Реформирование унитарных предприятий

реструктурирования:

. путем изменения масштаба предприятия: расширение (слияние,

присоединение, приобретение и аренда имущества) и сокращение

(выделение, разделение, продажа имущества и т.д.);

. путем влияния на собственность и корпоративный контроль: изменение

организационно-правовой формы (преобразование, банкротство,

ликвидация), реструктуризация уставного капитала (эмиссия, продажа,

выкуп, конвертация акций), реструктуризация кредиторской задолженности

(погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, конвертация,

обмен);

. путем изменения внутренней структуры функционирования предприятия:

реструктуризация организационной структуры (перераспределение

полномочий, изменение перечня функций и задач управленческих служб и

т.п.), реструктуризация производственной структуры (модернизация

производства, создание центров финансовой ответственности, четкое

выделение основных и вспомогательных подразделений и т.п.).

В данной работе рассматривается именно этот аспект классификации

направлений реструктурирования (Таблица 1).

По отношению к финансово-экономическому состоянию хозяйствующего субъекта

можно выделить:

Таблица 1

Классификация направлений реструктурирования

|Направление |Вид |Тип |

|реструктурирован|реструктурирован|реструктурирования |

|ия |ия | |

|Масштаб |Расширение |Слияние |

|предприятия | |Присоединение |

| | |Покупка имущества |

| | |Аренда имущества |

| | |Лизинг имущества |

| |Сокращение |Разделение |

| | |Выделение |

| | |Продажа имущества |

| | |Сдача имущества в аренду |

| | |Создание дочернего |

| | |предприятия |

| | |Безвозмездная передача |

| | |Передача имущества в |

| | |зачет обязательств |

| | |Консервация имущества |

| | |Ликвидация |

|Собственность и |Изменение |Преобразование |

|корпоративный |состава |предприятия |

|контроль |собственников |Продажа предприятия |

| |(пайщиков, |Банкротство |

| |акционеров) | |

| |Изменение |Продажа акций |

| |структуры |Приобретение акций |

| |собственников |Конвертация акций |

| |(пайщиков, | |

| |акционеров) | |

| |Реструктуризация|Погашение |

| |кредиторской |Списание |

| |задолженности |Отсрочка |

| | |Рассрочка |

| | |Продажа |

| | |Конвертация |

| | |Обмен |

|Внутренняя |Реструктуризация|Изменение перечня функций|

|структура |организационной |и задач управленческих |

|предприятия |структуры |служб |

| | |Кадровая политика |

| | |Перераспределение |

| | |полномочий |

| | |Реорганизация системы |

| | |оперативного учета и |

| | |внутреннего |

| | |документооборота |

| |Реструктуризация|Модернизация производства|

| |производственной| |

| |структуры |Создание центров |

| | |финансовой |

| | |ответственности |

| | |Четкое выделение основных|

| | |и вспомогательных |

| | |подразделений |

| | |Выявление и использование|

| | |внутренних резервов |

. реструктурирование нормально функционирующих предприятий – направлено

на реализацию стратегических планов, связанных с сохранением

действующего предприятия (увеличение рыночной стоимости предприятия,

сохранение собственности и др.);

. реструктурирование “больных” предприятий – сконцентрировано на

решениях и стратегиях, направленных на реорганизацию

неплатежеспособных предприятий и предприятий-банкротов с целью

возвращения их в состояние “действующего предприятия”.

Процесс реструктуризации унитарных предприятий может сопровождаться

изменением формы собственности, возникновением новых юридических лиц.

Данный процесс определяется как реорганизация юридического лица и

регулируется Гражданским кодексом РФ и антимонопольным законодательством.

В гражданском кодексе РФ предусмотрено пять видов реорганизации: слияние,

присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация

унитарного предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей

либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредителем.

Формы реорганизации можно разделить на две группы:

1. Реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться либо

по решению учредителей, либо в случаях установленных законом по решению

уполномоченных государственных органов или по решению суда.

2. Реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может

осуществляться по решению учредителей лишь в случаях установленных законом

с согласия уполномоченных государственных органов.

Под уполномоченными государственными органами в случаях, установленных

законом, понимаются антимонопольные органы контролирующие требования,

предъявляемые антимонопольным законодательством к реорганизуемым

предприятиям. А именно, в целях предотвращения возможного злоупотребления

доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения

конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется

государственный контроль за: созданием, слиянием и присоединением

объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций); слиянием и

присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по

последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных

унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч

минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению

хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке

будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация

осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

В настоящее время самый распространенный способ реструктуризации –

реструктуризация путем сокращения (разукрупнения). Это выражается в

создании дочерних предприятий, развитии сети малых предприятий –

сателлитов, реализующих вспомогательные функции. Возможные последствия

такой реструктуризации:

1. Все реальные системы, в том числе производственно-экономические,

демонстрируют выраженную цикличность своего развития. Это означает, что

период децентрализации вплоть до отделения неизбежно сменяется периодом

противоположной направленности, основным процессом в котором станет

укрупнение в целях поиска системных преимуществ. Это объясняется тем, что в

связи с изменением внешней среды или внутренними проблемами риски

функционирующих самостоятельно малых предприятий могут превысить

определенный предел, и тогда компенсация станет возможной только в рамках

консолидации с основным производством.

Таким образом, в процессе разукрупнения необходимо сохранить управляемое и

максимально защищенное от риска ядро предприятия, которое могло бы стать

основой для будущего цикла реинтеграционных процессов.

2. Часть рисков связана с интенсивностью и напряженностью научно-

технического прогресса в данной подотрасли. При изменении технологии, а

также номенклатуры продукции под влиянием научно-технического прогресса

возникает вероятность того, что специализированные предприятия не смогут

перестроиться и выдержать отраслевую конкуренцию. Поэтому ключевым моментом

разукрупнения должен стать научно-технический прогноз жизненных циклов

продукции предприятия в целом и предприятий-сателлитов.

3. Риски, возникающие из-за отсутствия воспроизводственной базы у

большинства сателлитов, имеют двоякий характер. С одной стороны это

вызывает длительное по времени финансирование малых предприятий с целью

компенсации отсутствия воспроизводственной базы и тем самым увеличивает

риск функционирования в целом. С другой стороны, это может служить фактором

зависимости малых предприятий от материнского предприятия, что особенно

необходимо в виду слабости контрактной или основанной на долевой

собственности системы взаимоотношений между предприятиями.

4. Дробление предприятий несколько сужает возможности извлечения системных

эффектов, что порождает ряд конкурентных рисков. Это проявляется в

невозможности снижения суммарных издержек на производство в условиях

раздробленности.

5. Слабая управляемость неконсолидированного производства. В договорах

между материнским предприятием и выделившимися малыми предприятиями

предполагается, что в случае возникновения разногласий обязательное для

выполнения решение принимается третейским судом в составе совета директоров

материнского предприятия. Между тем, в спорах между юридическим лицами

обязательное решение принимается не внутренним, а официальным судом, а это

решение может и противоречить решению совета директоров.

6. Источником значительного риска является фигура генерального директора

предприятия. Многие отношения между администрацией и подразделениями

предприятия, а также дочерними предприятиями строятся на базе личности

директора. Уход директора с предприятия независимо от причин и целей ухода

вызовет, скорее всего, серьезный сбой в работе предприятия в целом и может

поставит под угрозу само его существование в настоящем виде. Степень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты