Расходы государственного бюджета РФ

на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

1. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы

(текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы,

расходы на пенсии и пособия и т.п.);

2. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и

обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты

регулирования распределением денежных средств между материальным

производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и

социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект

экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на

стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных

сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие

принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-

технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего

перераспределительного характера, способны играть важную роль в

государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка

бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые

государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все

расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

2. расходы на социально-культурные нужды;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в

нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся

приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около

половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и

поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции

государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на

социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является

общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства:

на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на

образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,

государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в

воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных

средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может

добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного

производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому

содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового

контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете

сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее

конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов

на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения,

дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям

непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,

медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета

используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе

которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням

управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на

конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное

использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической

литературе можно встретить классификацию государственных расходов по

источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых

фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе

экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но,

как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по

другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому

назначению и др.)

А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает

направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в

том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых

организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на

финансирование осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на

содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета

Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных

исследований.

Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов

формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы

власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ

являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на

государственное и местное управление, средств на выполнение функций

государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления

использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы,

конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление

деятельности государственных и местных органов власти в определенной

области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета

образует третий уровень функциональной классификации и отражает

финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности

главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов

функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов

расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации

расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов

бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

Таблица 1 Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ

|1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |

|Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации |

|Функционирование законодательных (представительных) органов |

|государственной власти |

|Функционирование исполнительных органов государственной власти |

|Деятельность финансовых и налоговых органов |

|Прочие расходы на общегосударственное управление |

|2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |

|Федеральная судебная система |

|3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |

|Международное сотрудничество |

|Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых |

|Государств |

|Международные культурные, научные и информационные связи |

|Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам |

|4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |

|Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации |

|Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии |

|Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки |

|Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и |

|миротворческой деятельности |

|Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны |

|5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА|

|Органы внутренних дел |

|Внутренние войска |

|Уголовно-исполнительная система |

|Органы налоговой полиции |

|Органы государственной безопасности |

|Органы пограничной службы |

|Таможенные органы |

|Органы прокуратуры |

|Государственная противопожарная служба |

|Органы юстиции |

|Государственная фельдъегерская служба |

|6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ |

|ПРОГРЕССУ |

|Фундаментальные исследования |

|Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений |

|научно-технического прогресса |

|7. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |

|Топливно-энергетический комплекс |

|Конверсия оборонной промышленности |

|Другие отрасли промышленности |

|Строительство, архитектура |

|Стандартизация и метрология |

|Воспроизводство минерально-сырьевой базы |

|Содержание органов специального строительства |

|8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |

|Сельскохозяйственное производство |

|Земельные ресурсы |

|Рыболовное хозяйство |

|Прочие мероприятия в области сельского хозяйства |

|9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты