Индивидуальную смету составляет каждая бюджетная организация и предоставляет непосредственно своей вышестоящей организации. При этом индивидуальные сметы составляют все бюджетные учреждения, независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются в централизованной бухгалтерии по каждой выполняемой функции.
Учитывая это требование, бюджетные учреждения, которые ведут учет самостоятельно, индивидуальные сметы представляют своей вышестоящей организации, а учреждения, обслуживаемые в централизованной бухгалтерии, индивидуальные сметы представляют непосредственно в централизованную бухгалтерию.
Кроме сметы, бюджетные организации составляют план ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда по каждой выполняемой ими бюджетной программе (функции). Высшие учебные заведения и научные учреждения, кроме указанных планов, составляют также индивидуальные планы использования бюджетных средств и индивидуальные помесячные планы использования бюджетных средств.
Сводные сметы, сводные планы ассигнований общего фонда бюджета, сводные планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводные планы специального фонда представляют собой свод показателей индивидуальных смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда распорядителей бюджетных средств более низкого уровня, которые составляются главным распорядителем бюджетных средств для представления Минфину, Министерству финансов АРК, местным финансовым органам и органам Госказначейства.
Сводные сметы не утверждаются.
Сводные планы использования бюджетных средств и сводные помесячные планы использования бюджетных средств представляют собой свод показателей индивидуальных планов использования бюджетных средств и индивидуальных помесячных планов использования бюджетных средств высших учебных заведений и научных учреждений — распорядителей бюджетных средств более низкого уровня, которые составляются главным распорядителем средств, через которого они получают бюджетные назначения.
Такие своды подаются Минфину, Министерству финансов АРК, местным финансовым органам и органам Госказначейства.
Смета на централизованные мероприятия составляется министерством, ведомством, органом исполнительной власти или местного самоуправления для финансирования расходов на разовые мероприятия (например, совещания, конференции и т. п. мероприятия). При этом ассигнования в смету на централизованные мероприятия включаются только в том случае, если проведение таких мероприятий за счет средств соответствующего бюджета не противоречит законодательству Украины.
К централизованным мероприятиям относятся мероприятия по организации и осуществлению непосредственно аппаратом главного распорядителя или аппаратом уполномоченного им распорядителя более низкого уровня или уполномоченным им учреждением закупок товаров, работ и услуг в рамках реализации утвержденных в установленном порядке государственных целевых программ, а также общегосударственных мероприятий программного характера с целью обеспечения необходимыми товарами, работами, услугами учреждений системы главного распорядителя или соисполнителей соответствующих государственных целевых программ.
Так, например, к централизованным мероприятиям в сфере здравоохранения относятся:
— мероприятия по обеспечению
общегосударственных и коммунальных
учреждений
здравоохранения отдельными видами
медикаментов, изделиями медицинского
назначения и медицинского
оборудования, имеющих первоочередное
значение в решении проблем
профилактики и лечения отдельных видов
заболеваний, обеспечение которыми должно
гарантироваться на государственном уровне;
—неотложные работы по укреплению материально-технической базы отдельных общегосударственных и коммунальных учреждений здравоохранения, проведение которых ввиду недостаточности средств в соответствующих бюджетах требует финансовой помощи за счет средств Государственного бюджета Украины;
—мероприятия, осуществляемые в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению, финансирование которых
предусмотрено за счет средств Государственного бюджета Украины;
— другие отдельные мероприятия, направленные на улучшение качества предоставления медицинских услуг отдельными общегосударственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, выполнение которых предусмотрено соответствующими поручениями Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины. Конкретный перечень централизованных мероприятий определяется ежегодно в процессе формирования соответствующих показателей проекта бюджета.
Далее рассмотрим подробнее структуру сметы и основные принципы ее составления, рассмотрения и утверждения.
Смета бюджетной организации состоит из двух частей: общего и специального фонда. Общий фонд сметы включает в себя поступления из общего фонда бюджета и распределение расходов, составленное в соответствии с полной экономической классификацией расходов для выполнения бюджетной организацией основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с классификацией кредитования бюджета. Специальный фонд сметы включает поступления из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение, составленное в соответствии с полной экономической классификацией на осуществление расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением данной организацией основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с законодательством согласно классификации кредитования бюджета.
Кроме того, общий и специальный фонд сметы состоит из доходной и расходной части. В доходной части сметы указываются планируемые объемы поступления средств, которые предусматривается направить на покрытие расходов учреждения. В расходной части сметы указывается общая сумма расходов, которые запланировано осуществить в течение года данной бюджетной организацией, с распределением их по кодам экономической классификации расходов.
Причем все показатели, характеризующие расходы бюджетной организации, сгруппированы в смете по принципу построения экономической классификации расходов бюджета. Экономическая классификация расходов бюджета является составляющей частью бюджетной классификации,
утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г .№ 604.
Бюджетная классификация представляет собой единую систематизированную группировку доходов, расходов (в том числе кредитования с учетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам.
Согласно БКУ бюджетная классификация состоит из:
—классификации доходов бюджета;
—классификации расходов и кредитования бюджета;
—классификации финансирования;
—классификации долга.
В свою очередь, расходы бюджета классифицируются по:
—функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета);
—экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
—признакам главного
распорядителя
бюджетных
средств (ведомственная классификация
расходов);
—видам кредитования (классификация кредитования бюджета);
—бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования).
В экономической классификации расходов приведено четкое разграничение расходов по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам (заработная плата, начисления, все виды хозяйственной деятельности, выплаты населению и др.). Кроме того, такое распределение дает возможность выделить защищенные статьи бюджета и обеспечивает единый подход к планированию и учету расходов бюджетными учреждениями.
Согласно ст. 36 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» от 23.12.2004 г. № 2285-IV, в перечень защищенных статей расходов общего фонда Государственного бюджета Украины на 2005 год включены:
—оплата труда работников бюджетных учреждений (код 1110);
—начисления на заработную плату (код1120);
—приобретение медикаментов и перевязочных материалов (код 1132);
—обеспечение продуктами питания (код 1133);
—выплата процентов по государственному долгу (код 1200);
—трансферты населению (код 1340);
—трансферты местным бюджетам (код1320).
Кроме того, защищенными расходами Государственного бюджета Украины на 2005 год являются расходы на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих, обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и реабилитации, расходы на реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины, разведывательную деятельность, обеспечение взрыва пожара безопасности арсеналов, баз и складов вооружения, ракет и боеприпасов Вооруженных Сил Украины, утилизацию обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения и использования, а также расходы на подготовку кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации, фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.
Процесс составления смет бюджетными организациями начинается с того, что Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы сообщают главным распорядителям данные о предельных объемах расходов и предоставления кредитов общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год. Эти данные формируются исходя из планируемых доходов Государственного и местных бюджетов на следующий год. Вместе с этими данными главным распорядителям средств бюджета предоставляются необходимые инструктивные материалы для формирования бюджетных запросов.
После этого главные распорядители бюджетных средств, руководствуясь указаниями Министерства финансов Украины, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проектов соответствующих бюджетов на следующий год осуществляют следующие мероприятия:
устанавливают для подведомственных
учреждений предельные объемы расходов
и/или предоставления кредитов из общего фонда бюджета, срок представления проектов
смет;
обеспечивают подведомственные учреждения
указаниями по составлению проектов смет; проводят совещания с руководителями
подведомственных учреждений по вопросам составления проектов смет, соблюдения
требований действующего законодательства, а также строгого режима экономии
денежных средств и материальных ценностей; разрабатывают и сообщают подведомственным
учреждениям соответствующие показатели, которых они должны придерживаться
при составлении проектов смет и которые необходимы для правильного определения
расходов или предоставления кредитов;
— обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), осуществляемые непосредственно главными распорядителями.
Итак, руководствуясь доведенными данными о предельных объемах расходов на следующий год и полученными инструктивными материалами, а также Порядком № 228 и другими нормативными документами, бюджетные учреждения приступаю! к составлению проектов смет. Необходимо также учитывать, что если учреждение функционировало до начала года, на который планируются расходы, то оно составляет проект сметы на будущий бюджетный год, а вновь созданное в текущем году планирует смету на период со дня своего создания и до конца года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11