Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

объектов.

В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл

сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь

нет. В самом деле даже если мы познаем внутр строение объекта... мы

не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последяя

предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и

развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного.

Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как правило ничего

не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполаг

рассмотреие объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее

становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает

нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект

сущности его.

35. ОБЩЕЕ И ЕДИНИЧНОЕ.

Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем

бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество

неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект

взятый в своем отличии от др объектов в их неповторимой специфике. В

кач единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но

и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное

свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид

неповторимости.

Единичное суть категория, выраж относительную обособленность,

дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени

объектов, с присущими им специф особенностями, составляющими их

неповторимую качественную и количеств определенность.

Однако бескон разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Др

сторона закл в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет

2х абсол различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они облад

чем-то общим, что выраж в понятии ”Человек”. Общее - это единое во

многом. Никакая деятельность, никакая наука не были бы возм, если бы

не сущ возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство

признаков опр вещей общее доступно непосредственному восприятию.

Будучи закономерностью оно выраж в форме понятий и теорий Законы

формир на основе общего и включает в себя это понятие. Хотя общее и

помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать

его с самой сущностью. Платон : “Чел - двуногое сущ, лишенное

перьев”(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно

ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности.

Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким

системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого

целого.

Ппочему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу

дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее

не сущ отдельно, оно сущ как закон рождения и жизни единичного. Оно

содержит в себе закономерность протекания процессов в люб единичном

явлении данного класса Действие закономерности, анонимная власть

общего выраж только в единичном и через единичное. Т.о., как

единичное невозможно без общего, так и общее невозм без единичного,

кот служит предпосылкой и субстратом общего.

Если признать, что общее проявл е иначе как в единичном и через

него, то это значило бы, что все сущ единичности неразличимы. Однако

нет абсол тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется

категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения

общего и единичного в одном явлении.

Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общиим

понятиями, что дает ей возм устанавливать зак. Но для успешной практ

деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать

единичное и особенное. Не сущ никаких шаблонов пригодных везде

однозначно без учета индивид особенностей: особенное богаче общего.

(болезнь)

В познании можноидти 2 путями: путем отвлечения от едиичного,

случайного к образов общих понятий, теорий, отраж существенное, и,

наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий,

кот при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее,

закономерное.(история)

36. СЛУЧАЙНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ.

Мсторически категории необход и случ возникли как следствие

размышления о чел судьбе, божественном провидении, свободе воли, о

предопределенности или стихийности всего чел бытия. Освободились от

такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в

частности теор вероятностей.

Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят “чему

быть, того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой

(античность), или богом (христианство), или всей системой вхаимод

явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как

чисто субъект понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего

пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явл, оно перестает

быть случ. Однако та случ, причина кот познана, не перестает от этого

быть случ, наличие причины необязательно связано с необходимостью.

Все события так или иначе причинно обусловлены, но это е значит, что

случ нет. Наиболеее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса -

возможно в одной мат формуле выразить все параметры, характеризующие

мгновенное сост всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния

мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить

ему свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире

господствует случайность, или нет никакой случайности, только

необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи,

кот обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного

явления причинами. Сл - это субъективно неожид, объективно

привходящие явления, то,что в данных усл м.б., а может и не быть.

Сл м.б. внешней и внутреней. Внешняя сл находится за пределами

власти данной необходимости. Она определ привходящими

обстоятельствами. Чел наступил на корку и упал. (падение не вытекает

из логики поступков упавшего)

Внутр сл вытекают из самой природы объекта. Сл рассм как внур,

если ситуация рожд сл явления описывается изнутри какого-то одного

причинного ряда, а совок действие др прич последовательностей описыв

посредствомпонятия объект условия осущ основного причиного ряда.

Выделяются сл субъективные, связанные с наличием у чел свободы

воли, когда он соверш поступок вопреки объект необходимости, и случ

объективные.

Итак случайное - это возможное при соотв условиях. Оно

противостоит закономерному акк необходимому при соотв условиях.

Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их

устойчивой внутреней основой и совокупностью сущ условий их

возникновения, существования и развития.

Необх м.б. внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной

прир объекта илистечением внешних обстоятельств. Необход м.б.

динамической и статистической.

Необх и сл выступ как соотносит категории, в кот выражается ф

осмысление характ взаимозависимости явлений, степени

детерминированности их возникнов и сущ. Необходимое прокладывает себе

дорогу сквозь случайное. Почему же необход может проявл только через

случайное? Потаму что она реализуется только через елиничное. Случ

оказывают влияние на ход необхо процесса. Более того, случ в ходе

развития могут превращаться в необходимость. Так законом. признаки

одного биол вида появились как случ отклонение от признаков др вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его

понять необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализ те

конкретные формы случ, в кот проявляется необходимое. А вот предсказ

общ событий, например, предполаг учеь и того и другого. В истории,

как и в повед людей , немало иррационального. Движ истории в сильной

степени зависит от субъект факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл

случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и

страстями. Логика истории, действие в ей необходимости как

результирующая своб деятельности множ людей была названа Гегелем

хитростью истор разума. Вне случайности история была бы фатальной.

Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до

произвола. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую

реализацию изначального предопределения, исключ своб выбор. Однако

если бы чел действовал только под влиянием вн сил, то его постигла бы

учась “буриданова осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободу

воли, точнее несвободы, унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др

снимает с него всякую ответственность и не позволяет по достоинству

оценить его заслуги.

Законом ход истор событий реализ не помимо, а посредством воли

людей, их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли - это

способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со

своиим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его

избирательной деятельости, основанной на познанных им объективных

свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий

объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и

необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от

объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности,

субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств

предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб

выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера

свободы входит в понятие человека”. Мера своб как творческого

самовоплощения чел определ уровнем развития производ сил и общ

отношений, а также степ познания и овладения природными и соц

законами. И если объем чел свободы явл мерой общ прогресса, то сам

прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в своей

деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб,

выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых

ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб

присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через

свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды

начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты