, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение.” Материя
лежит в основе мышления.
Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную
опастность для идеологии феод. общества. Именно в это время начинает
работать идейный борец против просвящения Дж. Беркли
Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в
Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г
Б. был епископом.
Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и
объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк
стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о
материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б.
пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не
способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея
протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне
противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б
посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между
Гиласом и Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель-
борьба против материализма и всех его проявлений в науке.
По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит
допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей,
воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об
общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст.
восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и
каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”.
“мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”...
Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве.
Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи,
а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел.
может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл.
идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх
тех, кот. открываются в них в ощущении.
Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов.
сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые
нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные
нематериальные субъекты дух. деятельности.
Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б.
пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и
исчезают, когда прекращ. восприятие.
Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ.
лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в
мире не один. Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может
быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи
не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в
уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь
сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов
содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.
Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика.
Юм - скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После
поездки во Фр. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и
политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр.
просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)
Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом
единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.
объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны
логически, а выводятся исключ. из опыта.
Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток
впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не
можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств
(ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2
видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не
может быть образована без предшеств. ей впечатления.
Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни
интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно,
что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно
причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить
невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди
склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же
действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют
исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.
Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако
действие привычки никогда не может превратить наше ожидание
известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.
Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не
равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.
В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и
сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.
В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто
причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел
разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой
морали.
14. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18в О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ.
Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах -
несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на
становление мат. во фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд,
Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно
о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей
были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о
природе, субчтанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье,
Бюффона и др. естетвоиспытателей образуют естественнонаучную основу
фил. обобщений фр.материалистов 18в.
Природа. Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 -
1751) в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты
Гельвецием, Дидро, Гольбахом.
Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат.
вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в
прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая
потенциальная спос к чувствительности или к ощущению.
Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека.
Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов
с материальным в-вом мозга.
Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного
системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений
фр. мат. стал Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное
его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так
же некот участие Дидро, Нэжон.
В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к
разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности
образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы
составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы -
явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается.
Учение о необходимости распространяется и на человека.
Из действия и противод. всех существ получается ряд движений,
подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода
движения: 1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа
на другое; 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной
телу энергии.
Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в
томчтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких
первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может
сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи
Законы причинной связи также универсальны, как универс св-во
движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует
строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли
поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена
случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма
выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и
беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.
Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 -
1784). Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в
учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения :
“Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”.
Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все
изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно
зарождается и умирает.
Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования
ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф содержание
ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр.
стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность,
аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли.
Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по
которым часто ударыяет окр нас природа и кот сами часто по себе
ударяют. Отсюда следует, что в чело век заключает в своей
организации нечто автомавтическое. Этот автоматизм не лишен
одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат способность
ощущения.
Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн
способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто
ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их
причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их
названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ в самих
вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении
предмета к др вещам или к ним самим)
Человек и общество. В учении о обществе отстаивают
детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел.
действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за
все совершаемое им по отнош. к обществу. Необх человеческих действий
нисколоко не исключает возможности вменения и правомерности
наказания. Общество наказыввает за преступл т.к. они вредны. Кроме
того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же никакое
усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел
чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь
главные побудители к действию.
Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел
движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию. Но так
как чел способенсравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22