- снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);
- частичную либерализацию валютного курса (при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту);
- отмену любых ограничений на импорт.
Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на
сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада
производства в российской промышленности. Осуществленное административным путем
установление верхних пределов экспорта топлива и сырья в условиях, когда
внутренние цены на них были значительно ниже мировых, явилось вынужденной
мерой, так как снятие ограничений тогда могло привести к катастрофическому
опустошению внутреннего рынка.
Н а в т о р о м э т а п е (второе полугодие 1992 г.) был полностью
либерализован валютный курс, введен импортный тариф. Первая из этих мер была
направлена на прекращение скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным
производителям, вторая - на обеспечение защиты последних от усилившейся
конкуренции иностранных товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых
товаров был введен институт спецэкспортеров стратегических товаров.
В целях создания валютного рынка в России с 1 июня 1992 г. была установлена
обязательная продажа экспортерами 50% валютной выручки, причем доля валюты,
реализуемой по рыночному курсу (а не по фиксированному курсу Центрального
банка), была впоследствии повышена с 20 до 50% всей выручки.
Н а т р е т ь е м э т а п е (1993 - 1998 гг.) завершался переход на тарифные
методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений.
Объем осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций
снизился в 1993 г. до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль во ВЭД перешла
к предприятиям всех форм собственности.
Таким образом, в основном завершено формирование внешнеэкономического механизма
переходного периода, основанного на ограниченном использовании нетарифных
методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных
сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обязательной
продаже экспортерами 50% валютной выручки, использовании таможенного тарифа для
защиты внутреннего рынка. Необходимость сохранения нетарифных методов в начале
третьего этапа была вызвана нестабильным курсом рубля, существенными различиями
между внутренними и мировыми ценами, дефицитом многих сырьевых ресурсов на
внутреннем рынке и незавершенностью экономического механизма регулирования
внешней торговли.
Постепенно сходят на нет централизованный экспорт и импорт. Ввоз товаров на
централизованной основе прекращается с 1994 г. В случае осуществления
критического импорта вводится система тендеров, в которых могут участвовать на
равных условиях все хозяйствующие субъекты России. С 1 июля 1994 г. отменено
квотирование российского экспорта.
Вместе с тем все еще не отработан современный механизм государственной
поддержки экспорта - экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков,
поощрения российских инвестиций за рубежом. Негативное влияние на
реформирование ВЭД России оказало произошедшее в ходе их демонополизации
ослабление государственного контроля за экспортом, особенно в начальный (1988 -
1991 гг.) период децентрализации ВЭД. Это привело к бесконтрольному вывозу товаров,
в основном сырьевых, неоправданной конкуренции между российскими экспортерами и
дестабилизации мировых цен на ряд товаров, утечке валютных средств за рубеж.
3.1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными средствами,
в том числе посредством нетарифного регулирования. Для регулирования экспорта и
импорта отдельных товаров применяются такие меры, как количественные
ограничения (квоты), разрешительный порядок ввоза и вывоза (лицензирование),
ограничение числа предприятий, имеющих право заключать сделки на внешнем рынке
(регистрация спецэкспортеров). Предусмотрена также возможность введения
государственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этом
случае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортные
операции исключительно государственным предприятиям.
Остановимся сначала на регулировании ВЭД в целях поддержания рыночного
равновесия. Раскрывая механизм действия названных инструментов нетарифного
регулирования, нужно определить: что понимается под понятием квотирование и
лицензирование? Внешнеторговая квота - это количественное ограничение объема
продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена
из нее. Лицензирование предполагает практику, предписывающую получать в
качестве предварительного условия для импорта и экспорта разрешение, которое не
предоставляется свободно или автоматически.
Квотирование и лицензирование внешней торговли может преследовать две цели:
защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой
(безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту
национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.
Квотирование и лицензирование являются методами количественных ограничений
экспорта и импорта, которые могут вводиться в исключительных случаях
Правительством Российской Федерации в целях:
- обеспечения Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
- защиты внутреннего рынка Российской Федерации в связи с нанесением ущерба или наличием угрозы причинения ущерба производителям товара или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации. При этом Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения этих ограничений в действие.
Квотирование экспорта используется в
тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на
мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть
его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для
России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в
нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере
приближения внутренних цен к мировым.
Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота,
ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на
продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно
ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как
повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей,
введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет
бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный
протекционизм.
Однако импортная, квота может быть полезна лишь при наличии свободной
конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие,
монополизирующее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены в условиях
искусственно созданного дефицита на данную продукцию. Это одна из причин, по
которым квотирование импорта сегодня в России применяется мало.
Внести конкуренцию в распространение квот позволяют конкурсы и аукционы.
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения
конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и
лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской
Федерации" от 31.10.96 года № 1299 определило механизм применения
количественных ограничений, а также утвердило "Положение о порядке
проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при
введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений" и
"Положение о Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов
и аукционов по продаже экспортных и импортных квот".
Главной задачей этого органа является оптимальное размещение экспортных квот
путем проведения среди российских участников внешнеэкономической деятельности
конкурсов или аукционов с соблюдением принципов гласности, объективности
оценки, единства требований и создания конкурентных условий.
Выполнение данной задачи связано с осуществлением следующих действий:
опубликование объявления о проведении конкурса или аукциона, разработка и
утверждение правил проведения конкурсов и контроль за их выполнением, анализ и
обобщение заявки на участие в конкурсах и аукционах, формирование банка данных
об участниках конкурсов и аукционов, установление объема квот для аукционной
продажи на биржах и стартовой цены лотов, ведение реестра участников конкурсов
и аукционов, осуществление учета реализованных товаров в счет квот,
выставляемых на конкурсы и аукционы, обобщение и анализ результатов проведенных
конкурсов и аукционов, осуществление разработки конкурсной, проведение оценки
конкурсных предложений и определение победителя конкурса, рассмотрение
конфликтных ситуаций, возникших в результате проведения конкурсов и аукционов.
Состав Межведомственной комиссии утверждается Правительством Российской
Федерации. Решения, принимаемые Межведомственной комиссией в пределах ее
компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти,
представленных в данной Комиссии, а также для российских участников
внешнеэкономической деятельности. При этом руководителем Межведомственной
комиссии является один из руководителей МВЭС РФ.
Организация и порядок проведения конкурса предполагает наличие конкурсной документации.
Коммерческая часть конкурсной документации включает сведения о цене товара и
порядке ее определения, условий поставки, условий платежа и графика платежей,
источников финансирования, расчетов эффективности поставок товара, размера
отчислений в федеральный бюджет.
Конкурсное предложение сопровождается банковской гарантией или платежным
документом, подтверждающим внесение участником конкурса на специальный счет
МВЭС РФ безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности
намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего выполнение
условий конкурса.
Недопущение к участию в конкурсе распространяется на претендентов, находящихся
в состоянии банкротства, реорганизации или ликвидации, сообщивших о себе
недостоверные сведения, а также не представивших банковскую гарантию или
платежный документ о внесении безусловного и безотзывного задатка на
специальный счет в МВЭС РФ.
Конкурс может быть как открытым, так и закрытым. Открытый конкурс предполагает
конкурс, в котором могут принимать участие любые участники внешнеэкономической
деятельности. При этом по решению Межведомственной Комиссии открытый конкурс
может проводиться с предварительной квалификацией. Закрытый конкурс в свою
очередь представляет собой конкурс, в котором могут принимать участие только
российские участники внешнеэкономической деятельности, получившие официальное
приглашение Межведомственной Комиссии. По итогам рассмотрения представленных
предложений предпочтение отдается участникам внешнеэкономической деятельности,
способным реализовывать квоту на наиболее выгодных для Российской Федерации
экономических условий.
Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются
прежде всего сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный
бюджет, отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом,
гарантии выполнения условий конкурса, опыт работы участника конкурса с данным
товаром во внешнеторговой сфере.
Право на вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено экспортной
лицензией. Выписка из протокола об объявлении победителя конкурса является
документом, подтверждающим право участника внешнеэкономической
деятельности-победителя конкурса, на оформление лицензии. Порядок оформления
лицензии определен "Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта
товаров (работ, услуг) в Российской Федерации" утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.10.96 года.
Аукционная продажа экспортных и импортных квот проводится российскими товарными
биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и МВЭС РФ.
Межведомственная комиссия информирует биржи об объемах общих квот,
предназначенных для продажи.
Биржам запрещено осуществлять координацию деятельности между участниками
аукциона, которая имеет своим результатом ограничение конкуренции; все
участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукциона в приемлемый
срок до начала его проведения; исключение из состава участников лиц, имеющих
право участвовать в аукционе, может быть осуществлено только в случаях
нарушения данными участниками установленных правил проведения аукциона; ни
одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в
том числе по доступу к конфиденциальной информации и по уменьшению платы за
участие в аукционе; установлен запрет на приобретение более 35% объема квоты,
выставляемой на продажу, со стороны одного лица или группы.
Основанием для проведения аукционов являются заявки и оценки эффективности
ранее проведенных биржами аукционов. Данные факторы используются
Межведомственной комиссией для определения объемов общих квот для аукционной
продажи, установления стартовой цены продажи на аукционе квот и доведения
данной информации до уполномоченных МВЭС РФ в регионах РФ.
Признанный победителем аукциона участник внешнеэкономической деятельности
подписывает протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победитель
аукциона получает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате
аукционной стоимости лота. Срок действия такого сертификата не может превышать
срока действия квоты, а также продлеваться. Владелец сертификата имеет право
передавать его для повторной аукционной продажи, сдав его Межведомственной
комиссии.
Сертификат, выдаваемый МВЭС РФ через своего уполномоченного в регионе РФ, а
также заявление экспортера и импортера как участников внешнеэкономической
деятельности на один вид товара в соответствии с ТН ВЭД, является основанием
для получения лицензии со стороны МВЭС РФ. При этом установлен запрет на
передачу другим лицам данных лицензий.
Средства, полученные от аукционной продажи квот, перечисляются в федеральный
бюджет. В случае, если победитель аукциона не сумел в установленные сроки
реализовать экспортные или импортные квоты, приобретенные на аукционе, средства,
внесенные в федеральный бюджет государства не возвращаются.
Кроме квотируемых товаров лицензированию подлежат: экспорт и импорт товаров и
технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения; экспорт и
импорт специфических товаров; ядерных материалов, драгоценных металлов и
камней, наркотических и психотропных средств, ядов. В двух последних случаях
речь идет о защите уже не экономических, а других национальных интересов.
Поэтому сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов.
Основанием для получения лицензии является:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28