Методика преподавания Конституционного права в школе

Очевидно, для правильного решения поставленной задачи надо руководствоваться главным, а именно тем, что Конституционное право составляют нормы, закрепляющие устройство Российской Федерации. Следовательно, надо исходить из сущности российского государства, как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Поэтому роль Конституционного права состоит, прежде всего, в обеспечении вышеперечисленных основополагающих принципов - основания построения всего государства.

Закрепляя основы правового статуса граждан РФ, обладание ими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, право граждан РФ участвовать в управлении  общественными делами, Конституционное право обеспечивает активное участие граждан РФ в осуществлении власти в Российской Федерации. Прежде всего, это конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права и политические свободы граждан и их обязанности.

Народный суверенитет выражается в первую очередь в обладании гражданами РФ всей полнотой государственной власти.

Все это говорит о том, что Конституционное право является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место. Ведущее место Конституционного права в системе права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, основные принципы других отраслей российского права.



Межпредметные и внутрикурсовые связи предмета «Конституционное право».

Межпредметные и внутрикурсовые связи – дидактическое условие установления преемственности между различными предметами и различными курсами одного предмета.

Главной целью МП и ВК связей является формирование единой научной картины мира; усвоение ими объективных связей основных сторон общественной жизни, понимание закономерности развития общества, умение принимать это знание в учебной и общественной практике.

 

Внутрикурсовые связи:


1)    Административное право:

- административные правоотношения.

- административные правонарушения.

- административная ответственность, её основания.

2) Гражданское право:

- Право собственности.

- Субъекты и объекты гражданского права.

- Государство как субъект экономических отношении.

3) Семейное право:

- Правовое регулирование отношений супругов.

4) Трудовое право:

- трудоустройство и занятость.

- рабочее время и время отдыха.

- правовые основы социальной защиты и обеспечения.

- пенсии и пособия.

5) Уголовное право:

- действие уголовного закона.

- понятие уголовной ответственности, её основания.

- защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

6) Экологическое право:

- право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

- экологические правонарушения.

7) Международное право:

- субъекты международного права.

- международные документы о правах человека.

- международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

- европейский суд по правам человека.

8) Теория государства и права:

В курсе ТГП дается общее понятие о государстве и праве. Принцип разделения властей.

9) Правосудие в РФ.

- Конституционное судопроизводство.

- основания обращения в КС РФ.

- правовые последствия принятия решения КС РФ.

10) Профессия и право:

- Профессиональное юридическое образование.




Межпредметные связи:


1)Окружающий мир:

- человек, член общества.

- Россия (РФ) – наша родина.

- Государственная символика России. (герб РФ, государственный флаг РФ, государственный гимн РФ)

- Конституция – основной закон РФ. Права Ребенка.

- Президент РФ – Глава государства. Федерального собрания

2) Обществознание:

- Государство, как главный институт политической власти Функции государства.

- Понятие власти.

- Право в системе социальных норм.

- гражданства в РФ.

- Воинская обязанность.

- наша родина Россия, РФ.

- Государственный язык.

- Учимся уважать людей другой национальности.

- Гражданин сын отечества.

- Патриотизм и гражданственность.

- Правоохрана.

- Суверенитет.

- Форма правления

3) Экономика:

- Понятие экономической системы.

- прямое и косвенное вмешательство государства в образование.

- монополия в России.

- политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

- государственный механизм принятия общественных решений

- проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

- государственная политика поддержки занятости.

- государственный бюджет.

- государственный долг.

4) География:

Экономическая и социальная география как наука, её сущность, методы, источники информация.

- география населения.

- современные географические проблемы развития России.

- многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны.

- регионы России.

- территория наиболее древнего освоения.

- природа и культура этносов «визитная карточка» России как одного из крупнейших государств современного мира: - символика, политико-административного  устройства, столица, население, площадь.

5) История:

- «Русская правда»

- отмена крепостного права.

- Россия на перекрестке мировой политики.

- централизованная система управления страной.

- Конституция 1936 года.

- Политическая жизнь страны.

- Складывание новых политических партий и движений.

6) Литература:

- Идеалы свободы и справедливости в литературе

- Политическое и философское эстетическое размежевание писателей.

- Проблема формирования нового человека в революционной борьбе, творческом труде, связи с коллективом и общественной жизнью страны.


1.3. Становление Конституционного права как учебной дисциплины.

В конце 1922 года Государственным Ученым Советом (ГУСом) Наркомпроса РСФСР были разработаны программы единой трудовой школы 1 ступени, первого концентра, 1 ступени. Предметная система обучения упразднялась и заменялась и заменялась комплексной. Сложившееся раннее систематические курсы истории был заменен обществоведением, включавшим элементы политической экономии, истории социализма и революционного движения, гражданской истории и Конституции РСФСР.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР, в связи с чем, с 1937- 38 гг. в классе средней школы в качестве самостоятельного предмета была введена новая обществоведческая дисциплина - "Конституция СССР" (в этом классе курс преподавался до конца 1950-х годов). В руководстве для учителей назначение нового предмета связывалась с формированием у учащихся знаний основ советского социалистического строя. Предусматривалось изучение социальной структуры советского общества, его политической системы, основных прав и обязанностей граждан. Учителям рекомендовалось широко использовать законодательные акты статические данные, примеры из жизни отдельных людей, деятельность предприятий и учреждений, привлекать материал из курса истории. При этом подчеркивалось, что примеры должны быть не случайными, а помогающими раскрыть сущность того или иного общественного явления, важнейшие признаки понятия они должны были воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом ключе.

В 1958 курс Конституции СССР был перенесен из 7 в 10 класс. Он должен был познакомить учащихся с некоторыми сведениями из гражданского, трудового, колхозного, семейного, уголовного права.

Предмет был догматизирован, схематизированный решал в большей степени воспитательные задачи, а потому не вызывал особого интереса как у учащихся, так и у педагогов.

В 1947 году с целью оказания помощи учителям в преподавании нового курса было издано методическое пособие по Конституции СССР, составленной М.П. Каревой. Вышли также пособия В.И. Мазуренко, В. А. Карпинского и др.  В 1955 году было опубликовано пособие об использовании на уроках Конституции СССР материалов периодической печати, как источник "ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров радостной и счастливой жизни народов СССР" и в тоже время "мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран". Особое внимание уделялось изучению текста Конституции, при этом часть статей учащихся должны были знать дословно, содержание других уметь пересказывать словами, близкими к тексту документа. И в целом материал носил репродуктивный характер.

В 1958 был принят закон "об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Срок обучения в средней школе было решение продлить до 11 лет. Для 5-8 классов было предложено несколько вариантов построения учебного плана. Оба варианта предусматривали изучение краткого курса конституции СССР.

На втором этапе среднего образования на изучение истории отводилось 340-370 учебных часов. В выпускном классе предполагалось ввести курс "Основы Советского государства и права" (34 часа). На вопросы изучения конституции СССР и вопросов права оставался дискуссионным на страницах периодической печати.

Даже в результате проведения открытого конкурса в 1962-63 учебный. год поступило пособие, написанное авторским коллективом под руководством Г.Х. Шахназарова. Второй раздел учебника "Социализм" частично включал в себя содержание прежнего курса "Конституция СССР", во многом существенно дополнял его.

В первой половине 1970 программа курса претерпела незначительные изменения. Более серьезные модификации в содержании программы были связаны с принятием в 1977. Новый конституции СССР, преамбуле которой содержалось положение в построении в СССР развитого социалистического общества.

С1975-1976 учебный год введен новый предмет - "основа государственного права", который после принятия новой Конституции СССР (1977) внести существенные доработки. Центральное место в курсе занимало изучение Конституции СССР, работа с которой строилась в непосредственной связи с изучением ленинского теоретического наследия, партийно-правительственных документов.

В 1980-1990 е гг. начавшийся процесс реформирования российского общества затронул все его сферы, в том числе и систему образования. Этот период богат нормативными актами в сфере образования и государства в целом.

1992  г. закон РФ "Об образовании"

1993  г. принятие базисного учебного плана как элемента государственных образовательных стандартов.

Министерство образования РФ подготовило и направило на места ряд информационно-методических писем: "О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования" от 11.05.93 г. и др.

Состояние и пути совершенствования обществоведческого образования были рассмотрены в коллегии Министерства образования РФ и конкретизированы в инструктивно-методических письмах "О гражданском образовании и изучении Конституции РФ" от 06.02.95. года.

90-е годы были временем крупных перемен в системе школьного образования.


История развития конституционного права как учебной дисциплины подразделяется на 3 периода:

- Монархический период.

- Советский период.

- Период становления Современной науки конституционного права России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты