Финансовй контроль

независимо от форм собственности, когда получение иными способами

необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения

доходов (прибыли) невозможно;

- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом

преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых

сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в

соответствующий бюджет и иные полномочия.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном

страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по

надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24].

Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О

страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об

организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.

Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства

финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26].

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за

соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.

Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,

методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой

фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по

страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В

случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их

ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными

полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в

стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью

кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными

организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк

России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов

нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или

недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида

нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в

размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;

выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;

реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких

нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов

на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок

до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация

банка.

На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за

соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении

товаров через таможенную границу Российской Федерации.

К другим государственным финансовым организациям относятся

государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система

органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и

использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих

соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся

Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],

Фонд обязательного медицинского страхования[29].

Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и

ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и

специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,

которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства

или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,

осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений

непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД

России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-

ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-

ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30].

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного

подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД

краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и

подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-

ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии

финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,

содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в

два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по

отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-

следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя

или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать

установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя,

назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных

ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Для современного этапа развития нашей государственности характерны и

интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и

Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство,

которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе

правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели

государства, к которым, в частности, относится создание единого

экономического пространства для обеспечения социально-экономического

развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных

органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним

относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять

контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного

государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о

доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать

законность полученных доходов и произведенных расходов, а также

рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность

использования имущества Союзного государства[33].

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету

Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы

Союзного государства, национальные аудиторские организации либо

компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее

запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения

возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной

инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в

рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.

В целях реализации данного Договора разработана Программа действий

двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства,

введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета

Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание

учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд

других мероприятий[34].

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется

эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является

важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере

финансов.

Глава II. Методы осуществления финансового контроля

2.1. Понятие и система методов финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами

финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.

Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда

факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов,

осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований

возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового

контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться

и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов

финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-

хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более

частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие

задачи.

Ревизия — это наиболее действенный метод последующего

контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального

и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной

деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и

финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и

предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и

финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных

резервов.

Ревизия отличается от других методов контроля определенной

периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии

оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств

в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к

внешнему контролю.

Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится

по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем

ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и

финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического

и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных

документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты