Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

воздвигли храмы. Кое-что о чел природе. Было 3 пола. Один соединял и

мужское и женское начало. Люди были рассечены пополам богами. С этих

пор свойственно людям любовное влечение, которое соединяя половины,

пытается сделать из 2 одно и тем самым исцелить челов природу. Любовь

это жажда целостности и стремление к ней.

Агафон. Хочет восхвалить самого Эрота , а не его дары как

делали прежние ораторы. Эрот самый молодой, так как он обходит

старость и неразлучен с молодыми. Он нежен. Гомер - нежны стопы у

нее: не касается ими Праха земного; она по главам человеческим ходит.

( о богине Ата) Он гибок. Справедлив, никогда не обижает ни богов ни

людей. Благоразумен. Храбр и тд.

Сократ: Эрот-это любовь к кому-нибудь. Любовь вожделеет к

своему предмету. Вожделеет, когда не обладает (спорный вопрос...)

=Вожделение вызывает то, чего недостает. Если здоровый человек хочет

быть здоровым, то он хочет быть здоровым в будущем. А это означает

любить то, чего еще нет, если хочешь сохранить на будущее то, что

имеешь теперь. Эрот - любовь к красоте. Значит он не имеет красоты и

нуждается в ней.

Речь, услышанная от афинянки.Между мудростью и невежеством есть

нечто среднее. Верное, но не подкрепл доводами представление - не есь

знание. Если нет объяснения, какое же это знание. (но и не

невежество) Эрот следовательно по середине между крайностями. Эрот не

бог, так как обделен красотой. Он не смертный и не бессмертный. - он

демон, посредник между людьми и богами. Он заполняет промеж между

ними и связывает мир внутренней связью.

Эрот - философ так как он любит прекрасное, а мудрость прекрасна.

Философ занимает промеж положение между мудрецом и невеждой.

Все любят благо и хотят быть счастливыми, но мы говорим не обо

всех, что они любят. Мы берем только одну разновидность любви и

закрепляем за ней общее понятие, а др разновидности именуем иначе.

любовь - это любовь к вечному обладанию благом. Чтобы стремление к

благу можно было назвать любовью необходимо родить в прекрасном как

телесно так и духовно. Рождение - это доля бессмертия и вечности, кот

отпущена смертному существу. Любовь это и стремление к бессмертию.

Смертная природа может стать бессмертной только деторождением,

оставляя каждый раз новое вместо старого. Человек от рождения до

старости считается одним лицом, но он никогда не бывает одним и тем

же. Все смертное сохраняется устаревая и уходя, но в то же время

оставляя свое новое подобие.

Доблесть - ради бессмертной славы.

Высшие таинства любви. Сначала человек должен полюбить

прекрасное тело и родить о нем прекрасные мысли. Затем он станет

любить все прекр тела, а к одному охладеет ибо сочтет такую любовь

мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше чем кр тела.

постигнет красоту насущных дел и обычаев. От насущ дел он должен

перейти к наукам, чтобы увидеть их красоту и стремясь к красоте уже

во всем ее многообразии не быть рабом привлекательности кого-то или

чего-то, а повернуть к открытому морю красоты и созерцая его в

неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и

мысли., пока он не увидит той единственной науки, кот касается

красоты.

КРАСОТА: Тот кто пройдет весь путь увидит в конце этого пути

нечто удивительно прекрасное, нечто, во-первых вечное, т.е. не

знающее ни рождения ни смерти, ни роста, ни оскудения, во-вторых не в

чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное. Красота предстанет пред

ним сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая, все другие

разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они

возникают и гибнут, а ее не становится больше или меньше. Он увидит

ее чистой, без примесей, без искажений, не обремененную чел плотью.

Это божественная красота.

Чел увидевший эту красоту сумеет родить не признаки

совершенства, а совершенно истинное, потому что постигает он истину,

а не призрак.

8. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской

академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее

(остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в

качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в

Афины, где основал школу - гимнасии (Ликей).

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому

не явл. текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому

представляет составленные слушателями своды различных по времени

курсов А. Очень важны для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”,

“категории”. Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори

познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит.

экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он

обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов,

пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют

б. ценность.

Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный

идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об

идеях) несостоят. по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не

отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут

дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны

к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может

объяснить отнош идей к вещам еще и потому, что П. отрицает

способность идей быть непоср. сущностями вещей.

3.Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному

П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть

одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в

менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к

стоящей над нею более общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира

приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть

сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, то

кроме идеи , наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея

того сходного , что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и

для нах под нею первой идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья -

идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого

чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и

движения.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный

шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот.

придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с

веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по

отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам,

соединением кот., по А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не

явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть

действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно . в

пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к

соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о. становятся

текучими.

каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ

соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины,

рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы

поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой

предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще

по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от

субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются

отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания

явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания

предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что

е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на

последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из

высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны

умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах

мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями

объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о

терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В

центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с

спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и

построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и

необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому

он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция)

а на индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.

Источник движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в

природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта

целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы.

Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая

доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума

сущ. ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в

себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов -

земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор.

распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим

делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом.

Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы

монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на

смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это

тирания, олигархия и крайняя демократия.

9. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и

очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей

письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье

характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты