Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через

крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е

соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения

тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность,

имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности.

Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей

познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в

ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц

основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-

психологического феномена. Ложь - это искажение действительного

состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как

измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что

было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов

различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок.

Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов,

суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,”

- говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут

и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины -

всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется,

облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром.

Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества,

науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит

знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому

относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим

образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-

либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты,

даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое

содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки,

а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку

она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом

смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть

наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и

глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под

откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в

себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и

Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании

реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ

свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или

иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места,

времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в

даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных

обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид

особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и

конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна.

Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах.

И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза,

Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример:

квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект

состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то,

что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был

прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те

кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас,

что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей

совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять

этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел

доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из

принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно

доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот

принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в

практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом,

выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего

содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная

деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика,

закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это

опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей,

воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить

или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом

неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это.

Практика хранит молчание относительно того, что находится за

пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она

постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного

знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в

нераздельном единстве.

40. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ. СЕНСУАЛИЗМ.

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова

их структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных

этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,

Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не

отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн

миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже

единственым источником знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор

плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в

отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых,

такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ

контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы

познав деятельности не могут сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование

органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает

ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств

деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть

зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ

деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат

объекта. Однако можно выделить и отдельые, функционир в рамках этой

целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств

познания. Установлено , что с точки зрения “информ способности” на

первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как

отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания.

Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует

воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж

миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у

истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот

реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния

органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную

зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич

функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и

повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект

идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму,

цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность

синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее

особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно

в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной,

независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в

восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа

объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством

наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как

форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот

неразрывно связана с другими актами познав и практической

деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению. Например,

хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше

восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в

данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе механизмов

восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать

целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не

дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств

познания - представление.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно

всем др формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты

объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с др

стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл

в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически

человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно , в чувств познании

чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов

чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав деятельности

субъекта чувств познания в совершенно обособл, так сказать чистом

виде. - вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в

кот включен человек. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим

на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому

предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или

вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и

поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше

усложняется “Красота”. “справедлдивость”, Прогрессивность” и многие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты