Методика преподавания Конституционного права в школе

Виды учебных игр:

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов. Это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактические игры рекомендуется использовать для новой темы или закрепления нового материала.

Имитационные игры – сочетают такие элементы игры, как соревнование, кооперация, правила и участники игры с признаками имитации, отражающей характерные черты действительности.

Сюжетно-ролевые игры – дают возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конкретных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предложением, что существует прямая связь между ролевой игрой детей и взрослых. Дети, таким образом, готовятся к будущим ролям во взрослой жизни.

Деловые игры – метод имитации, направленный на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе, способность эффективно разрешать конфликты. На уроках права деловые игры следует применять для решения важных, глобальных проблем жизни, для применения правовых знаний.

Иллюстративные игры – выполняют развивающую задачу прежде всего. Детальное изучение правовых явлений, понятий помогут сформировать рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности.

В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестоко определены её правила и ожидаемый результат, и какое количество времени.

Спецификой и непосредственной целью педагогической технологии игровой формы является спонтанно – направленное развитие личности играющего школьника, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании.

Познавательные задачи.

Что касается познавательных задач, то следует требовать от учащихся актуализации и привлечение уже имеющихся знаний. Они способствуют активизации познавательной деятельности, так как любая познавательная задача формируется на основе проблемного метода обучения.

В своем проекте мы прибегли к использованию познавательных задач, чем попытались сформировать их на активное постижение норм и принципов, прав человека, основ конституционного строя России. Нацелим их на постижение норм и принципов, прав человека и понимание норм Конституционного права. Что в свою очередь позволило нам закрепить и углубить их знания в данной области, а также осуществить в контроль за усвоением ими уже освоенного и изученного материала. Таким образом, преимуществом познавательных задач является то, что возможно применение на различных типах урока (как при изучение нового материала, так и при его закреплении, контроле и коррекции).

Мы в своем проекте использовали решения задач как элемент урока, и как целый урок решения задач. Что показывает широкие возможности познавательных задач.

Данный метод выполняемый функцию углубления знаний и умений. Но не каждый учащийся владеет навыки решения познавательных задач. Задача учащихся передать это умение каждому и развить его навык. Для облегчения данной деятельности возможно (и даже нужно) создание памяток для решения познавательных задач.

В планировании при постановке познавательных задач, мы использовали следующие критерии:

- учитывались возрастные особенности учащихся в частности психологические характеристики;

- анализировался материал, предшествующий уроку и тот который будет следующим;

- оценивался познавательный уровень класса;

- учитывался уровень сформированных некоторых навыков, в частности умение решать познавательные задачи познавательной памяткой, оформлять правильно решение данных задач;

- содержание задач носило ярко эмоциональный характер для большей мотивации учащихся и активации их знаний;

- проверки содержания на наличие в них проблемности, ведь только в этом случае она может носить познавательный характер.

Тематическое планирование курса «Окружающий мир» в младшем звене школы (для 1-4 класса)

Раздел Конституционное право

Блок: «Как устроена наша страна»


Тема урока.

Содержание

Тип урока

Ведущий  метод обучения

Количество часов.

1.

Я человек – Я член общества.

Общество; Общественная группа; Человек, его права и свободы; Права ребенка.

Комбинированный урок

Словесный

(Рассказ с  использованием отрывка

 учебного  видеофильма).

1 час

2.

Конституция РФ – основной закон.

Конституция РФ; Содержание Конституции РФ.

Комбинированный урок

Словесный

(Беседа.)

Наглядность (предметная – Конституция РФ)

1 час

3.

Государственная символика.

Государственный герб; Государственный гимн; государственный флаг; Правила поведения при прослушивании гимна.

Комбинированный урок

Словесный ( рассказ); Наглядность. (предметная – герб , флаг; аудиовизуальная -  прослушивание гимна ).


1 час

4.

Россия – Наша Родина!

Президент РФ; Россия на карте; Государственная граница; Города России.

Комбинированный урок с элементами игры «Путешествие по России»

Словесный

(Беседа), игра – путешествие.

Наглядность (графическая– географическая карта; изобразительная – портрет президента)

1 час

5.

Россия – многонациональная страна.

Народы населяющие Россию; Название различных национальностей; Республики в составе РФ; характерные особенности быта.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы (подготовка докладов)

Словесный ( рассказ); Наглядность (отрывок видеофильма).

1 час



Тематическое планирование «Обществознание(включая экономику и право)» ( для 6-9 классов)

раздела «Конституционное право»


Тема урока.

Содержание

Тип урока

Ведущий метод обучения

Количество часов.

6 кл. Блок «Закон- источник моих прав»

1.

«Зачем нам нужен закон?»

Роль права в жизни общества и государства. Что такое закон. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе.

Комбинированный урок

Словесный (рассказ) с решением познавательных задач

1 час

2.

«Мои права и обязанности».

Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника. Права ребенка и их защита.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы

Словесный (рассказ). Наглядность (предметная (Устав образовательного учреждения, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка ).

1 час

7-9 кл. Блок «Конституционные основы правового государства»

1.

«Понятие о Конституционном  праве»

Место и роль права в системе общественных отношений. Функции права. Правовые нормы (характеристика).

Урок сообщения новых знаний.



Вводная (школьная) лекция.




1 час

2.

«Конституция основной закон страны»

Понятие Конституции РФ. Место Конституции РФ в системе российского законодательства. Сущность Конституции. Структура и её основные элементы.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы. (работа с НПА-Конституцией РФ)

1 час

3.

«Конституционное устройство государства»

Федеративное устройство РФ. Субъекты РФ.

Углубление и расширение знаний.

Семинар-практикум

1 час

4.

«Принцип разделения властей»

Ветви власти (иерархия). Органы исполнительной, законодательной и судебной ветви власти. Их функции.

Урок сообщения новых знаний

Школьная текущая лекция.

1 час

5.

Итоговый урок « Конституционное право как регулятор общественных отношений»


Урок контроля и оценки знаний

Устный опрос

1 час

Тематическое планирование «Право (профильный уровень)» (10- 11 классы)

раздел Конституционное право


Тема урока.

Содержание

Тип урока

Вид урока

Количество часов.

Блок 1: «Конституционное право как «ядро» общественных отношений»

1.

Понятие, роль и предмет Конституционного права.

Институты Конституционного права. Предмет КП. Место и роль конституционного права в системе российского права.

Урок сообщения новых знаний

Вводная лекция

1 час

2.

Основы конституционного строя. Народовластие.

Народный суверенитет. Нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод. Демократия.

Урок углубления и расширения знаний.

Лабораторная  работа с НПА: Конституцией РФ, Конвенцией о правах человека и др.

1 час

3

Формы управления политической жизнью страны.

Избирательная система. Референдум. Выборы.

Урок сообщения новых знаний.

Семинар-конференция с применением интерактивного метода обучения «вопрос-ответ».

1 час

4

Разделение властей.

Органы исполнительной власти РФ. Президент РФ. Правительство РФ. Органы законодательной власти. Федеральное Собрание РФ. Органы судебной власти.

Урок углубления и расширения знаний.

Лабораторная работа (составление схемы «Система разделения властей в РФ».

1 час

5

Актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов.

Правоохранительные органы. Виды правоохранительных органов, их функции.

Систематизации и обобщения знаний.

Семинар- практикум с  применением «Мозгового штурма».

1 час

6

Итоговый урок «Конституционное право как «ядро» правовой системы».


Контроля и оценки знаний.


Зачет.

1 час

2 блок: «Конституционные права и обязанности»

7-8

Гражданство РФ.

Гражданство. Двойное гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства.

Урок сообщения новых знаний.

Вводная школьная лекция

1 час

Урок углубления и расширения знаний

Игра «Вертушка» (решение познавательных задач)

1 час

9

Система конституционных прав и  свобод.

Личные права и свободы. Политические, экономические, социальные и культурные права.

Урок углубления и расширения знаний.


Лабораторная работа с Конституцией (По группам распределяют виды прав и свобод).

1 час

10

 Конституционные обязанности.

Конституционные обязанности.


Урок углубления и расширения знаний.

Семинар-практикум

1 час

11

Воинская служба.

Воинская служба как конституционная обязанность. Альтернативная воинская служба.

Систематизации и обобщения знаний.

Семинар с применением интерактивных технологий(игра «Аквариум»)

1 час

12

Итоговый урок «Конституционные права и обязанности».


Контроля


Тест по типу ЕГЭ

1 час

Список литературы:


1.     Базисный учебный план.

2.     Государственный образовательный стандарт 2004 года.

3.     Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ – 4-е изд. – М.:  ИНФРА-М, 2007.

4.     Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994

5.     Богданова Н.А. К новой концепции преподавания Конституционного права. // Государство и право, 1994, № 7.

6.     Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995, № 5.

7.     Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1999,-741 с.

8.     Маклаков В.В.Конституционное право.Словарь.-М. Юристъ,2001.

9.     Кутафин О.Е.Предмет конституционного права.-М. Юристъ, 2001.

10. Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. Вестник Моск. ун-та. Сер 11, Пра­во. 1994. N 5

11. Из опыта работы школ по методике молодежного центра прав человека и правовой культуры.// государство и право : теория, история, современность. Под ред. Е.А. Певцовой. - - Ростов -на- Дону, «Феникс», 2001.

12. Е.А. Певцова Теория и методика преподавания права 2-е изд. – М. : Педагогическое сообщество России. 2001.

13. Блонский П.П. Педология: Книга для преподавателей и студентов высших уч. Заведений/ Под редакцией В.А. Сластенина. – М: Гуманист. Изд. Владос, 1999.

14. С. А. Морозова Методика преподавания права в школе. 2-е изд. – М.: «Новый учебник», 2004г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты