характера (например, восстановление системы водоснабжения, строительство и
приобретение оборудования) могут быть выпуски муниципальных займов, в
организации технологии выпуска и размещения органы исполнительной власти
Московской области окажут помощь и содействие муниципальным образованиям
Московской области.
На 2003 год значительно возрастет объем средств, выделяемых муниципальным
образованиям Московской области из областного бюджета в виде целевых
субвенций и субсидий. Совокупный размер указанной финансовой помощи
возрастает по сравнению с текущим годом почти на 1 млрд. рублей и составит
8 515 342 тыс. рублей. Пропорции распределения финансовых ресурсов области
(налоговые и неналоговые доходы с учетом средств, получаемых из
федерального бюджета) складываются в пользу бюджетов муниципальных
образований, которым поступит более 58 процентов имеющихся средств.
Основные показатели консолидированного бюджета Московской области на 2003
год и динамика основных плановых показателей представлены в приложении 3.
2.3. Анализ расходов отдельного местного бюджета
Таблица 5. Сравнительный анализ расходов Щелковского района (2002-2003)
|Статьи расходов | 2002 год | 2003 год |
| |тыс. рублей |тыс. рублей |
|Государственное |83978.1 |91745,8 |
|управление и местное самоуправление | | |
|Правоохранительная деятельность, |10772.7 |11613,0 |
|обеспечение безопасности государства | | |
|Промышленность, энергетика и |135016.2 |6418,8 |
|строительство | | |
|Сельское хозяйство и рыболовство |1915.1 |1346,0 |
|Охрана окружающей природной среды и |4115 |4330.0 |
|природных ресурсов | | |
|Транспорт, связь и информатика |1062 |1000,0 |
|Дорожное хозяйство |7,8 |10.0 |
|Обслуживание государственного и |1600,0 |535.0 |
|муниципального долга | | |
|Мобилизационная подготовка экономики |548 |510 |
|Жилищно-коммунальное хозяйство |108566,9 |124981.0 |
|Предупреждение и ликвидация последствий |700,0 |300,0 |
|чрезвычайных ситуаций и стихийных | | |
|бедствий | | |
|Образование |283987.6 |320632.7 |
|Культура, искусство и кинематография |30150,7 |34980.1 |
|Средства массовой информации |6157,2 |6440.0 |
|Здравоохранение и физическая культура |149149,1 |175031,0 |
|Социальная политика |102158,9 |67940.0 |
|Прочие расходы |18515,1 |11374.0 |
|Целевые бюджетные фонды |2636,0 |1000.0 |
|Итого расходов |937495,4 |860187.4 |
Ведомственная структура расходов бюджета Щелковского района на 2003 год
представлена в Приложении 4.
Бюджет Щелковского района на 2002 год был утвержден по доходам в сумме
51173,6 тысячи рублей и по расходам в сумме 937495,4 тысячи рублей.
Предельный размер дефицита составил 86321,8 тысяч рублей.
Бюджет Щелковского района на 2003 год был утвержден по доходам в сумме
792281 тысячи рублей и по расходам в сумме 860187,4 тысячи рублей.
Предельный размер дефицита составил 67906 тысяч рублей. В целом, расходная
часть бюджета района уменьшилась на 77308 тыс. рублей, что и сказалось на
размере расходных статей в 2003 году.
Бюджет Щелковского района на 2003 год менее социально ориентирован, чем в
2002 году. Расходы по разделу «Социальная политика» уменьшились по
сравнению с 2002 годом на 34218,9 тысяч рублей и составили 67940,0.
В первоочередном порядке из бюджета Щелковского района в 2003 году
финансируются расходы:
- по выплате заработной платы с начислениями (денежному довольствию) и
надбавок к ней;
- погашению муниципального долга Щелковского района, предельный объем
которого по состоянию на 1 января 2004 года установлен в размере 20000,0
тысяч рублей;
- на предоставление льгот различным категориям граждан согласно
Законодательству Российской Федерации и законодательству Московской
области;
- на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, организацию
отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период школьных
каникул;
- проведение выборов и референдумов;
- расходы резервного фонда.
В ходе исполнения районного бюджета в 2003 году могут быть внесены
изменения в ведомственную и функциональную структуру расходов в следующих
случаях:
- в связи с поступлением уведомлений по взаимным расчетам с областным
бюджетом;
- на сумму средств, выделяемых из резервного фонда;
- в связи с перемещением ассигнований между распорядителями средств
районного бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и
экономической классификации расходов в пределах 10% утвержденных расходов.
2.4. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США.
Расходная часть бюджета РФ на 2003 год утверждена в сумме 2 345
641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из
прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции
(потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2003 года к декабрю 2002
года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей
направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение
государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей
на пополнение финансового резерва.
Расходная часть бюджета США на 2003 год утверждена в сумме 2, 13
трлн. долларов, что на 3,7 % превышает расходы в 2002 году. Дефицит бюджета
США составляет 80 млрд. долларов. Существенная часть расходов направлена на
статью «Национальная оборона». Расходы по этой статье составляют рекордную
сумму – 393 млрд. долларов. Эта сумма может быть увеличена в связи с
войной в Ираке. Для сравнения, весь бюджет РФ в 33 раза меньше бюджета США
и в 5 раз меньше расходов на оборону США.
Бюджет США, вопреки существующим стереотипам, более социально
ориентирован, чем его российский аналог. Проведение сравнительного анализа
расходов федеральных бюджетов России и США на основании данных за 1995-2003
годы позволяет сделать ряд заслуживающих внимания выводов.
Функциональные классификации статей бюджетных расходов двух
рассматриваемых бюджетов достаточно похожи. Самые крупные статьи расходов в
обоих бюджетах имеют приблизительно одинаковое назначение. Существенные
расхождения наблюдаются по относительно небольшим статьям. Суммарно
последние составляют очень небольшую долю всех расходов.
Важно отметить ровную динамику долей расходов в американском бюджете
по сравнению с российским. Кроме того, если проследить динамику расходов
бюджета США за более продолжительный период, то можно заметить, что
изменение расходов происходит очень плавно, без скачков. Это
свидетельствует об уверенном и последовательном проведении бюджетной
политики, которая носит долгосрочный характер. Бюджет Соединенных Штатов
планируется на 5 лет вперед (в 2002 году бюджет планировался до 2007 года
включительно), в то время как российский бюджет - на 3 года. Это, однако,
не означает, что правительству Российской Федерации достаточно планировать
бюджет не на 3 года, а на 5 лет, и мы получим такую же ровную динамику.
Первостепенное значение имеет качество бюджетного планирования, под которым
в контексте российской ситуации имеется в виду четкая расстановка
долгосрочных приоритетов, обеспеченная программами соответствующих реформ,
а также последовательное и точное исполнение федерального бюджета по каждой
статье в соответствии с законом.
Таблица 6 Показатели расходов бюджетов РФ и США
|Статьи расходов федерального бюджета | РФ (в %) |США(в %) |
|Государственное и местное управление | | 1,1 |
| |2,83 | |
|Судебная власть | | 2,52|
| |1,08 | |
|Международная деятельность | | 1,4 |
| |1,89 | |
|Национальная оборона | | 23,55|
| |14,64 | |
|Фундаментальные исследования и содействие | | 1,38|
|научно-техническому прогрессу |1,71 | |
|Сельское хозяйство и рыболовство | | 1,51|
| |1,32 | |
|Охрана окружающей среды и природных ресурсов | | 1,9 |
| |0,46 | |
|Транспорт, связь и информатика | | |
| |3,36 |3,69 |
|Образование | | |
| |4,15 |4,91 |
|Здравоохранение и физическая культура | | |
| |1,67 |14,41 |
|Социальная политика | | |
| |6,4 |17,16 |
|Обслуживание государственного и муниципального | | |
|долга |11,79 |11,23 |
|Финансовая помощь бюджетам других уровней | | |
| |17,46 |1,08 |
|Прочие расходы | | |
| |1,12 |0,39 |
Заметна значительная разница в финансировании государственного
управления. В российском бюджете эта цифра составляет 2,83 %, в то время
как в американском - всего 1, 1%. Учитывая невысокое качество
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13