организации— в части, связанной с получением, перечислением или
использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов,
использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых,
таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед
Счетной палатой РФ поставлены следующие задачи:
- организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных
фондов;
-подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и
упорядочению бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных
средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования
федеральной собственности;
- определение обоснованности доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- проведение финансовой экспертизы, т. е. оценки финансовых
последствий принятия федеральных законов для бюджета;
- контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в
федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной
собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного
внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка
России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования
иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также
предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и
на безвозмездной основе иностранным государствам и международным
организациям.
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические
проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,
возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности,
в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет
представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или
организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При
выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины,
наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков
рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать
предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не
исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной
Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и
расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть
обжаловано в судебном порядке.
По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты
должны освещаться в средствах массовой информации.
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в
соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам,
подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности
министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе
РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка
РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к
Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное
контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 16
марта 1994 г.[13] Как структурное подразделение Администрации Президента
оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми
органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за
деятельностью органов 'контроля и надзора при федеральных органах
исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов
исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений
граждан и юридических лиц.
Главное контрольное управление наделено правом требовать от
руководителей государственных органов, организаций и предприятий
(независимо от формы собственности) представления документов, материалов и
любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к
проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и
вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений,
которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права
самостоятельно применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый
контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и
контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в
том числе финансовых.
Правительство РФ в соответствии со ст. 101, 114 Конституции РФ и
Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"
от 17 декабря 1997 г.[14] наделено широкими полномочиями. Оно контролирует
процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой
политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует
и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет
деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждены положения "О Министерстве финансов"[15], "О
Федеральном Казначействе"[16]. При Правительстве РФ действует Контрольно-
наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области
финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны
Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), которое
не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Министерства
Финансов РФ в той или иной форме контролируют различные направления
финансовой деятельности. Прежде всего, Министерства Финансов РФ
осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и
средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного
'"контроля; контролирует направление и использование государственных
инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ; контроль за
расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за
формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ; страховой надзор и контроль за обеспечением
платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских
проверок; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ и др.
По результатам контроля Министерство Финансов РФ вправе требовать
устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать
финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при
наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также
непредставления ими соответствующей 'отчетности; взыскивать государственные
средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных
штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое
Министерством Финансов РФ методическое руководство организацией
бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и
лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства Финансов РФ
распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут
ответственность за формирование и использование своих бюджетов и
внебюджетных фондов.
Следует обратить внимание, что закрепленные ныне контрольные
полномочия Министерства Финансов РФ направлены на бюджет и государственные
внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда
проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации,
его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход
обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве России,
самостоятельности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах,
их ответственностью за формирование и использование своих финансовых
ресурсов.
Оперативный контроль использования государственных средств
осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов РФ Департамент
государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального
казначейства.
Департамент государственного финансового контроля и аудита
Министерства Финансов РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6
марта 1998 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления
Министерства Финансов РФ[17]. Департамент - и его территориальные
подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки
с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки
финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных
органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного
самоуправления.
Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять
государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения
федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления,
целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе
его исполнения;
- контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление
высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых
операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
- контроль совместно с Банком России состояния государственного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12