Методика преподавания Конституционного права в школе

Внимание у младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво всего 10-20 минут, ограничено по объему, поэтому учебный материал должен быть небольшим по объему, прост, легко осмысливался. Необходимо также учитывать, что ученики удерживают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Эта черта внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Поэтому весь процесс обучения п воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию внимания.

У младших школьников мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» напоминал учителям Ушинский, призывая опираться на эти особенности детского мышления. Поэтому главная задача поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить до уровня понимания причинно-следственных связей. В Школьный возраст, указывал Выгодский, ребенок выступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функцией восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время, здесь особенно велика роль учителя. Исследования показали, что различные организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершено разные характеристики детей младшего возраста. Мышление детей развитие во взаимосвязи с их речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Это свидетельствует, что у младших школьников мышление, в том числе и в правовой сфере, носит конкретный характер. Они не осознают в обобщенной форме и в достаточном объеме всю сущность того или иного правового юридического понятия, а воспринимают, осмысливают лишь отдельные стороны его содержания. Разъяснения правовых понятий, изучаемых в курсе конституционного права, необходимо проводить постоянно, ведь искаженное представление об юридических понятий может создать у школьников неправильные правовые установки. Многие понятия имеют сложный и многоплановый характер, и их нельзя объяснить детям сразу в полном объеме. Но это можно достичь при условии, если каждая беседа будет иметь содержательную четкость, конкретную смысловую линию, направленную на формирование и развитие у учащихся понимания и осмысления понятий. Чтобы обеспечить осмысление новых слов и понятий, учащимся рекомендуется вести словарь новых слов, которые составляются под руководством учителя. При изучении Конституционного права необходимо также обогащать учащихся яркими примерами и конкретными фактами, на основе которых доказательно и убедительно демонстрируются отдельные элементы содержания тех или иных сторон понятия. Таким образом, дети постепенно придут к пониманию связей между государством и правом, и к осмыслению, что законы — это правила которым обязаны подчиняться все члены данного государства.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяют ему легко справляются с задачами дословного запоминания. Его память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминают материал интересный, конкретный, яркий. Но ученики начальной школы не умеют распоряжаться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, маний рациональной организации учебного труда.

В тот период у детей развивается элемент социальных чувств, формируется навыки общественного поведения. Младший школьный возраст предоставляет больше возможностей для формирования нравственных качеств. Внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности.


В соответствии со всем вышесказанным, можно сделать вывод, что изучения отрасли конституционного права, а в основном ее основ и прав человека, на данном этапе образования необходимо. Но должно носить очень яркий эмоциональный характер. В дополнении ко всему необходимо предостеречь учащихся от обучения в рамках одной идеологии, но при этом целенаправленно воспитывать активных граждан  Российской  Федерации. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Оно реализуется:

1) Через образовательные программы учебных предметов начальной школы;

2) Использование возможностей межпредметного подхода;

3) Применение единого методического приема (групповая работа, дискуссия);

4) Систему факультативных занятий;

5) Различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы (классные и библиотечные часы и т. д.);

6) Участие учащихся выпускных классов начальной школы в работе органов школьного самоуправления в качестве стажеров.

Возможно введение на завершающем этапе начального образования в учебный план начальной школы предмета гражданского содержания (1 час в неделю).

В том числе необходимо подготовить учащихся к переходу в среднее звено школы с уже имеющимися знаниями, умениями навыками.

В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей.

Но если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). Таким образом, именно тип учения (вид деятельности подростка и характер взаимодействия в ней с другим человеком) в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению информационной культурой.

На данном этапе у учащихся складываются базовые представления о "большом" и "малом" социумах, своем месте в них, формируются навыки социального поведения, участия в ситуациях и процессах, требующих реализации индивидуума как гражданина.

Переходный возраст от детства к юности, который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и по объему отличается от мозга взрослого человека, продолжается развитие нервной системы. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубинной, а иногда как заметили психологии, поражали своей поверхностью. Определяющее значение имеет значение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников этого возраста.

Внимание специфически изобретательно: занимательные уроки и интересные дела очень увлекают подростков и в результате они могут долго сосредотачиваться. Но легкая возбудимость, интерес к необычному яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Соответственно здесь целесообразно такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности, отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление более систематизировано, последовательно. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретным образным мышлением и абстрактным в сторону последнего. Приобретается новая черта - критичность. Подросток стремится иметь свое мнение, склонен спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сенситивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка.

В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль, в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (младших школьников они импульсивнее). Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагогике и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому важно относится к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благородные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им , подростки, сами не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение в себе - насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов. Исследование показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки даже не осуждают проституцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все большинство подростков, не желающих свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Воспитательная работа со среднего возраста - важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующие пока отчуждение подростков от учителей, школы и общества. Ученик среднего возраста вполне способен понять аргументацию, убедится в ее обоснованности, согласится с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения - все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка, отстаивания значимых для него убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты