Виды учебных игр:
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов. Это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактические игры рекомендуется использовать для новой темы или закрепления нового материала.
Имитационные игры – сочетают такие элементы игры, как соревнование, кооперация, правила и участники игры с признаками имитации, отражающей характерные черты действительности.
Сюжетно-ролевые игры – дают возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конкретных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предложением, что существует прямая связь между ролевой игрой детей и взрослых. Дети, таким образом, готовятся к будущим ролям во взрослой жизни.
Деловые игры – метод имитации, направленный на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе, способность эффективно разрешать конфликты. На уроках права деловые игры следует применять для решения важных, глобальных проблем жизни, для применения правовых знаний.
Иллюстративные игры – выполняют развивающую задачу прежде всего. Детальное изучение правовых явлений, понятий помогут сформировать рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности.
В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестоко определены её правила и ожидаемый результат, и какое количество времени.
Спецификой и непосредственной целью педагогической технологии игровой формы является спонтанно – направленное развитие личности играющего школьника, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании.
Познавательные задачи.
Что касается познавательных задач, то следует требовать от учащихся актуализации и привлечение уже имеющихся знаний. Они способствуют активизации познавательной деятельности, так как любая познавательная задача формируется на основе проблемного метода обучения.
В своем проекте мы прибегли к использованию познавательных задач, чем попытались сформировать их на активное постижение норм и принципов, прав человека, основ конституционного строя России. Нацелим их на постижение норм и принципов, прав человека и понимание норм Конституционного права. Что в свою очередь позволило нам закрепить и углубить их знания в данной области, а также осуществить в контроль за усвоением ими уже освоенного и изученного материала. Таким образом, преимуществом познавательных задач является то, что возможно применение на различных типах урока (как при изучение нового материала, так и при его закреплении, контроле и коррекции).
Мы в своем проекте использовали решения задач как элемент урока, и как целый урок решения задач. Что показывает широкие возможности познавательных задач.
Данный метод выполняемый функцию углубления знаний и умений. Но не каждый учащийся владеет навыки решения познавательных задач. Задача учащихся передать это умение каждому и развить его навык. Для облегчения данной деятельности возможно (и даже нужно) создание памяток для решения познавательных задач.
В планировании при постановке познавательных задач, мы использовали следующие критерии:
- учитывались возрастные особенности учащихся в частности психологические характеристики;
- анализировался материал, предшествующий уроку и тот который будет следующим;
- оценивался познавательный уровень класса;
- учитывался уровень сформированных некоторых навыков, в частности умение решать познавательные задачи познавательной памяткой, оформлять правильно решение данных задач;
- содержание задач носило ярко эмоциональный характер для большей мотивации учащихся и активации их знаний;
- проверки содержания на наличие в них проблемности, ведь только в этом случае она может носить познавательный характер.
Тематическое планирование курса «Окружающий мир» в младшем звене школы (для 1-4 класса)
Раздел Конституционное право
Блок: «Как устроена наша страна»
Тема урока. |
Содержание |
Тип урока |
Ведущий метод обучения |
Количество часов. |
|
1. |
Я человек – Я член общества. |
Общество; Общественная группа; Человек, его права и свободы; Права ребенка. |
Комбинированный урок |
Словесный (Рассказ с использованием отрывка учебного видеофильма). |
1 час |
2. |
Конституция РФ – основной закон. |
Конституция РФ; Содержание Конституции РФ. |
Комбинированный урок |
Словесный (Беседа.) Наглядность (предметная – Конституция РФ) |
1 час |
3. |
Государственная символика. |
Государственный герб; Государственный гимн; государственный флаг; Правила поведения при прослушивании гимна. |
Комбинированный урок |
Словесный ( рассказ); Наглядность. (предметная – герб , флаг; аудиовизуальная - прослушивание гимна ). |
1 час |
4. |
Россия – Наша Родина! |
Президент РФ; Россия на карте; Государственная граница; Города России. |
Комбинированный урок с элементами игры «Путешествие по России» |
Словесный (Беседа), игра – путешествие. Наглядность (графическая– географическая карта; изобразительная – портрет президента) |
1 час |
5. |
Россия – многонациональная страна. |
Народы населяющие Россию; Название различных национальностей; Республики в составе РФ; характерные особенности быта. |
Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы (подготовка докладов) |
Словесный ( рассказ); Наглядность (отрывок видеофильма). |
1 час |
Тематическое планирование «Обществознание(включая экономику и право)» ( для 6-9 классов)
раздела «Конституционное право»
Тема урока. |
Содержание |
Тип урока |
Ведущий метод обучения |
Количество часов. |
|
6 кл. Блок «Закон- источник моих прав» |
|||||
1. |
«Зачем нам нужен закон?» |
Роль права в жизни общества и государства. Что такое закон. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. |
Комбинированный урок |
Словесный (рассказ) с решением познавательных задач |
1 час |
2. |
«Мои права и обязанности». |
Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника. Права ребенка и их защита. |
Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы |
Словесный (рассказ). Наглядность (предметная (Устав образовательного учреждения, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка ). |
1 час |
7-9 кл. Блок «Конституционные основы правового государства» |
|||||
1. |
«Понятие о Конституционном праве» |
Место и роль права в системе общественных отношений. Функции права. Правовые нормы (характеристика). |
Урок сообщения новых знаний. |
Вводная (школьная) лекция. |
1 час |
2. |
«Конституция основной закон страны» |
Понятие Конституции РФ. Место Конституции РФ в системе российского законодательства. Сущность Конституции. Структура и её основные элементы. |
Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы. (работа с НПА-Конституцией РФ) |
1 час |
|
3. |
«Конституционное устройство государства» |
Федеративное устройство РФ. Субъекты РФ. |
Углубление и расширение знаний. |
Семинар-практикум |
1 час |
4. |
«Принцип разделения властей» |
Ветви власти (иерархия). Органы исполнительной, законодательной и судебной ветви власти. Их функции. |
Урок сообщения новых знаний |
Школьная текущая лекция. |
1 час |
5. |
Итоговый урок « Конституционное право как регулятор общественных отношений» |
|
Урок контроля и оценки знаний |
Устный опрос |
1 час |
Тематическое планирование «Право (профильный уровень)» (10- 11 классы)
раздел Конституционное право
Тема урока. |
Содержание |
Тип урока |
Вид урока |
Количество часов. |
||||||
Блок 1: «Конституционное право как «ядро» общественных отношений» |
||||||||||
1. |
Понятие, роль и предмет Конституционного права. |
Институты Конституционного права. Предмет КП. Место и роль конституционного права в системе российского права. |
Урок сообщения новых знаний |
Вводная лекция |
1 час |
|||||
2. |
Основы конституционного строя. Народовластие. |
Народный суверенитет. Нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод. Демократия. |
Урок углубления и расширения знаний. |
Лабораторная работа с НПА: Конституцией РФ, Конвенцией о правах человека и др. |
1 час |
|||||
3 |
Формы управления политической жизнью страны. |
Избирательная система. Референдум. Выборы. |
Урок сообщения новых знаний. |
Семинар-конференция с применением интерактивного метода обучения «вопрос-ответ». |
1 час |
|||||
4 |
Разделение властей. |
Органы исполнительной власти РФ. Президент РФ. Правительство РФ. Органы законодательной власти. Федеральное Собрание РФ. Органы судебной власти. |
Урок углубления и расширения знаний. |
Лабораторная работа (составление схемы «Система разделения властей в РФ». |
1 час |
|||||
5 |
Актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов. |
Правоохранительные органы. Виды правоохранительных органов, их функции. |
Систематизации и обобщения знаний. |
Семинар- практикум с применением «Мозгового штурма». |
1 час |
|||||
6 |
Итоговый урок «Конституционное право как «ядро» правовой системы». |
|
Контроля и оценки знаний. |
Зачет. |
1 час |
|||||
2 блок: «Конституционные права и обязанности» |
||||||||||
7-8 |
Гражданство РФ. |
Гражданство. Двойное гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства. |
Урок сообщения новых знаний. |
Вводная школьная лекция |
1 час |
|||||
Урок углубления и расширения знаний |
Игра «Вертушка» (решение познавательных задач) |
1 час |
||||||||
9 |
Система конституционных прав и свобод. |
Личные права и свободы. Политические, экономические, социальные и культурные права. |
Урок углубления и расширения знаний. |
Лабораторная работа с Конституцией (По группам распределяют виды прав и свобод). |
1 час |
|||||
10 |
Конституционные обязанности. |
Конституционные обязанности. |
Урок углубления и расширения знаний. |
Семинар-практикум |
1 час |
|||||
11 |
Воинская служба. |
Воинская служба как конституционная обязанность. Альтернативная воинская служба. |
Систематизации и обобщения знаний. |
Семинар с применением интерактивных технологий(игра «Аквариум») |
1 час |
|||||
12 |
Итоговый урок «Конституционные права и обязанности». |
|
Контроля |
Тест по типу ЕГЭ |
1 час |
|||||
Список литературы:
1. Базисный учебный план.
2. Государственный образовательный стандарт 2004 года.
3. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994
5. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания Конституционного права. // Государство и право, 1994, № 7.
6. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995, № 5.
7. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1999,-741 с.
8. Маклаков В.В.Конституционное право.Словарь.-М. Юристъ,2001.
9. Кутафин О.Е.Предмет конституционного права.-М. Юристъ, 2001.
10. Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. Вестник Моск. ун-та. Сер 11, Право. 1994. N 5
11. Из опыта работы школ по методике молодежного центра прав человека и правовой культуры.// государство и право : теория, история, современность. Под ред. Е.А. Певцовой. - - Ростов -на- Дону, «Феникс», 2001.
12. Е.А. Певцова Теория и методика преподавания права 2-е изд. – М. : Педагогическое сообщество России. 2001.
13. Блонский П.П. Педология: Книга для преподавателей и студентов высших уч. Заведений/ Под редакцией В.А. Сластенина. – М: Гуманист. Изд. Владос, 1999.
14. С. А. Морозова Методика преподавания права в школе. 2-е изд. – М.: «Новый учебник», 2004г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12