реструктурирования:
. путем изменения масштаба предприятия: расширение (слияние,
присоединение, приобретение и аренда имущества) и сокращение
(выделение, разделение, продажа имущества и т.д.);
. путем влияния на собственность и корпоративный контроль: изменение
организационно-правовой формы (преобразование, банкротство,
ликвидация), реструктуризация уставного капитала (эмиссия, продажа,
выкуп, конвертация акций), реструктуризация кредиторской задолженности
(погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, конвертация,
обмен);
. путем изменения внутренней структуры функционирования предприятия:
реструктуризация организационной структуры (перераспределение
полномочий, изменение перечня функций и задач управленческих служб и
т.п.), реструктуризация производственной структуры (модернизация
производства, создание центров финансовой ответственности, четкое
выделение основных и вспомогательных подразделений и т.п.).
В данной работе рассматривается именно этот аспект классификации
направлений реструктурирования (Таблица 1).
По отношению к финансово-экономическому состоянию хозяйствующего субъекта
можно выделить:
Таблица 1
Классификация направлений реструктурирования
|Направление |Вид |Тип |
|реструктурирован|реструктурирован|реструктурирования |
|ия |ия | |
|Масштаб |Расширение |Слияние |
|предприятия | |Присоединение |
| | |Покупка имущества |
| | |Аренда имущества |
| | |Лизинг имущества |
| |Сокращение |Разделение |
| | |Выделение |
| | |Продажа имущества |
| | |Сдача имущества в аренду |
| | |Создание дочернего |
| | |предприятия |
| | |Безвозмездная передача |
| | |Передача имущества в |
| | |зачет обязательств |
| | |Консервация имущества |
| | |Ликвидация |
|Собственность и |Изменение |Преобразование |
|корпоративный |состава |предприятия |
|контроль |собственников |Продажа предприятия |
| |(пайщиков, |Банкротство |
| |акционеров) | |
| |Изменение |Продажа акций |
| |структуры |Приобретение акций |
| |собственников |Конвертация акций |
| |(пайщиков, | |
| |акционеров) | |
| |Реструктуризация|Погашение |
| |кредиторской |Списание |
| |задолженности |Отсрочка |
| | |Рассрочка |
| | |Продажа |
| | |Конвертация |
| | |Обмен |
|Внутренняя |Реструктуризация|Изменение перечня функций|
|структура |организационной |и задач управленческих |
|предприятия |структуры |служб |
| | |Кадровая политика |
| | |Перераспределение |
| | |полномочий |
| | |Реорганизация системы |
| | |оперативного учета и |
| | |внутреннего |
| | |документооборота |
| |Реструктуризация|Модернизация производства|
| |производственной| |
| |структуры |Создание центров |
| | |финансовой |
| | |ответственности |
| | |Четкое выделение основных|
| | |и вспомогательных |
| | |подразделений |
| | |Выявление и использование|
| | |внутренних резервов |
. реструктурирование нормально функционирующих предприятий – направлено
на реализацию стратегических планов, связанных с сохранением
действующего предприятия (увеличение рыночной стоимости предприятия,
сохранение собственности и др.);
. реструктурирование “больных” предприятий – сконцентрировано на
решениях и стратегиях, направленных на реорганизацию
неплатежеспособных предприятий и предприятий-банкротов с целью
возвращения их в состояние “действующего предприятия”.
Процесс реструктуризации унитарных предприятий может сопровождаться
изменением формы собственности, возникновением новых юридических лиц.
Данный процесс определяется как реорганизация юридического лица и
регулируется Гражданским кодексом РФ и антимонопольным законодательством.
В гражданском кодексе РФ предусмотрено пять видов реорганизации: слияние,
присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация
унитарного предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей
либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредителем.
Формы реорганизации можно разделить на две группы:
1. Реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться либо
по решению учредителей, либо в случаях установленных законом по решению
уполномоченных государственных органов или по решению суда.
2. Реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может
осуществляться по решению учредителей лишь в случаях установленных законом
с согласия уполномоченных государственных органов.
Под уполномоченными государственными органами в случаях, установленных
законом, понимаются антимонопольные органы контролирующие требования,
предъявляемые антимонопольным законодательством к реорганизуемым
предприятиям. А именно, в целях предотвращения возможного злоупотребления
доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения
конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется
государственный контроль за: созданием, слиянием и присоединением
объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций); слиянием и
присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по
последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных
унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч
минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению
хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке
будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация
осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
В настоящее время самый распространенный способ реструктуризации –
реструктуризация путем сокращения (разукрупнения). Это выражается в
создании дочерних предприятий, развитии сети малых предприятий –
сателлитов, реализующих вспомогательные функции. Возможные последствия
такой реструктуризации:
1. Все реальные системы, в том числе производственно-экономические,
демонстрируют выраженную цикличность своего развития. Это означает, что
период децентрализации вплоть до отделения неизбежно сменяется периодом
противоположной направленности, основным процессом в котором станет
укрупнение в целях поиска системных преимуществ. Это объясняется тем, что в
связи с изменением внешней среды или внутренними проблемами риски
функционирующих самостоятельно малых предприятий могут превысить
определенный предел, и тогда компенсация станет возможной только в рамках
консолидации с основным производством.
Таким образом, в процессе разукрупнения необходимо сохранить управляемое и
максимально защищенное от риска ядро предприятия, которое могло бы стать
основой для будущего цикла реинтеграционных процессов.
2. Часть рисков связана с интенсивностью и напряженностью научно-
технического прогресса в данной подотрасли. При изменении технологии, а
также номенклатуры продукции под влиянием научно-технического прогресса
возникает вероятность того, что специализированные предприятия не смогут
перестроиться и выдержать отраслевую конкуренцию. Поэтому ключевым моментом
разукрупнения должен стать научно-технический прогноз жизненных циклов
продукции предприятия в целом и предприятий-сателлитов.
3. Риски, возникающие из-за отсутствия воспроизводственной базы у
большинства сателлитов, имеют двоякий характер. С одной стороны это
вызывает длительное по времени финансирование малых предприятий с целью
компенсации отсутствия воспроизводственной базы и тем самым увеличивает
риск функционирования в целом. С другой стороны, это может служить фактором
зависимости малых предприятий от материнского предприятия, что особенно
необходимо в виду слабости контрактной или основанной на долевой
собственности системы взаимоотношений между предприятиями.
4. Дробление предприятий несколько сужает возможности извлечения системных
эффектов, что порождает ряд конкурентных рисков. Это проявляется в
невозможности снижения суммарных издержек на производство в условиях
раздробленности.
5. Слабая управляемость неконсолидированного производства. В договорах
между материнским предприятием и выделившимися малыми предприятиями
предполагается, что в случае возникновения разногласий обязательное для
выполнения решение принимается третейским судом в составе совета директоров
материнского предприятия. Между тем, в спорах между юридическим лицами
обязательное решение принимается не внутренним, а официальным судом, а это
решение может и противоречить решению совета директоров.
6. Источником значительного риска является фигура генерального директора
предприятия. Многие отношения между администрацией и подразделениями
предприятия, а также дочерними предприятиями строятся на базе личности
директора. Уход директора с предприятия независимо от причин и целей ухода
вызовет, скорее всего, серьезный сбой в работе предприятия в целом и может
поставит под угрозу само его существование в настоящем виде. Степень
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18