Финансовй контроль

Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются

формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и

внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются,

как правило, справками или докладными записками.

Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности

бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля,

осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми

органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных

объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных

проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами,

работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата

вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических

проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных

предприятий.

Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля

возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают

крупные хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом

исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации

производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой

впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в

целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность

отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции,

прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на

производство и себестоимость продукции и др.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля

предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово –

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным

капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием

предприятия- клиента; неэффективное использование полученной ссуды и

снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий

кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

2.2. Ревизия как основной метод финансового контроля.

Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех

финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за

определенный период.

При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с

использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки

имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с

которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это

дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей,

тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать

нарушения.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике

финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде

всего, бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Но ревизия не является продуктом советского планового хозяйства.

Еще известный российский реформатор, видный государственный деятель

начала прошлого века С. Ю. Витте объяснял своему ученику Великому Князю

Михаилу Александровичу, что в стране "... в видах большей сохранности

казенных сумм установлены периодические и внезапные ревизии казначейств" В

современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере

востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и

нормативно-правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот

постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит

комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе

документального подтверждения законности производственно-хозяйственной

деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности

определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого

объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других

контрольных органах, образуемых законодательными (представительными)

органами власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного

финансового контроля в Российской Федерации" от 25.07.96 № 1095[35]

признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими

контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок

поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах

исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях,

использующих средства федерального бюджета.

Правовые документы, регулирующие правоохранительную и

правоприменительную деятельность (Уголовно-процессуальный кодекс, законы о

прокуратуре, милиции и др.), наделяют правом назначения ревизии должностных

лиц, ведущих следствие.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину

России и его территориальным контрольно-ревизионным органам положениями о

министерстве и названных органах, утвержденными Правительством

Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных

органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, местного самоуправления.

Приведенный перечень можно продолжить. Иными словами, финансовые

ревизии проверки) широко распространены в практике контролирующих органов

именно как основные методы финансового контроля.

И по возможностям выявления финансовых нарушений на первом месте,

несомненно, стоит ревизия, что определяется ее финансово-экономическим

содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной

деятельности организации.

Ревизор начинает свою работу с установления соответствия

осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.

Красной нитью всей ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой

дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления

отчетности. Проверяя названные вопросы, невозможно пройти мимо того, как

обеспечивается сохранность денежных средств и материальных ценностей. Все

это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства

при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически

убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными

бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений,

проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с

бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение

имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению.

Непременно проверяется правильность образования и расходования

государственных внебюджетных средств.

Важным разделом ревизии обычно является проверка операций с основными

средствами и нематериальными активами, инвестиций, т. е. затрат

капитального характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по

оплате труда и других расчетов с физическими лицами.

Вне внимания ревизора не может остаться формирование финансовых

результатов и их распределение. Я умышленно довольно подробно описал

содержание ревизии, охватываемые ею финансово-хозяйственные операции, чтобы

еще раз подчеркнуть всеобъемлющий характер этого контрольного мероприятия.

Естественно, что в ходе ревизии возникает потребность изучить те или

иные вопросы более глубоко. Не исключено и появление возможности в

отдельных случаях не вдаваться во все подробности. Это — дело опыта и

интуиции ревизора. Но оно не отменяет главного: ревизия есть сплошная

проверка всех операций, всех результатов, всех документов, всех фактов.

Только так можно получить обоснованные ответы на поставленные программой

ревизии вопросы.

Так обстоит дело с содержанием ревизии, обеспечивающим объективность

ее результатов. С другой стороны, важным условием объективности выступает

сложившаяся организационно-правовая практика оформления результатов

ревизии. Обычно по результатам ревизии составляют акт, который подписывают

и проверяющие, и проверяемые.

Понятно, что содержание акта должно отвечать определенным требованиям.

Но основное здесь - именно двусторонность подписи. Она согласованно

подтверждает, что содержание акта ревизии аргументировано, отражает

положение дел на проверяемом объекте. Между проверяющими и проверяемыми,

конечно, могут возникать разногласия. Для их преодоления с целью получить

согласованные подписи или убедительный отказ предусмотрены специальные

процедуры.

В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно

значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой

организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за

формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное

представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие

осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской

Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Поэтому ревизия — прежде всего экзамен для бухгалтерской службы

организации.

Все сказанное в отношении ревизии соответствует действительности в том

случае, если ревизия проводится так, как описано выше. Но ревизия далеко не

всегда проводится таким образом.

Проблема состоит в том, что в стране нет законодательного документа,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты