на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
1. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы
(текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы,
расходы на пенсии и пособия и т.п.);
2. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и
обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство получает инструменты
регулирования распределением денежных средств между материальным
производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и
социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект
экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на
стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных
сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие
принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-
технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего
перераспределительного характера, способны играть важную роль в
государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка
бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые
государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все
расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы на социально-культурные нужды;
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в
нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся
приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около
половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и
поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции
государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на
социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является
общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства:
на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на
образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,
государственное управление и т.п.
Такое деление государственных расходов (также как и по роли в
воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных
средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может
добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного
производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому
содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового
контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете
сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее
конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов
на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения,
дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям
непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,
медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета
используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе
которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням
управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на
конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное
использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической
литературе можно встретить классификацию государственных расходов по
источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых
фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе
экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но,
как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по
другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому
назначению и др.)
А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной
классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования
расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает
направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в
том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых
организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на
финансирование осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на
содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета
Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных
исследований.
Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов
формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы
власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ
являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на
государственное и местное управление, средств на выполнение функций
государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления
использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы,
конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление
деятельности государственных и местных органов власти в определенной
области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета
образует третий уровень функциональной классификации и отражает
финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов
функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов
расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации
расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов
бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
Таблица 1 Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ
|1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |
|Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации |
|Функционирование законодательных (представительных) органов |
|государственной власти |
|Функционирование исполнительных органов государственной власти |
|Деятельность финансовых и налоговых органов |
|Прочие расходы на общегосударственное управление |
|2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |
|Федеральная судебная система |
|3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|Международное сотрудничество |
|Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых |
|Государств |
|Международные культурные, научные и информационные связи |
|Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам |
|4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
|Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации |
|Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии |
|Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки |
|Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и |
|миротворческой деятельности |
|Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны |
|5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА|
|Органы внутренних дел |
|Внутренние войска |
|Уголовно-исполнительная система |
|Органы налоговой полиции |
|Органы государственной безопасности |
|Органы пограничной службы |
|Таможенные органы |
|Органы прокуратуры |
|Государственная противопожарная служба |
|Органы юстиции |
|Государственная фельдъегерская служба |
|6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ |
|ПРОГРЕССУ |
|Фундаментальные исследования |
|Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений |
|научно-технического прогресса |
|7. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |
|Топливно-энергетический комплекс |
|Конверсия оборонной промышленности |
|Другие отрасли промышленности |
|Строительство, архитектура |
|Стандартизация и метрология |
|Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
|Содержание органов специального строительства |
|8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |
|Сельскохозяйственное производство |
|Земельные ресурсы |
|Рыболовное хозяйство |
|Прочие мероприятия в области сельского хозяйства |
|9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13