6. СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6
вднэ)
В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн.
городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданых ею новых выборных
учреждений - нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий и
классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей,
влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.
Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились
учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность
тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели
к тому, что эти новые мыслителиобычно учили не только полит. и юр.
мудрости, но связывали еее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их
стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости.
Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к
доказ. предвзятойц, иной раз заведомо ложной, точки зрения.
Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить
до крайности мысль об относительности всякого знания.
Ф. течение соф. неоднородно. Наиболее характерно ля всех
представителей С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий,
эттических норм и оценок. Протагор: “Человек есть мера всех вещей,
существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.”
Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и
Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об
отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому
утверждению может быть с равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение.
Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то
оно непознываемо. Если оно познваемо, то оно невыразимо и
неизъяснимо.
Старш. соф. были крупными спецами в вопр. права и общ-полит
вопросах.
Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются
этические и соц идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость
классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и
люди рождаются свободными.)
Фразимах расространил учение об относительн. всякого знания на
соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что
полезно сильному.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл
учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а
также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него
народ. Он был привлечен к суду и отравился.
Сам С. ничего не писал. О его учении известноолоко по
сообщениям учеников:Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же
Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение
сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение
вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти
внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав
знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.
(самопознание)
Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о.
знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения
понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все
частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.
В этике С. отждествляе добродетель со знанием. Нет человека,
кот. зная , что он может сделать что-то лучшеее, стал бы напротив
делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость -
совершенное знание.
Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,
киренская.
КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и
цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты
получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип -
облагораживал эти принципы, считая , что чел. должен властвовать над
наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор
атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение
мимолетно, его трудно получить, оно прехлдяще, но если смысл жизни в
насл. которое так трудно получить, то стоит ли жить?”
КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от
зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно
реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общтх норм и законов
природы. Каждый сам по себе.
МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием.
Всеобщее и еделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _
лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только
общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.
7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. (Федон, Софист, Пир, Федр - по выбору)
До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм.
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии.
Фил развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии
он продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он
вернулся в Афины и основал школу (академия).
По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр
этики. В зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги
Пир, Теэтет, Федон. Кпоздним работам относитсядиалог “Законы”. Ф.
учение П охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его
происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитанииЮ
искусстве.
Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи
возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного.
Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы
(идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и
причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей
основе вещей каждого класса.
Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не
олько бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ
движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и
превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством.
Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою
сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его
целью (телеология - учение о целесообразности)
Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий
пространства и времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели,
движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл
пространства и времени.
Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа
пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом
душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются.
Влсприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания.
Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия,
чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного
знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ
знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.
Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и
Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ.,
покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом,
что каждый из них и есть и не есть, и раве самому себе и не равен.,
и тождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно
рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно,
неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит
в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие содержт в себе
противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно
и изменчиво.
Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению.
Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий,
таящихся в повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.
В космогоническом ученииП утверждает, что последними эл-тами
всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные
атомы.
Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3
частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и
вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над
страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не
могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и
законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб
граждан.
В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей
классиф частей души. Раз части должен соотв разряд правителей-
философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый
разряд должен быть ограничен выполн своих обязанностей и воздержив от
вмеш в дела других.
Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П
разработал план общежития, основанного на устранении для правит и
воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос
воспитании детей.
ПИР.
Федр: Эрот - древнейший бог., первоисточник величайших благ.
Любовь должна учить стыдиться постыдного истремиться к прекрасному.
Недостойный поступок ...стыд перед возлюбленным. Войско или гос-во из
влюбленных. Если Гомер говорит, что некот героям отвагу внушает бог,
то любязим ее внушает Эрот. Любящие готовы умереть друг за друга
(Алкестида решилась умереть за своего мужа) Боги тоже высоко чтут
преданность и самоотв в любви.
Павсаний: Эротов 2 - небесный и пошлый. Любое дело само по
себе не бывает прекр или безобразным, а смотря по тому как оно
делается. Тот эрот прекрасен, кот побуждает прекрасно любить. Пошлый
эрот: это та любовь кот любят люди заурядные - любят женщин больше
чем юношей и больше тело, чем душу.
Неб эрот - одержимые этим эротом обращаются к юношам, отдавая
предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим разумом.
Так как любое дело мб и прекр и безобразным, то неб любовь возникает,
когда поклонник считает справедливым окащывать уступившему юноше
любые услуги, а юноша считает справ ни в чем не отказывать чел,
который делает его мудрым и добрым., умным и доблестным.
Эриксимах (врач): Двойственный эрот заключен в самой природе
тела(больное начало и здоровое) угождать началу хорошему - хорошо,
плохому-плохо.. Гармония Врачевание, музыка, погода, земледелие.
Аристофан: Люди не знают величайшей силы эрота, иначе ему бы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22