр., дом |

|и |создают опыт. |А. Камю |остается тем, что |

|спекулятивно-разумн|Позитивизм |(1913-1960). |он есть, будь он |

|ым. Рассудок ищет |претендует на |Центром новой |больше или меньше, |

|конечные опред-я, |звание положит. |онтологии |и красное остается |

|но наталкивается на|учения, т.е. науки.|становится не |красным, будь оно |

|противоречия. | |изолированное |светлее или |

|Диалектич. разум |Концепция Маха |сознание человека, |темнее); мера есть |

|начинает искать |сводит философию к |а сознание, точнее,|единство первых |

|тождество в этих |некой психологии, а|духовное, взятое в |двух – колич-ное |

|противополож-ях, |неопозитивизм |неразрывном |качество. Все вещи |

|взаимопереход |основывается на |единстве с |имеют свою меру, |

|конечных |логике. Наука – это|человеческим |т.е. колич-ую |

|противополож. |научные суждения. |бытием. В концепции|определенность, и |

|опред-й. |Логический анализ |нем. |для них |

|Спекулятивный разум|языка науки |экзистенциалиста |безразлично, будут |

|ответственен за |заключается в |Хайдеггера |ли они велики, но |

|мировоззрение, кот.|соотнесении того |критикуется традиц.|вместе с тем это |

|отлично от |или иного научного |подход к бытию, |безразличие имеет |

|мировоззрения, |суждения с тем или |основанный на |свой предел, при |

|создаваемого |иным научным |рассмотрении бытия |нарушении которого |

|системой наук. |фактом. Иногда |как сущего, |(при дальнейшем |

|В системе объект. |многие суждения не |субстанции. Для |увелич-и или |

|идеализма Гегеля |сводятся к фактам. |него проблема бытия|уменьш-и) вещи |

|важное место |Человеческое знание|имеет смысл лишь |перестают быть тем,|

|отведено сформулир.|развивается за счет|как проблема |чем они были. |

|им диалектич. |этого логического |человеч. бытия, | |

|методу, универс. |анализа. |проблема предельных|-------------------|

|законам развития, |Осн. идеи |оснований человеч. |-------------------|

|принципам и |позитивизма: 1. |существ-я. Самым |-------------------|

|категориям |Отрицание |важным выражением |--------------- |

|диалектики. |метафизики как |общечеловеч. |29. Единство и |

|Диалектика мыслится|учения о первых |способа бытия явл. |борьба |

|как теория развития|принципах фил-ии |страх перед ничто. |противоположностей |

|посредством |(Карнап, |Основу человеч. |Согласно з-ну |

|противоречия. Закон|Витгенштейн). 2. |существования |единства и борьбы |

|единства и борьбы |Аналитич. и |составляет его |противопол-й, во |

|противоположностей |синтетич. |конечность, |всех видах |

|указывает на ист-к |предложения |временность. |реальности друг |

|развития, закон |(Аналитич. предл. –|Поэтому время |другу противостоят |

|взаимоперехода |это предл., |должно быть |противопол-ти, кот.|

|качеств-х и колич-х|истинность кот. |рассмотрено как |находятся в |

|изменений – на |опред-ся его |самая существенная |противореч-х |

|механизм развития, |собств-м содерж-ем,|хар-ка бытия. |отнош-ях. На наш |

|закон отрицания – |чего нет в случае |Франц. |взгляд, |

|на направленность |синтетич. |экзистенциалист |рассматрив-мый з-н |

|развития. |предложения). 3. |Ж.П. Сартр, |явл. весьма |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты