финансово-экономических результатов деятельности.
Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Однако в
условиях экономического спада и платежного кризиса лишь незначительное
число предприятий способно реформироваться без сторонней поддержки. Органы
исполнительной власти (федеральные, субъектов федерации или муниципальных
образований), прямо не вмешиваясь во внутренние дела унитарных предприятий,
должны создавать более благоприятные условия хозяйствования тем из них,
которые активно реформируются.
Приоритетными задачами реформирования предприятий являются:
. ориентация производимой продукции на рыночный спрос;
. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
. четкое разграничение ответственности учредителей и управляющих,
развитие механизмов корпоративного управления;
. нормализация процессов воспроизводства основных производственных
фондов;
. создание эффективного механизма управления на предприятиях.
Для реализации поэтапного перехода предприятий на общепринятые в рыночной
экономике принципы функционирования предприятий необходимо:
1. Определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к
реформируемому предприятию, включая:
. наличие на предприятии бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную
перспективу;
. отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;
. существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного
отказа от взаимозачетов.
2. Разработать комплекс мер по стимулированию унитарных предприятий при
выполнении ими предъявляемых к ним требований.
3. Создать условия для реформирования предприятий, имея в виду:
. повышение ответственности руководителей предприятий за принимаемые
управленческие решения, за сохранность и эффективное использование
имущества унитарного предприятия, за финансово-хозяйственные
результаты его деятельности (переход на контрактную систему);
. установление для руководителей разрешительного порядка
совместительства в целях ограничения сложившейся практики
одновременной работы на руководящих должностях в разных организациях;
. отстранение от должности руководителя за сокрытие от учредителей
информации о сделках с организациями, где есть его коммерческий
интерес;
. организацию подготовки и переподготовки руководителей и специалистов
предприятий, аккредитации учебных заведений, занимающихся этими
вопросами, введение стандартов обучения и сертификатов управляющих;
. обеспечение введения эффективной системы регистрации имущественных
прав.
4. Способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению
конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной
деятельности на основе разработки и принятия мер, предусматривающих:
. совершенствование механизмов исполнения судебных решений;
. ускорение и завершение передачи объектов социально-культурного и
жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансах предприятий,
в ведение органов местного самоуправления;
. формирование системы экономических индикаторов, учитывающих отраслевую
специфику, позволяющую предприятию определять свое положение на рынке
и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта, а внешним
контрагентам (при принятии мер по широкому доступу к информации об
указанных индикаторах) – получать оценку хозяйствующего субъекта при
рассмотрении вопросов организации совместного выпуска продукции,
привлечения средств инвесторов и пр. Это обеспечит также объективность
анализа и оценки уровня инвестиционных рисков;
. обеспечение гарантии права предприятия на приобретение по минимальным
ценам в собственность земельных участков, на которых оно размещено,
что позволит повысить ликвидность активов предприятий и развивать
ипотечное кредитование;
. переход на рыночную оценку активов предприятий, что позволит
предприятиям формировать более рациональную стратегию в отношении
использования активов;
. ужесточение санкций к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату
налогов, активное применение механизма банкротства.
5. Ввести единые стандарты аудита и квалификационные требования к
аттестации аудиторов, разработать представляемые предприятиями в органы
государственной статистики данные, характеризующие финансово-экономическое
состояние унитарных предприятий.
По отношению к унитарным предприятиям органы исполнительной власти имеют
возможность непосредственно осуществлять регулирующие воздействия. Они
ограничиваются утверждением устава предприятия, назначением его
руководителя и заключением с ним контракта, а также контролем за его
деятельностью посредством периодической отчетности.
Предприятие обязано осуществлять только те виды деятельности, которые
определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним
недвижимым имуществом без согласия собственника (уполномоченного им
органа).
Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по
отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной
собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного
правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой
для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также
служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции
предприятий. В этой связи целесообразно:
. прекратить необоснованное создание унитарных предприятий, основанных
на праве хозяйственного ведения;
. реорганизовывать унитарные предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения, путем преобразования их в хозяйственные
общества с закреплением в установленном порядке прав участия в
уставном капитале таких обществ в собственности Российской Федерации
или муниципальных образований, либо в федеральные казенные
предприятия, либо в учреждения.
Основное направление повышения эффективности взаимоотношений органов
исполнительной власти и руководителя унитарного предприятия заключается в
совершенствовании контрактных отношений. Контракт с директором должен
содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от
финансово-экономического положения предприятия, устанавливающие
ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и т.д.
Исходя из факторов необходимости и возможности реформирования и вариантов
его осуществления унитарные предприятия можно разделить на шесть групп:
Унитарные предприятия, работающие прибыльно, не имеющие задолженности по
заработной плате и просроченной задолженности кредиторам.
Унитарные предприятия, для которых для выхода из кризисного состояния
достаточно произвести корректировки в менеджменте.
Унитарные предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса, но
представляющие интерес для экономически устойчивых структур.
Унитарные предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса при
замене менеджмента, к которым отсутствует интерес экономически устойчивых
структур, но производящие ликвидную продукцию в объемах, недостаточных для
поддержания самоокупаемости.
Унитарные предприятия, не имеющие рыночных перспектив.
Отсутствующие должники.
Основные цели реформирования унитарных предприятий достигаются путем:
разработки и производства товаров, пользующихся спросом, новых товаров;
сокращения жизнеспособных хозяйствующих субъектов в самостоятельные
юридические лица; вхождения в состав экономически более сильной структуры;
продажей излишнего имущества; сокращением численности и т.д.
Вышеизложенные меры можно реализовать либо в рамках гражданского
законодательства, регулирующего деятельность предприятия без применения
процедур банкротства, либо в рамках процедур, предусмотренных
законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Одним из направлений реформирования предприятий является их
реструктуризация. Широко используемые в настоящее время термины
“реструктуризация, реструктурирование” взяты из английского языка.
Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) –
совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и
тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных
внешних и внутренних изменениях. В английском языке приставка “re” означает
“снова, заново, еще раз, обратно”, т.е. термины “реструктуризация,
реструктурирование” можно понимать как изменения существующей структуры,
связей объекта.
Реструктуризация предприятия или корпоративное реструктурирование может
быть определено как любые изменения в производственной и организационной
структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного
делового цикла предприятия.
Основными целями реструктуризации предприятия являются:
. достижение определенных экономических и социальных целей;
. изменение распределения собственности и контроля над деятельностью
предприятия;
. увеличение стоимости предприятия.
В процессе достижения целей оказывается определенное воздействие на само
предприятие и на его внешнюю среду. Изменения в самом унитарном предприятии
для достижения его стратегических целей могут происходить в:
. производственной структуре (понимаемой как структура всего процесса
создания и реализации продукта);
. организационной структуры управления;
. структуре собственности с распределением контроля над организацией;
. структуре активов и пассивов.
Процессы реструктурирования унитарного предприятия возможно
классифицировать по нескольким основаниям:
По функциям различают пять видов реструктуризации:
. правовая (юридическое закрепление и перераспределение прав
собственности и контроля);
. финансовая (изменение структуры активов, обязательств, собственного
капитала);
. организационная (изменение состава и перегруппировка организационных
звеньев и связей);
. управленческая (изменение форм и методов управления организацией);
. операционная (изменения в производственно-технологическом процессе и
операционном цикле).
По степени воздействия на развитие компании:
. структурное реструктурирование (долгосрочное);
. финансовое реструктурирование (краткосрочное).
Структурное реструктурирование предполагает изменения в структуре
производства, в производственной программе, в организационной структуре,
концентрацию на основном бизнесе.
Финансовое реструктурирование нацелено в первую очередь на улучшение за
короткие сроки результатов деятельности предприятия и его ликвидности.
3. По способам проведения реструктурирования предприятия можно выделить
несколько четко различающихся, но взаимосвязанных направлений
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18