Очевидно, для правильного решения поставленной задачи надо руководствоваться главным, а именно тем, что Конституционное право составляют нормы, закрепляющие устройство Российской Федерации. Следовательно, надо исходить из сущности российского государства, как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Поэтому роль Конституционного права состоит, прежде всего, в обеспечении вышеперечисленных основополагающих принципов - основания построения всего государства.
Закрепляя основы правового статуса граждан РФ, обладание ими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, право граждан РФ участвовать в управлении общественными делами, Конституционное право обеспечивает активное участие граждан РФ в осуществлении власти в Российской Федерации. Прежде всего, это конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права и политические свободы граждан и их обязанности.
Народный суверенитет выражается в первую очередь в обладании гражданами РФ всей полнотой государственной власти.
Все это говорит о том, что Конституционное право является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место. Ведущее место Конституционного права в системе права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, основные принципы других отраслей российского права.
Межпредметные и внутрикурсовые связи предмета «Конституционное право».
Межпредметные и внутрикурсовые связи – дидактическое условие установления преемственности между различными предметами и различными курсами одного предмета.
Главной целью МП и ВК связей является формирование единой научной картины мира; усвоение ими объективных связей основных сторон общественной жизни, понимание закономерности развития общества, умение принимать это знание в учебной и общественной практике.
Внутрикурсовые связи:
1) Административное право:
- административные правоотношения.
- административные правонарушения.
- административная ответственность, её основания.
2) Гражданское право:
- Право собственности.
- Субъекты и объекты гражданского права.
- Государство как субъект экономических отношении.
3) Семейное право:
- Правовое регулирование отношений супругов.
4) Трудовое право:
- трудоустройство и занятость.
- рабочее время и время отдыха.
- правовые основы социальной защиты и обеспечения.
- пенсии и пособия.
5) Уголовное право:
- действие уголовного закона.
- понятие уголовной ответственности, её основания.
- защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
6) Экологическое право:
- право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
- экологические правонарушения.
7) Международное право:
- субъекты международного права.
- международные документы о правах человека.
- международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
- европейский суд по правам человека.
8) Теория государства и права:
В курсе ТГП дается общее понятие о государстве и праве. Принцип разделения властей.
9) Правосудие в РФ.
- Конституционное судопроизводство.
- основания обращения в КС РФ.
- правовые последствия принятия решения КС РФ.
10) Профессия и право:
- Профессиональное юридическое образование.
Межпредметные связи:
1)Окружающий мир:
- человек, член общества.
- Россия (РФ) – наша родина.
- Государственная символика России. (герб РФ, государственный флаг РФ, государственный гимн РФ)
- Конституция – основной закон РФ. Права Ребенка.
- Президент РФ – Глава государства. Федерального собрания
2) Обществознание:
- Государство, как главный институт политической власти Функции государства.
- Понятие власти.
- Право в системе социальных норм.
- гражданства в РФ.
- Воинская обязанность.
- наша родина Россия, РФ.
- Государственный язык.
- Учимся уважать людей другой национальности.
- Гражданин сын отечества.
- Патриотизм и гражданственность.
- Правоохрана.
- Суверенитет.
- Форма правления
3) Экономика:
- Понятие экономической системы.
- прямое и косвенное вмешательство государства в образование.
- монополия в России.
- политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
- государственный механизм принятия общественных решений
- проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.
- государственная политика поддержки занятости.
- государственный бюджет.
- государственный долг.
4) География:
Экономическая и социальная география как наука, её сущность, методы, источники информация.
- география населения.
- современные географические проблемы развития России.
- многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны.
- регионы России.
- территория наиболее древнего освоения.
- природа и культура этносов «визитная карточка» России как одного из крупнейших государств современного мира: - символика, политико-административного устройства, столица, население, площадь.
5) История:
- «Русская правда»
- отмена крепостного права.
- Россия на перекрестке мировой политики.
- централизованная система управления страной.
- Конституция 1936 года.
- Политическая жизнь страны.
- Складывание новых политических партий и движений.
6) Литература:
- Идеалы свободы и справедливости в литературе
- Политическое и философское эстетическое размежевание писателей.
- Проблема формирования нового человека в революционной борьбе, творческом труде, связи с коллективом и общественной жизнью страны.
1.3. Становление Конституционного права как учебной дисциплины.
В конце 1922 года Государственным Ученым Советом (ГУСом) Наркомпроса РСФСР были разработаны программы единой трудовой школы 1 ступени, первого концентра, 1 ступени. Предметная система обучения упразднялась и заменялась и заменялась комплексной. Сложившееся раннее систематические курсы истории был заменен обществоведением, включавшим элементы политической экономии, истории социализма и революционного движения, гражданской истории и Конституции РСФСР.
В 1936 году была принята новая Конституция СССР, в связи с чем, с 1937- 38 гг. в классе средней школы в качестве самостоятельного предмета была введена новая обществоведческая дисциплина - "Конституция СССР" (в этом классе курс преподавался до конца 1950-х годов). В руководстве для учителей назначение нового предмета связывалась с формированием у учащихся знаний основ советского социалистического строя. Предусматривалось изучение социальной структуры советского общества, его политической системы, основных прав и обязанностей граждан. Учителям рекомендовалось широко использовать законодательные акты статические данные, примеры из жизни отдельных людей, деятельность предприятий и учреждений, привлекать материал из курса истории. При этом подчеркивалось, что примеры должны быть не случайными, а помогающими раскрыть сущность того или иного общественного явления, важнейшие признаки понятия они должны были воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом ключе.
В 1958 курс Конституции СССР был перенесен из 7 в 10 класс. Он должен был познакомить учащихся с некоторыми сведениями из гражданского, трудового, колхозного, семейного, уголовного права.
Предмет был догматизирован, схематизированный решал в большей степени воспитательные задачи, а потому не вызывал особого интереса как у учащихся, так и у педагогов.
В 1947 году с целью оказания помощи учителям в преподавании нового курса было издано методическое пособие по Конституции СССР, составленной М.П. Каревой. Вышли также пособия В.И. Мазуренко, В. А. Карпинского и др. В 1955 году было опубликовано пособие об использовании на уроках Конституции СССР материалов периодической печати, как источник "ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров радостной и счастливой жизни народов СССР" и в тоже время "мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран". Особое внимание уделялось изучению текста Конституции, при этом часть статей учащихся должны были знать дословно, содержание других уметь пересказывать словами, близкими к тексту документа. И в целом материал носил репродуктивный характер.
В 1958 был принят закон "об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Срок обучения в средней школе было решение продлить до 11 лет. Для 5-8 классов было предложено несколько вариантов построения учебного плана. Оба варианта предусматривали изучение краткого курса конституции СССР.
На втором этапе среднего образования на изучение истории отводилось 340-370 учебных часов. В выпускном классе предполагалось ввести курс "Основы Советского государства и права" (34 часа). На вопросы изучения конституции СССР и вопросов права оставался дискуссионным на страницах периодической печати.
Даже в результате проведения открытого конкурса в 1962-63 учебный. год поступило пособие, написанное авторским коллективом под руководством Г.Х. Шахназарова. Второй раздел учебника "Социализм" частично включал в себя содержание прежнего курса "Конституция СССР", во многом существенно дополнял его.
В первой половине 1970 программа курса претерпела незначительные изменения. Более серьезные модификации в содержании программы были связаны с принятием в 1977. Новый конституции СССР, преамбуле которой содержалось положение в построении в СССР развитого социалистического общества.
С1975-1976 учебный год введен новый предмет - "основа государственного права", который после принятия новой Конституции СССР (1977) внести существенные доработки. Центральное место в курсе занимало изучение Конституции СССР, работа с которой строилась в непосредственной связи с изучением ленинского теоретического наследия, партийно-правительственных документов.
В 1980-1990 е гг. начавшийся процесс реформирования российского общества затронул все его сферы, в том числе и систему образования. Этот период богат нормативными актами в сфере образования и государства в целом.
1992 г. закон РФ "Об образовании"
1993 г. принятие базисного учебного плана как элемента государственных образовательных стандартов.
Министерство образования РФ подготовило и направило на места ряд информационно-методических писем: "О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования" от 11.05.93 г. и др.
Состояние и пути совершенствования обществоведческого образования были рассмотрены в коллегии Министерства образования РФ и конкретизированы в инструктивно-методических письмах "О гражданском образовании и изучении Конституции РФ" от 06.02.95. года.
90-е годы были временем крупных перемен в системе школьного образования.
История развития конституционного права как учебной дисциплины подразделяется на 3 периода:
- Монархический период.
- Советский период.
- Период становления Современной науки конституционного права России
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12