Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Ограничения внешнеэкономической деятельности, к которым ведет применение специальных санкций

Действие специальных санкций, применяемых к субъектам ВЭД, распространяется на все ее виды, указанные в статье 4 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", операции по которым осуществляются украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, и ведет к следующим ограничениям:

Украинские субъекты ВЭД, к которым в установленном порядке применена специальная санкция, не имеют права заключать договора поручения, комиссии, агентские, совместной деятельности и сотрудничества, консигнации, дилерские, дистрибьюторские, аренды, найма, лизинга, хранения и прочие, которые предусматривают проведение внешнеэкономических операций другими лицами или в пользу других лиц по доверенности или передачу имущества в срочное пользование с целью проведения ВЭД.

Также украинские субъекты внешнеэкономической деятельности не имеют права заключать с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, к которым в установленном порядке применена специальная санкция, договора: поручения, комиссии, агентские, общей деятельности и сотрудничества, консигнации, дилерские, дистрибьюторские, аренды, найма, лизинга, хранения и прочие, которые предусматривают проведение внешнеэкономических операций другими лицами или в пользу других лиц по доверенности или передачу имущества в срочное пользование с целью проведения ВЭД в Украине или с товарами украинского происхождения.

Содержание специальных санкций

Индивидуальный режим лицензирования ВЭД украинских субъектов ВЭД и иностранных субъектов хозяйственной деятельности предусматривает осуществление лицензирования каждой отдельной внешнеэкономической операции определенного вида ВЭД, которая указана в статье 4 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности".

В случае применения индивидуального режима лицензирования ВЭД основанием для осуществления внешнеэкономических операций субъектами ВЭД, к которым применены санкции, является разовая (индивидуальная) лицензия.

Разовая (индивидуальная) лицензия оформляется согласно требованиям Положения о порядке выдачи разовых (индивидуальных) лицензий, утвержденного приказом МВЭСТорга Украины от 28 апреля 1998 года №248 (с изменениями и дополнениями) и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28.04.98 за №275/2715.

Применение режима индивидуального лицензирования не является запретом ВЭД, а предусматривает проведение экспертизы внешнеэкономических договоров на их соответствие международным нормам, валютному законодательству Украины, соответствие уровню цен на продукцию, которая импортируется или экспортируется, и конъюнктуре, которая сложилась на рынках.

После проведения такой экспертизы оформляется индивидуальная разовая лицензия на внешнеэкономическую операцию. Полученная разовая (индивидуальная) лицензия является основанием для осуществления таможенного оформления товаров и проведения банковских операций по соответствующему договору.

Временная остановка ВЭД, применяемая к украинским субъектам ВЭД и иностранным субъектам хозяйственной деятельности, означает лишение права заниматься всеми видами ВЭД, предусмотренными статьей 4 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности ", за исключением:

• завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям, на которые со стороны украинских субъектов ВЭД или иностранных субъектов хозяйственной деятельности были перечислены средства раньше, до применения этой санкции;

• завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям за продукцию, которая была отправлена за границу Украины украинскими субъектами ВЭД или отправлена в Украину иностранными субъектами хозяйственной деятельности раньше, до применения этой санкции.

Для завершения таких операций украинскому субъекту ВЭД необходимо в установленном порядке получить разовую (индивидуальную) лицензию Минэкономики Украины.

Санкции в виде временной остановки ВЭД могут применяться к субъектам ВЭД в случае проведения ими действий в сфере внешнеэкономических отношений, которые: могут повредить интересам национальной экономической безопасности; приводят к нарушениям международных обязательств Украины; а также в случае непринятия в течение года после применения индивидуального режима лицензирования мер по соответствию своей деятельности требованиям действующего законодательства в сфере внешнеэкономических отношений.

Основание и порядок применения специальных санкций

Основанием для применения специальных санкций является решение судебных органов или представлений налоговых и контрольно-ревизионных служб, таможенных, правоохранительных органов, Национального банка Украины и Комиссии по вопросам возвращения валютных ценностей в Украину, которые незаконно находятся за ее пределами. Другими словами, если субъект ВЭД (резидент или нерезидент) нарушил Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности ", связанные с ним законы и прочие нормативные акты, которые касаются сферы внешнеэкономических отношений, министерство на основании соответствующих представлений вышеперечисленных государственных органов или решения суда применяет специальные санкции. В частности, специальные санкции применяются министерством в случае нарушения субъектами ВЭД валютного, таможенного, налогового, другого законодательства, связанного с их ВЭД, и в случае их действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности.

Представление для применения специальных санкций к субъектам ВЭД (индивидуального режима лицензирования внешнеэкономической деятельности или временной остановки ВЭД) должны содержать информацию: о полных реквизитах субъекта ВЭД; о содержании конкретного нарушения субъектом ВЭД Украины или иностранным субъектом хозяйственной деятельности действующего законодательства Украины, связанного с Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности"; предложения по виду санкций, которые предлагается применить.

Если полученные представления содержат неполную информацию, то министерство может сделать запрос инициатору представления или другим органам государственного управления и валютного контроля, юридическим лицам по уточнению информации о субъекте ВЭД.

Ответственность за достоверность информации, указанной в представлении, несет инициатор представления в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

В случае наличия в министерстве другой информации о деятельности субъекта ВЭД, к которому предлагается применить санкции, эти материалы присоединяются к первоначальным и рассматриваются вместе с представлением при принятии окончательного решения.

Министерством для дополнительного изучения деятельности субъектов ВЭД могут привлекаться специалисты и использоваться материалы Совета Министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

После проработки всех документов готовится проект приказа.

Соответствующие приказы министерства выдаются в случае применения, а также отмены, изменения вида, приостановления действия санкций к субъектам ВЭД.

Применению санкций к субъектам ВЭД может предшествовать официальное предупреждение о возможности применения к ним санкций.

В приказе министерства указываются реквизиты юридических лиц, к которым применены санкции, вид санкции, время, с которого санкция начинает действовать.

Материалы и информация, которая представляется соответствующими государственными органами, свидетельствует о том, что специальные санкции по статье 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности " в большинстве случаев применяются за нарушение субъектом ВЭД Законов Украины "О порядке проведения расчетов в иностранной валюте", "О регулировании бартерных (товарообменных) операций в области ВЭД", "Об операциях с давальческим сырьем в внешнеэкономических отношениях", Указа Президента Украины от 18.06.94 г. №319/94 "О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами" и некоторых статей Таможенного кодекса Украины.

Данные материалы и информация показывают, что в подавляющем большинстве случаев (от 80 до 90%) специальные санкции в соответствии со статьей 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности " применяются за нарушение субъектами ВЭД статей 1 и 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23 сентября 1994 года №185/94-ВР.

Вышесказанное подтверждает тот факт, что одним из острейших вопросов для Украины остается отток валютных и материальных ценностей, который происходит с целью сокрытия валютных ценностей за границей и уклонения от налогообложения. Одним из механизмов предотвращения этих процессов и является применение специальных санкций.

Анализ материалов по этому вопросу, сделанный на основании данных органов, которые задействованы в системе валютного контроля – ГНАУ, НБУ, коммерческие банки, ГТСУ и Госкомстат, а также правоохранительные органы – показывает, что основными причинами, приводящими к оттоку валюты из Украины и невозвращении ее в сроки, определенные законодательством Украины, являются следующие:

– низкий профессиональный уровень и низкая ответственность руководителей предприятий в сфере ВЭД, что в первую очередь, сказывается на составлении внешнеэкономических контрактов;

– экономическая нестабильность в стране, большое налоговое давление, незаинтересованность субъектов осуществлять меры по возвращению валютных и материальных ценностей;

– осуществление внешнеэкономических операций с целью уклонения от налогообложения и сокрытия валюты за границей,

– неэффективная координация работы органов центральной исполнительной власти и валютного контроля в отношении оперативного обмена информацией с целью предупреждения безосновательного оттока валютных и материальных ценностей за границу.

Основание и порядок отмены специальных санкций

Санкции применяются на срок до принятия субъектами ВЭД исчерпывающих мер по устранению нарушений действующего законодательства в сфере внешнеэкономических отношений.

В отдельных случаях (возникновение форс-мажорных обстоятельств, представление иска в третейский суд или в суд общей юрисдикции страны расположения контрагента, или в суд (арбитражный суд) Украины о признании или взыскании с иностранного субъекта хозяйственной деятельности долга, связанного с невыполнением условий контракта), действие специальных санкций может быть приостановлено на срок до окончания действия форс-мажорных обстоятельств или на время рассмотрения дела при предоставлении соответствующих документов.

Субъекты ВЭД, к которым применены санкции, имеют право предоставить в министерство материалы, которые подтверждают применение ими мер по приведению внешнеэкономической и связанной с ней хозяйственной деятельности в соответствие с нормами действующего законодательства, и выйти в министерство с ходатайством об отмене (изменении вида, приостановлении) действия санкций. Общий срок рассмотрения ходатайств и представления ответа субъекту ВЭД о принятом министерством решении не должен превышать установленный действующим законодательством Украины.

В случае обращения с ходатайством об отмене (изменении вида, приостановлении) действия специальной санкции субъект ВЭД должен подать в министерство такие документы:

а) письмо-обращение с изложением причин, которые привели к нарушению и о принятых мерах по приведению своей деятельности в соответствие с нормами действующего законодательства Украины;

б) оригиналы материалов (справки) от органов государственного управления, которые осуществляют контроль за ВЭД или валютный контроль, которые удостоверяют принятие субъектом ВЭД практических мер по приведению своей деятельности в соответствие с нормами действующего законодательства Украины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты