религия.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев
(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и
идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас
фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил
повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако
сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и
бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн
есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те
столкновения кот и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.
Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они
течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы
2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет
через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего
нарождающимся.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая
критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный
прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр
о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная
им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,
отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление
злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он
неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие —
отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно
произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях
он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического
социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел
перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи
почвеничества, ля кот хар-но религ ориентированность фил осмысления
судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения
представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ -
миссия, носитель высшей дух истины.
Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его
взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,
средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.
Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества.
Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея
учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это
всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты.
Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками
безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или
воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость
божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов
является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль
освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и
божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель
мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном
между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др
человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная
Женственность, линый образ всеединства.
В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий
союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и
способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого
всеед явл объединение катол и правосл церквей.
В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду
религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие,
П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение
богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и
мистическим пониманием свободы и творчества.
Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова
19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛ МАРКСИЗМА. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные
для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не
принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир
предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством
труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,
физ существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не
удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др
потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е.
свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел
с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб
представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов.
живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь -
деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:
”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд -
лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р
относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий,
т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел
сущность.
4.Подневольный труд порождает отчежд между людьми. Раб чужды друг
другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между
людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М
указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел
становится отчужденным?
Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств -
основа экон жизни. На частнособственической экономике держится вся
история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов
жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука,
искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его
всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает
“частичными индивидами” или неразвитыми, недочелов существами.
“Чатсная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что
какой-нибудь предет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы
им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому
на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех
этих чувств - чувство обладания”.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный
отчеждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М
связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе
имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет
производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд
станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих
лучших сторон.
Характеристика присвоения челов собственной сущности, или
превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же
параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и
его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв
человеком труда общей родовой сущност 4.гармонизации отношений между
людбми.
Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов,
живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с
ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот
человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по
зак красоты. Внутренняя прир чел такжк преобразуется. Вместо
отчежденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие
есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут
реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык
ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.
Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и
внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в
качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности
необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.
20. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.
Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным
течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания
конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за
ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия
(онтологию,гносеологию)
П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и
умозрения как средства получ знания.
Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить
о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с
попыткой судить о мире в целом.
3 этапа в эволюции позитивизма:
1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль,
Спенсер
2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз ,
Витгенштейн, Б.Рассел.
Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной
филос” Основные идеи этой работы:
1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от
простого к сложному, при кот логическое производит историческое.
Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей
всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия,
физиология, социальная физика - социология)
2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом
из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с
метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть
отвергнута.
3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы
мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется
буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится
субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления
научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр
мышлением.
4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие
этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее
человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22