независимо от форм собственности, когда получение иными способами
необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения
доходов (прибыли) невозможно;
- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых
сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в
соответствующий бюджет и иные полномочия.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном
страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по
надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24].
Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О
страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об
организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.
Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26].
Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,
методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой
фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по
страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В
случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их
ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными
полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в
стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными
организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк
России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или
недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида
нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в
размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;
выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;
реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких
нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов
на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок
до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация
банка.
На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении
товаров через таможенную границу Российской Федерации.
К другим государственным финансовым организациям относятся
государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система
органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и
использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих
соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся
Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],
Фонд обязательного медицинского страхования[29].
Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и
ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и
специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,
которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства
или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,
осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений
непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД
России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-
ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-
ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30].
Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного
подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД
краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и
подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-
ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии
финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,
содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в
два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по
отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-
следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя
или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать
установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя,
назначившего ревизию.
Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:
выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных
ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Для современного этапа развития нашей государственности характерны и
интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и
Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство,
которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе
правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели
государства, к которым, в частности, относится создание единого
экономического пространства для обеспечения социально-экономического
развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных
органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним
относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять
контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного
государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о
доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать
законность полученных доходов и произведенных расходов, а также
рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность
использования имущества Союзного государства[33].
По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету
Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы
Союзного государства, национальные аудиторские организации либо
компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее
запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения
возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной
инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в
рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.
В целях реализации данного Договора разработана Программа действий
двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства,
введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета
Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание
учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд
других мероприятий[34].
Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется
эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является
важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере
финансов.
Глава II. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами
финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда
факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований
возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового
контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться
и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов
финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-
хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более
частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие
задачи.
Ревизия — это наиболее действенный метод последующего
контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального
и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной
деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и
финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и
предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и
финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных
резервов.
Ревизия отличается от других методов контроля определенной
периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии
оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств
в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к
внешнему контролю.
Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится
по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем
ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и
финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического
и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных
документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12