Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)


3.3.Методы государственного регулирования импорта товаров

Основным элементом системы регулирования российского импорта является таможенный тариф. Первое время, учитывая серьезные финансовые трудности, импортный тариф носил преимущественно фискальный характер. Но по мере формирования новой экономической среды с новой иерархией экономических интересов он приобретал все более экономически осмысленный характер. К настоящему времени номинальный уровень таможенного обложения значительно выше, чем в развитых странах, но значительно ниже, чем в большинстве развивающихся и постсоциалистических стран. Однако во времена, более сопоставимые с переживаемым ныне Россией периодом, уровень обложения импорта в западных странах был выше, нежели сейчас в России. Во многих развивающихся странах, объективно находящихся сейчас в лучшем положении, чем Россия, и при этом являющихся еще членами ВТО (например, в Бразилии, Мексике, Аргентине), средний уровень тарифов все же выше, чем у нас.

России, конечно, не следует механически копировать торговую политику других, пусть и рыночных, государств, тем более далеко не в лучших ее аспектах. Любые меры внешнеторгового регулирования, каким-то образом ограничивающие свободное движение товаров, могут играть активную созидательную роль, способствуя преобразованию экономики и обеспечению ее роста, только в том случае, если они будут применены в широком контексте национальной структурной (промышленной) политики, т.е. в строгих рамках программ, направленных на оздоровление конкретных отраслей и обеспечение экономической безопасности страны (последнее особенно относится к аграрному сектору).

Импортные пошлины широко используются в торгово-политических и тарифных преференциях. В торгово-политических отношениях между странами применяется принцип наиболее благоприятствуемой нации, который дает право пользоваться всеми преимуществами и льготами, предоставляемыми любым третьим государствам. Изъятия из указанного принципа касаются развитых стран, которые должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все уступки, которые они предоставляют друг другу, но при этом не требуют взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.94 года № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется" с изменениями от 06.05.95 № 454, от 31.12.95 год № 1301, от 26.07.96 года № 887 утвердило перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации в количестве 150 государств и список товаров, на которые при импорте на территорию нашей страны преференциальный режим не распространяется. Сюда же относятся все под акцизные товары в соответствии с Федеральным Законом "Об Акцизах

Приказ ГТК РФ от 26.04.96 № 258 установил таможенные пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин, которые применяются в отношении товаров, происходящих из государств, в отношении которых наша страна осуществляет режим наибольшего благоприятствования.

Предоставление льгот при уплате таможенных платежей

Страна Основание льготы Льгота развивающиеся таможенная пошлина снижение на 25% страны наименее развитые таможенная пошлина освобождение на 25% страны (НРС) (кроме НРС)

Что же касается применения такого элемента регулирования внешней торговли как страна происхождения товара, то страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом страной происхождения товара может являться группа стран, таможенные союзы, регион или часть страны. Критерий достаточной переработки - изменение товарной позиции на уровне первых четырех знаков, произошедших в результате переработки товара.

Подтверждением товара из данной страны служит сертификат по форме А, выдаваемый Торгово-промышленной палатой страны вывоза товара. Сертификат о происхождении товара предоставляется на товары, в отношении которых может быть применен преференциальный режим; на товары, в отношении которых могут быть применены количественные ограничения, а также товары, которые отвечают требованиям, вытекающим из международных соглашений, в частности, соглашений об охране окружающей среды, о здоровье населения, о защите прав потребителя, об охране общественного порядка, членом которых является наша страна.

С учетом изложенных обстоятельств, непосредственно оказывающих влияние при применении импортного таможенного тарифа необходимо рассмотреть ситуацию, складывающуюся в отношении применения ввозных таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Ставки пошлин и методики их установления со стороны государства на ввозимые товары нельзя рассматривать в отрыве от таких видов пошлин как сезонные и особые, которые устанавливаются в качестве мер оперативного регулирования. Сезонные пошлины как правило устанавливаются на товары сельскохозяйственного производства и продовольственного типа. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году.

Особый вид таможенных пошлин имеет своей целью защищать экономические интересы страны. С этой целью создана межведомственная организация - Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и утверждено положение о ней, как о координационном органе, обеспечивающем рассмотрение вопросов и подготовку предложений о введении на территории России защитных мер. Расследования, предшествующие введению защитных мер, по фактам причинения существенного ущерба отечественному производству или угрозы причинения такого ущерба проводит МВЭС. Расследование может проводиться по поручению правительства РФ, по инициативе федеральных органов исполнительной власти, по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ либо производителя или объединения производителей, чье совокупное производство аналогичных или непосредственно конкурирующих с импортируемыми товаров составляет более 50% их общего внутреннего производства. Если указанный объем производства приходится на одного или двух российских производителей, необходимо заключение ГКАП о последствиях возможных защитных мер на конкурентную ситуацию на российском рынке.

Заявление на проведение расследования направляется в МВЭС. К нему прикладываются доказательства наличия существенного ущерба (или угрозы такового) для отечественного производства или отдельных производителей и доказательства причинно-следственной связи между импортом и предполагаемым ущербом, а также указание на причины ущерба и характер предлагаемых защитных мер.

Кроме того, заявитель сообщает следующие сведения:

  • сведения об объеме производства конкурирующего товара российского производителя в натуральном и стоимостном выражении, а также о его доле в общем объеме отечественного производства этого товара;
  • название страны или стран происхождения или экспорта ввозимого в Россию конкурирующего товара, наименование и реквизиты каждого известного экспортера или производителя, а также перечень основных известных российских импортеров указанного товара с их реквизитами;
  • информация о ценах, по которым данный товар продается на внутренних рынках стран происхождения или экспорта, а также об экспортных ценах или ценах перепродаж покупателю; соотношение цен на конкурирующий ввозимый товар и товар российского производителя;
  • объем ввоза конкурирующего товара, темпы его роста в абсолютном и относительном выражении;
  • подробное описание технико-экономических характеристик конкурирующих товаров (ввозимых и производимых в России);
  • соотношение объемов ввоза и производства этих конкурирующих товаров;
  • оценку существенного ущерба (или угрозы такового), нанесенного российскому производителю в результате ввоза конкурирующего иностранного товара, по следующим критериям: объем производства, степень загрузки производственных мощностей, состояние товарных запасов, объем продаж, балансовая прибыль, показатели эффективности производства и объема инвестиций, показатели численности и реальной занятости промышленно-производственного персонала.

Указанные показатели следует представлять в динамике за три года, предшествующие началу возросшего ввоза, демпинга или субсидирования конкурирующего иностранного товара. Стоимостные показатели в целях сопоставимости следует представлять как в рублевом, так и долларовом эквиваленте по существующему на момент их определения валютному курсу ЦБ РФ.

Сроки проведения расследований могут составлять от 2 до 18 месяцев. Причем расследование на предмет введения импортных квот должно быть проведено в течение 2 месяцев со дня принятия заявления. Приняв решение о начале расследования, Комиссия должна опубликовать об этом уведомление через Агентство ИТАР-ТАСС и в газетах “Деловой мир” и “Российская газета”, причем дата публикации в последней считается днем официального начала расследования. О начале расследования извещаются иностранные государства и таможенные территории с указанием конкретных товаров, доказательств наличия или возможности ущерба от импорта этого товара, предлагаемых защитных мер и предполагаемого срока их введения. По результатам расследования МВЭС представляет в Комиссию доклад, который является основанием для принятия решения о введении защитных мер.

При нынешней “прозрачности” таможенных границ в обход таможенного контроля в страну поступают прежде всего подакцизные товары, которые должны бы быть основным источником доходов федерального бюджета от ВЭД. В целях борьбы с этим явлением было принято ряд мер, среди которых по предложению Комиссии по защитным мерам во внешней торговле Правительство РФ приняло постановление №1125 от 19 сентября 1996 года “О введении защитных мер в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового из пищевого сырья и водки”. С 1 января 1997 года впервые была установлена годовая квота на ввоз спирта этилового из пищевого сырья (коды ТН ВЭД 2207 10000; 2207 20000; 2208 90910; 2208 90990) в размере 1 млн декалитров (дал) и водки (код ТН ВЭД 2208 90310) в размере 10 млн дал. Из-за больших объемов ввоза этих товаров из нескольких конкурирующих стран постановление предусматривало проведение переговоров со странами-экспортерами о распределении квот. Однако странам СНГ, непосредственно заинтересованным в поставках данных товаров сразу была выделена доля от общей импортной квоты ( 1,5 млн дал, из них 1 млн дал Украине). Однако последующие события показали неготовность использовать столь жесткие меры по защите отечественного рынка.

В случае необходимости применяются такие временные защитные меры, как повышение уровня таможенного обложения соответствующих товаров путем установления особых видов таможенных пошлин: специальные, компенсационные, антидемпинговые. Специальные пошлины применяются:

  • в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
  • как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины могут применяться, когда при производстве или вывозе импортируемых Россией товаров прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров. Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое правительством или любым государственным органом или органом исполнительной власти союза стран экспортеру (или производителю) в виде:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты