Теоретическая мысль, способная более или менее адекватно объяснять и осмысливать современный российский конституционализм, ближе всего к современному западному либерализму.
Именно это учение, корни которого уходят в философию древних греков, выдвинуло идею парламентаризма, разделение властей, правового государства и других, которые легли в основу новой российской государственности. Вместе с тем она также испытывает влияние социального либерализма и социал-демократии. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает лучшее, что накопило за столетие демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.
Современное конституционное право-совокупность правовых норм охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти. Один из важных постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она может легко выродиться в анархию, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнёта. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важнейшую и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с 'конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системы. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путём выборов участвуют в формировании органов государственной власти. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу. Роль конституционного права постоянно возрастает также потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования и выявление общественного мнения.
Современная российская наука конституционного права стремится по-новому исследовать важнейшие категории и институты конституционного права, роль Конституции в жизни нашего общества. Учёные обращают внимание на своеобразие конституционного опыта развития России. Одна из особенностей, как они отмечают, связано с поздним появлением Конституции в нашем государстве, другая -характеризуется бездействием конституционных положений, которое устраивало и власть, и само общество. Это выработало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным установлениям как к декларативным.
Реализация Конституции РФ 1993г. по мнению учёных, - задача не из простых. Недостаточно создать новый государственный аппарат и декларировать подлинные права и свободы. Более важно воспитать новое сознание у чиновников и судей, которым принадлежит важнейшая роль в защите конституционного строя, у граждан. Решение этой задачи не в малой мере зависит от науки конституционного права. Предлагая широкую программу законодательной деятельности и совершенствовании правовых механизмов, основы рыночной экономики учёные призваны способствовать тому, чтобы высокая ценность и общеобязательность конституционных положений были признаны всем нашим обществом.
С принятием новой Конституции ~1РФ наука конституционного права больше внимания стала уделять проблеме российского федерализма. Обосновывается необходимость создания таких структур и процедур, которые обеспечивали бы разумную децентрализацию управления, способствовали повышению его эффективности через систему участия населения в принятии решений, контроля за их исполнением.
Становление новой российской науки конституционного права продолжается. Многие проблемы ещё ждут своего теоретического решения. Наука постепенно обогащается философскими, социологическими концепциями и подходами к проблемам конституционно-правового регулирования. Работы учёных-правоведов демократической ориентации создают методологическую базу для изучения права с позиции правового государства. Появляется новая теория конституционного права, решительно порывающая с тяжёлым наследием прошлого. Изучение общего конституционного права необходимо для овладения принципами, понятиями и категориями науки конституционного права, обоснованными теоретически и характерными для конституционно-правовых институтов в современных демократических государств.
1.2. Соотношение конституционного права с другими отраслями права.
Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, но занимает среди них особое место.
Соотношение Конституционного права с другими отраслями системы российского права (административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное и др.), заключается в том, что Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей.
Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.
Так, Конституционное право анализирует принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 11, 117 Конституции РФ) и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяется федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее.
Следовательно, она определяет исходные положения административного права. Конституционное право устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Положения Конституционного права по этим вопросам являются исходными для гражданского права.
Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрете принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ) - являются исходными для трудового права.
Конституционное право, закрепляя компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (республик, областей, краев и т.д.) определяет их бюджетные и налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Эти государственно-правовые нормы являются исходными для финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств.
Конституционное право закрепляет обязанности граждан РФ соблюдать Конституцию РФ, исполнять законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции РФ). Данные положения являются основополагающими для уголовного права.
В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры (гл. 7 Конституции РФ). Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
Таким образом, Конституционное право содержит нормы, определяющие основы всех других отраслей права. Но это не означает, что оно объединяет все отрасли права и что его нормы регулируют все общественные отношения.
Конституционно-правовые нормы — это нормы только Конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения — только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Из выше сказанного можно вывести следующее определение Конституционного права — это ведущая отрасль права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающие единство общества как целостной социальной системы (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти).
Это определение позволяет установить, какие правовые нормы по своему содержанию составляют Конституционное право, определить, относится ли та или иная норма Конституционному праву или нет.
Если правовая норма касается основ общественного строя Российской Федерации, основ правового статуса граждан РФ, их основных прав и обязанностей, то она относится к числу норм, составляющих Конституционное право.
Если правовая норма закрепляет национально-государственное устройство РФ, правовой статус субъектов РФ, то она является конституционно-правовой нормой.
Если правовые нормы устанавливают систему государственных органов РФ, принципы их организации и деятельности, компетенцию этих органов, порядок их образования и деятельности, то они относятся к нормам Конституционного права.
При определении круга общественных отношений, регулируемых нормами Конституционного права, следует иметь в виду, что правовое регулирование общественных отношений заключается в установлении прав и обязанностей участников отношений. Конституционно-правовые нормы, устанавливая права и обязанности участников, регулируемых ими общественных отношений, придают этим отношениям государственно-правовой характер.
Конституционное право составляют многочисленные нормы; они регулируют широкий круг общественных отношений. Задача состоит в том, чтобы во всем многообразии государственно-правовых отношений найти их общее основное содержание, показать, что конкретные отношения в конечном итоге являются его проявлением. Это позволит дать общую характеристику государственно-правовым отношениям, определить их специфику, обусловливающую объединение указанных общественных отношений в одну группу и их регулирование одной самостоятельной отраслью права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12