Методика преподавания Конституционного права в школе

Монархический период

19 век - формирование государственно-правовой науки, которая именовалась государственным правом, существовало очень мало учебных заведений, где преподавалось право. В преподавании предмета переплетаются учения о государстве, монархии, государственных учреждениях, т.е. в одном предмете объединялось то, что в последствии было разделено между теорией  государства и права, государственным правом и административным правом. Попытки разработки Конституции, предложений некоторых начал выборного права, сочетаемого с монархической властью заканчивалось безрезультатно.

60-70-ые гг. 19 века - начало радикальных перемен в общественном строе, организации управления и судебной системе: освобождение крестьян от крепостного права, введение местного самоуправления, получение судами определенной самостоятельности.

Все эти перемены подтолкнули науку государственного права к дальнейшему развитию.

В научных и литературных   сочинениях обсуждаются вопросы   политической   свободы   и   наделения   населения определенными   правами   и   обязанностями,   имеются   и приверженцы конституционной монархии.

70-90-ые гг. 19 века - появляются публикации государственных правоведов Чичерина Б.Н., Градовского А.Д., Коркунова Н.М., Андреевского Е.И. и др. о развитии государственного права в России.

1905г.    -    Николай    2    издал    Манифест    «Об усовершенствовании государственного          порядка», провозгласивший незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной       неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Это был первый в России  акт о  гражданских свободах, положивший начало конституционному  развитию  страны.   В   последствии  был учрежден первый вариант государственной Думы с правом
законодательной деятельности.      Утверждены общегосударственные законы - прообраз российской Конституции. В стране формируются политические партии, общества и союзы. Среди ученых идет обсуждение конституционной монархии.


Советский

период


Предмет конституционного права стал называться советским государственным правом.

1917 г. - установлена новая форма власти, диктатура пролетариата, которая подвергалась критике со стороны ученых. Некоторые считали задачей науки показ преимуществ нового строя и содействия развитию новых государственно-правовых институтов.

С приходом к власти Сталина произошел переход к всевластию партийной и государственной бюрократии. Постепенно сложилась система государственного контроля за всеми сферами жизни людей и общества.

В данный период наука КП развивается очень слабо. Своеобразным «манифестом эпохи» (30-40-е годы) становится учебник советского государственного права под редакцией Вышинского А.Я.. Одновременно разрабатывается новая Конституция СССР - основной закон 1936 года, являющегося идеологическим инструментом обработки населения и влияния на зарубежные страны. При реально существовавшей практике произвола, беззакония и репрессий по Конституции система выглядела как демократическая, отражающая завоевание граждан в части их прав и свобод, которым служит государство и право. Вместе с тем ряд книг и статей внесли заметный вклад в науку государственного права (Дорогинт В. , И.Д.Левин,

 С.Л. Ронина и др.).

20-ые г. - в старших классах курс истории был заменен обществоведением, включавшим элементы «политической» экономики, истории социализма, и революционного движения, гражданской истории и Конституции РСФСР.

1936г. - была принята новая Конституция СССР, в связи с чем, с 1937-38гг. в 7 классе средней школы в качестве самостоятельного предмета была введена новая обществоведческая дисциплина - «Конституция СССР». А с 1958г. «в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и выпускников средней школы к активному участию в общественно-политической жизни страны» курс «Конституции СССР» будет перенесена из 7 в 10 классы.

В 1947г. Издано методическое пособие по Конституции СССР (М.П. Караева, В.И. Мазуренко, В.А. Карпинска). В 1955г. Было опубликовано пособие об использовании на уроках Конституции РФ материалов периодической печати, как «ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров народов СССР»

Середина 60-х годов - прекращение политических репрессий, принимаются меры демократизации общественной жизни.

Курс обществоведения рассматривался руководством страны как важное средство идеологического воспитания молодежи. В Постановлении «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», принятом в январе 1960 года, ЦК КПСС признал целесообразным ввести в старших классах средних школ и на старших курсах специальных учебных заведений изучение популярного курса основ политических знаний (впоследствии курс «Обществоведение»).

60-80-е годы 20 века - бурное развитие государственного (конституционного) права. Появляется ряд учебников, обсуждается ряд проблем относительно предмета отрасли. Одни авторы (С.С.Кравчук, А.И.Лепешкин, А.Х.Махненко и др.) предлагают сохранить ее прежнее наименование - «государственное право», другие (В.Ф.Коток) -переименовать в «конституционное право». Публикуются труды о предмете государственного (конституционного) права (А.И.Лепешкин, В.С.Основин, С.М,Равин и др.). Появляются исследования по одной из сложных проблем - общественному строю (О.Е.Кутафин, В.А.Ржевский). Интенсивно развивается теория конституционного статуса, прав и свобод личности (Н.В.Витрук, Л.Д.Воеводин, Н.И.Матузов и др.). Важным направлением научных исследований становятся проблемы национально-государственного устройства, федерализм, автономия, государственный и национальный суверенитет (Г.В.Александренко, Д.Л.Златопольский, И.М.Кислицын и др.).

1975-1976 учебные года - в целях улучшения правового просвещения учащихся в 8 классах был введен новый предмет - «Основы советского государства и права», призванный «воздействовать на формирование социалистического правосознания и нравственных норм поведения учащихся, на повышение всей воспитательной профилактической работы школы». Данный курс был подвержен доработке в связи с принятием новой Конституции СССР (1977).

1984 год - вышла «Методика преподавания основ советского государства и права» (Г.П.Давыдов, И.Я. Лернер и д.р.).



Современная наука конституционного права России.

 Ряд новых научных понятий и концепций складывается в России в процессе создания конституционно-правовых актов.

Конец 80 г. - начинается процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного правления. Избран президент СССР М.С. Горбачев.

Апрель 1990 г. - провозглашен суверенитет РСФСР. В   соответствии   с   волей   народа   была   проведена демократизация ряда институтов конституционного права.

1991г. - Всенародно избран Президент РСФСР Б.Н Ельцин. Произошел распад СССР.

12 декабря 1993 года - принята новая Конституция.

Начинается     широкое     обновление     всех     институтов конституционного    права    России.    Современная    наука конституционного   права  переживает  трудный   период. В юридической науке рождаются принципиально новые подходы и концепции. Стало уделяться больше внимания проблеме российского федерализма.


































Цель изучения курса:

 Дать общее представление  Конституционного права, о его месте и роли в жизни человека, государства и общества.


Задачи:

1.Образовательные задачи:

- Раскрыть основные понятия о государстве;

- Дать знания об основах конституционного строя, правах и обязанностях человека и гражданина;

- Дать учащимся представление о федеративном устройстве, о месте и роли Президента Российской Федерации.

2. Развивающие

-Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности;

-Развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

- Развивать навыки групповой работы;

3. Воспитательные задачи:

- Оказать помощь ученикам в успешной адаптации в современном обществе;

- Воспитать гражданина демократического государства;

- Воспитать признание прав и свобод человека в качестве важнейшей ценности.




1.4. Анализ нормативных документов,  регламентирующих содержание школьного правового образования.


 Анализ Государственного образовательного стандарта


Гост

«Окружающий мир»

(1-4класс)

«Обществознание» (включая Экономику и право)

6-9 класс


«Право» базовый уровень.

(10-11класс)

«Право» профильный уровень.

(10-11 класс)

Цель

1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего  мира, рассуждать, решать творческие задачи;

2. Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

3. Воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, экологической и  духовно-нравственной культуры,  патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье .




1. Развитие личности в ответственный
период социального взросления человека
(10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к

самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской

идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим
и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской
Федерации;

3. Освоение на уровне
функциональной грамотности системы
знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных
социальных   ролях; позитивно

оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и
защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

5. Формирование опыта применения
полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности;            в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


1. Развитие личности, направленное на
формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в

необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

 2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

3. Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

 5. Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.



1. Развитие личности, направленное на
формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в

необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей.

 2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

3. Освоение системы знаний о праве как
науке, о принципах, нормах и институтах
права, необходимых для ориентации в
российском и мировом нормативно-
правовом материале, эффективной
реализации прав и законных интересов;
ознакомление с содержанием

профессиональной юридической

деятельности и основными юридическими профессиями;

4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Ученик должен знать.

1. Название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

2. Государственную символику России;

3. Государственные праздники;
4. Основные свойства воздуха, воды;

5. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

6. Правила сохранения и укрепления здоровья;

7. Основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

1. Социальные    свойства    человека,    его взаимодействие с другими людьми;

2.Сущность общества как формы совместной деятельности людей;

3. Характерные черты и признаки основных

сфер жизни общества;

4. Содержание и значение социальных норм,

регулирующих общественные отношения;


1.Права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);

 2. Механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;


1.Систему и структуру права, современные правовые системы;

2. Общие правила применения права; 3.Содержание прав и свобод человека;

4. Понятие и принципы правосудия;

5. Органы и способы международно-правовой защиты прав человека; 6.Основные юридические профессии;

Ученик должен уметь.

1. Определять признаки различных объектов природы;

2. Различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

3. Различать части растения, отображать их на рисунке;

4. Приводить примеры представителей различных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

5. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России.

6. Описывать отдельные события из истории Отечества;

1.Описывать основные социальные объекты, выделяя   их   существенные   признаки; человека  как  социально-деятельное  су­щество; основные социальные роли;

2.Сравнивать       социальные       объекты, суждения   об   обществе   и   человеке, выявлять их общие черты и различия;

3.Ообъяснять      взаимосвязи      изученных социальных        объектов        (включая взаимодействия   общества   и   природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

4.Приводить примеры социальных объектов определенного       типа,       социальных отношений;     ситуаций,     регулируемых различными   видами  социальных  норм; деятельности людей в различных сферах;

5.Оценивать   поведение   людей   с  точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

6.Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

8. Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);


1. Правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,

судопроизводство);

2. Характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника

предпринимательской деятельности,

порядок получения платных

образовательных услуг;

 Порядок призыва на военную службу;

3. Объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

4.  Различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы

предпринимательства; порядок

рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

5. Приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,

ответственности;

1. Характеризовать: право как элемент культуры общества; систему

законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров;

порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных

образовательных услуг;

2. Объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности

правоотношений, регулируемых

публичным и частным правом;

3. Различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые   формы   предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

4. Приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;



Дидактические единицы КПРФ.

Государственная символика России: (Герб, флаг, гимн России); Конституция – Основной закон РФ; Права ребенка; Важнейшие события, происходящие в современной России; Государственные признаки; Россия на карте; Человек – член общества.

Конституция Российской Федерации; Основы конституционного строя Российской Федерации; Федеративное устройство России; Органы государственной власти Российской Федерации; Взаимоотношения органов государственной власти и граждан; Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; Конституционные обязанности гражданина; Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Гражданство в Российской Федерации; Избирательная система и избирательный процесс; Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; Права и обязанности налогоплательщиков.

Основы конституционного права; Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации; Гражданство Российской Федерации;  Избирательная система и избирательный процесс;. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу;. Права и обязанности налогоплательщиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты