Финансовй контроль

организации— в части, связанной с получением, перечислением или

использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов,

использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых,

таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед

Счетной палатой РФ поставлены следующие задачи:

- организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных

фондов;

-подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и

упорядочению бюджетного процесса;

- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных

средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования

федеральной собственности;

- определение обоснованности доходных и расходных статей проектов

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- проведение финансовой экспертизы, т. е. оценки финансовых

последствий принятия федеральных законов для бюджета;

- контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в

федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной

собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного

внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка

России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования

иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также

предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и

на безвозмездной основе иностранным государствам и международным

организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические

проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,

возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности,

в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении

законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет

представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или

организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При

выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины,

наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков

рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать

предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не

исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной

Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и

расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть

обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты

должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в

соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам,

подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности

министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе

РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка

РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях

внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к

Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное

контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 16

марта 1994 г.[13] Как структурное подразделение Администрации Президента

оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми

органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за

деятельностью органов 'контроля и надзора при федеральных органах

исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов

исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений

граждан и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от

руководителей государственных органов, организаций и предприятий

(независимо от формы собственности) представления документов, материалов и

любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к

проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и

вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений,

которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права

самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый

контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и

контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в

том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии со ст. 101, 114 Конституции РФ и

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"

от 17 декабря 1997 г.[14] наделено широкими полномочиями. Оно контролирует

процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой

политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует

и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет

деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

Правительством РФ утверждены положения "О Министерстве финансов"[15], "О

Федеральном Казначействе"[16]. При Правительстве РФ действует Контрольно-

наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области

финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны

Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), которое

не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно

контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Министерства

Финансов РФ в той или иной форме контролируют различные направления

финансовой деятельности. Прежде всего, Министерства Финансов РФ

осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального

бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и

средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного

'"контроля; контролирует направление и использование государственных

инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ; контроль за

расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за

формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и

драгоценных камней РФ; страховой надзор и контроль за обеспечением

платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских

проверок; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ и др.

По результатам контроля Министерство Финансов РФ вправе требовать

устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать

финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при

наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также

непредставления ими соответствующей 'отчетности; взыскивать государственные

средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных

штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое

Министерством Финансов РФ методическое руководство организацией

бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и

лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства Финансов РФ

распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность

субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут

ответственность за формирование и использование своих бюджетов и

внебюджетных фондов.

Следует обратить внимание, что закрепленные ныне контрольные

полномочия Министерства Финансов РФ направлены на бюджет и государственные

внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда

проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации,

его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход

обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве России,

самостоятельности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах,

их ответственностью за формирование и использование своих финансовых

ресурсов.

Оперативный контроль использования государственных средств

осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов РФ Департамент

государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального

казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства Финансов РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6

марта 1998 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления

Министерства Финансов РФ[17]. Департамент - и его территориальные

подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки

с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального

бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки

финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных

органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного

самоуправления.

Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять

государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения

федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления,

целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе

его исполнения;

- контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых

операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

- контроль совместно с Банком России состояния государственного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты