Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата

церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот.

должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения

догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было

сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству.

(Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При

этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию

учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов

(защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов

церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр.

Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и

предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный

апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое

разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел.

мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов,

кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел

и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род.

в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог

сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости.

Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к

создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и

обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна.

Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он

дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в

школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период

хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к

вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо

правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным

хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к

единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е

о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. -

реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.

универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в

самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.

разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал.

- общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только

един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и

основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к

многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это

номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в

уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть

предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача

знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме

чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще

только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для

объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о

направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие

понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома

Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против

богословия. В вопр. о универс. - умереный реалист (см. п.1)

Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для

разума, например о 3 лицах бога.

Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр.

вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист.

канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.

изначального принципа формы с неустанововш. принципом

материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и

матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип,

однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин.

с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол

должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос

был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел.

(матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как

ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому

квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в

качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход

из тупика.

Важн значение имело учение о различии сущности и

существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности,

относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по

лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной

причины.

10. УЧЕНИЕ Ф. БЕК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВ.ОРГАНОН)

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу

разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был

Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,

опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства

непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука

и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция,

анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац.

метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед Б.

сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому

пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель -

принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не

непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение

лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного

доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода

умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл.

усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом

должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких

забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений,

симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между

предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш

авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствии общения между людьми

посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не

на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ

впечатления от этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными

мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии

подчинения ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это

знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также

полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2

пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод

начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн

случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно

тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в

умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если

бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное

средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего

восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не

пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование

способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная

индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те

случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б.

подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение,

противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

11. РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии.

Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался

научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер

в 1650г.

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2

независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя

представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия

и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о

бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной

истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я

существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной

субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей

субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел

метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало

сист алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность

движения и покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а

также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух

неупругих тел.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты