Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

другим, более совершенным.

Критерий прогресса - общественно историческая практика, в кот

выделяются два ее основных вида: производственная и социально-

преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил

как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах - это

человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и

достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние

общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до

мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства.

Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего

развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром

общ прогресса выступают способ производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий,

выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный

словом гуманизм, обозначает как специф свойства чел природы так и

оценку этих свойств как высшего начала общ жизни. Прогрессивно то,

что способствует возвышению гуманизма.

31. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности.

Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что

представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С

тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание

тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя

независимы друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически.

Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от

материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга

и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при

помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная

с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в

рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами

противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная

субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно

связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому,

что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое

свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей

сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по

форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как

свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно

не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по

содержанию с вызывающими их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том,

что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они

возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека

к миру, отношения, опосредованного формами, созданными

предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в

матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности

в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в

целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В

этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей

формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении

соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное

есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и

преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное

производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение.

Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого

взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения -

отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие

свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач

форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и

обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них

сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и

состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики.

Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и

бессознательные процессы.

32. ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКЕ.

Одним из коренных вопр мировоззрения и общ методологии явл

вопрос о том, следует ли искать источник движ и развит мира вне его

или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им

противоречиях, что выр в законе единства и борьбы противоположностей.

кот гласит, что развитие объект реальности и все формы чел

деятельности осущ через раздвоение единого на противопол

составляющие, и взаимод этих противопол характеризует опред систему

как нечто единое, а с др стороны - составляет внутренний импульс ее

изменения, развития.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной

системы или между системами, процесс столконовения противопол

стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как

внутри себя так и между собой. Различие есть отношение

нетождественности, еодинаковости объекта и в самомо себе и с др.

Различие имееет свои степени: оно мб несущ и существенным. Предельный

случай сущ различия - противоположность. Удачной моделью противоп

может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить сколько

угодно)

Противоп характеризуются как взаимообусловленные и взаимодейств

стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в рамках

единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой.

Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель.

Диал принцип против отражает двойственные отношения внутри

целого: единство прот и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в

них.

Противоп, не образующие единства, не явл диалектическими, их

нельзя считать движ силой развития системы. Например черное и белое,

бесконечное и исчезающе малое... они не явл частями целого и не

содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в столконогвение

лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один момент

также необх как и другой. При этом сами противоп и их единство, выраж

устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность

проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи,

высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться

пары суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть

истины. Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как

необходимо-ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним

из принципов лог суждения. Такие противор считаются нарушением правил

рассуждения. Их появл - сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой

посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомог целей,

в частности в док от противного в математике.

Однако реальный процесс разви таучного знания связан с этапами

преодол возник противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не м.б.

интереснее, чем такой факт, кот вступает в противор с общепринятой

теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” - М.Планк.

Специф формой сущ диал против в познании явл антиномии, кот

служат формой теор воспризведения противор в научных теоиях. Обнаруж

антиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку антин

часто высказываются в форме противор высказываний, запрещаемых форм

логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики.

Логика и диал действуют совместно. А как же логш противор? В проц

познания они высту не как знание результат. (Бор и его принцип

дополнительности- мы не вправе приписывать физ реальности ни волновые

ни корпуск свойства). Антиномия -острая форма постановки проблемы,

требующей своего решения. Такие лог противор есть двтигатеьная сила

научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте

междц реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диал

противор в мысли - это не противор самому себе, не отсутствие логики,

а взаимод противопол позиций, точек зрения, взглядов, понятий.

Рекоменд формальной логики помогают понять реакльные противоречия. В

диал речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих

противоречий в мышлении, где они сознат фиксируются и решаются.

Диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм

логики диал превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш

противоречий

Основные типы противоречий. Характер противор зависит от

специфики противопол сторон и от условий в кот осуществляется их

взаимод. И это взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных

или дополняющих и обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда

многообр противор. Различают внутренние и внешние, основные и

неосновн, антагонистические и неантагонист противоречия.

Взаимод противопол сторон внутри даной системы (наприм внутри

даного вида животных или организма) характеризует внутреннее

противоречие, выраж состояние сист как опред целостности. Каждая сист

сущ в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее

противор являет собой взаимод противопол, относящихся к разным

системам.(между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты