Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

способен ставить цели то для него возможны правила и понятия о

действиях, леж в основе нравственностии.

Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные,

лительные и более зависящие от самого человека.

Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать

полезное для др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный

интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к

нравственности.

В силу общественного договора мы должны делать то, что мы

желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ.

договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.

Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял

требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители

видят в просвещении. общества. Гельвеций считает целью воспит

переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах -

видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что

угодно.

Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ

высоконравственного общества атеистов.

Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес.

Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ.

Когда кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав

понятый л. интерес.

Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к

обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый

добродетельный. Добродетель есть желание общего блага.

Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос

о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего

полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть

имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей

деятельностью общим целям.

15.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума.

введение)

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился,

стал ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был

не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания.

Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач.

70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии,

этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и

обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от

вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи

непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в

себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его

“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно

отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант

пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и

философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3.

исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено

в тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического

разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания,

этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши

органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К.

- идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей

чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума

не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное

знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук

всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о

свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия.

Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда

выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим -

субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних

суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем

знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения.

Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб.,

то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2

класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что

обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь

не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и

независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет

причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн.

синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в

матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в

метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных

способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем

К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем

знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез

субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании

пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего

чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц.

простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия

рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия

сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ -

пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким

обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в

единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности

теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и

необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть

при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3

законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия

субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему

разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно

порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает

познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться -

форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума

сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом.

Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош

подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект

нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру

умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К

понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его

личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным

только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает,

что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ,

что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ

необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и

результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим

нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не

находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв

осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и

бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина,

доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

16. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ. (ФИЛ. ПРАВА ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА)

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм

Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного

чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его

окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил

докторскую и стал проф Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл ео

“феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский ун,

где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления,

господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской

вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип : сущность

проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории

суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой

разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс

к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в

мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира

проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном

лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое

содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи

в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а

лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества

(история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой

себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты