Принципы гражданского права Республики Беларусь, их реализация в нормотворческой и правоприменительной деятельности

Среди множества точек зрения на понятие правового государства и его принципы выделим лишь некоторые. В частности, В.Н. Хропанюк называет правовым государством такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право, по мнению ученого, играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости…» [467, с. 80.]. В.С. Нерсесянц, в свою очередь, выделяет три взаимосвязанных компонента правового государства: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (правовой характер закона, конституционно-правовая природа и основа источников действующего позитивного права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей, включая их взаимные сдержки и противовесы) [228, с. 106]. По мнению М.Н. Марченко, правовым государством является государство, построенное на принципах верховенства закона, полной гарантированности и незыблемости прав и свобод граждан, взаимной ответственности гражданина и государства [324, с. 434]. Э.П. Григонис из всего многообразия признаков правового государства выделяет три основополагающих: господство права над государством или верховенство права, наличие свободно и автономно функционирующего от государства гражданского общества и разделение властей [111, с. 9].

Самое развернутое определение правового государства предложено В.А. Четверниным. По мнению данного ученого, «правовое государство – это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, то есть обеспечивающего режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающее интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По своей сущности правовое государство – это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена – индивидов и ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная мера свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах» [473, с. 61]. В данное определение автор попытался включить все неотъемлемые элементы правового государства.

Среди белорусских ученых, занимающихся проблематикой правового государства, следует особо отметить В.Г. Тихиню [434; 436], Г.А. Василевича [47; 51], Д.М. Демичева [114; 115], А.Г. Тиковенко [429; 430]. Так, В.Г. Тихиня под правовым государством понимает такое государство, в котором обеспечивается примат права, верховенство закона, последовательно проводится в жизнь принцип разделения властей, признаются и надлежащим образом защищаются права и свободы человека и гражданина. Основными принципами правового государства ученый называет разделение властей, верховенство закона, связанность государства и его органов правом, взаимную ответственность государства перед гражданином и гражданина перед обществом, судебную защиту прав личности [434, с. 8].

Г.А. Василевич к числу принципов правового государства относит конституционные принципы: верховенство права; разделение и взаимодействие властей; непридание актам, устанавливающим или усиливающим ответственность, обратной силы; доверие гражданина государству; информированность граждан о принятых актах законодательства; стабильность актов законодательства; принцип пропорциональности (соразмерности) ограничения того или иного права достигаемым целям [51, с. 19]. На наш взгляд, посредством приведения столь развернутого перечня принципов достигается не только задача их конкретизации, но и сопоставления положений Конституции Республики Беларусь с требованиями правового государства, проверка на предмет соответствия последним.

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2002 году» к числу принципов правового государства были отнесены: разделение и взаимодействие властей, соразмерность (пропорциональность) ограничения прав и свобод личности охраняемым Конституцией ценностям, предоставление равных экономических возможностей субъектам хозяйствования различных форм собственности, социальное партнерство, достаточность и полнота правового регулирования общественных отношений, обеспечение доступа к правосудию, равенство всех перед законом и справедливость, конституционность (законность), информированность граждан о решениях, принимаемых государственными органами и др. [297].

Такие принципы правового государства как равенство всех перед законом, право на судебную защиту, неприкосновенность собственности и др. нашли свое закрепление в нормах гражданского законодательства Республики Беларусь с учетом специфики общественных отношений, регулируемых гражданским правом, что свидетельствует о закономерном возрастании роли принципов гражданского права в условиях правового государства.

Возвращаясь к анализу правовой доктрины, нельзя обойти вниманием научную позицию Н.И. Матузова и А.В. Малько, которые рассматривают правовое государство как организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Из данного определения правового государства учеными выделяются два главных принципа (две стороны сущности) правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона) и наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона) [218, с. 132].

На наш взгляд, попытки включить в определение правового государства социальную составляющую вряд ли оправданны. Более того, позволим себе выдвинуть тезис о том, что в определенной степени принципы социального государства могут вступать в противоречие с принципами государства правового. Если правовое государство требует обеспечить полную гарантированность и незыблемость прав и свобод гражданина, то «для социального государства характерно стремление к социальному уравниванию, то есть оказанию поддержки слабым и предъявление больших (но до определенных пределов) требований к социально сильным, например, в сфере налогообложения» [451].

Правовое государство и государство социальное – две самостоятельные ценностные категории. Государство может быть правовым, но при этом не быть социальным. И наоборот. Именно поэтому в Конституции Республики Беларусь наше государство провозглашается одновременно правовым и социальным.

Важнейшей задачей социального государства является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., закреплено положение, согласно которому «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» (ст. 22) [70].

В принятом 16 декабря 1966 г. Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о том, что «государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер (ст. 2) [219]. В соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13) [182].

Таким образом, государство – это социальный институт, призванный предпринимать меры против дисбаланса в экономике, в силу чего оно должно осуществлять множество экономических мероприятий для поддержания нормального функционирования экономики страны. Провозгласив принцип равенства всех людей, государство обязуется тем самым позаботится о тех, кто не в состоянии сделать это самостоятельно: малоимущих, инвалидах, престарелых, малолетних, безработных и т.д. Существуют все основания для утверждения о том, что функционирование социального государства предполагает определенную степень вторжения в частноправовую сферу. Это не означает тотального отрицания или ограничения сферы частноправовых отношений, но предполагает существенное его ограничение в целях баланса публичных и частных интересов.

Опыт экономически развитых стран доказывает, что государство активно вторгается в сферу частных интересов. Усиление социальной роли государства – адекватная реакция на усложнение общественных связей. Именно по данной причине государство вынуждено вторгаться в сферы общественных отношений, которые ранее казались имеющими исключительно частноправовой характер. При этом используются различные методы: предпринимателям даются предписания относительно вступления в договор, определяются его существенные условия, фиксируются обязательные и контролируемые договоры, вводятся правила о недобросовестной конкуренции и т.д. Для доказательства сформулированного тезиса обратимся к институту банкротства. «Если раньше целью данного института была исключительно ликвидация дел должника для максимально быстрого удовлетворения интересов кредиторов (то есть законы имели прокредиторскую направленность), то в настоящее время почти во всех государствах рыночной экономики учитывается, что банкротство предприятий-должников, и в особенности градообразующих, а также наиболее крупных банков, влечет негативные экономические и социальные последствия не только для работников и собственников таких предприятий, но и для экономики страны» [79, с. 75].

В связи с этим закономерно возникает вопрос о том, насколько согласуются идеи социального правового государства с принципами рыночной экономики, и опосредующими ее принципами гражданского права. Ответ на данный вопрос очевиден: если бы в Конституции не были закреплены в качестве принципов неприкосновенность частной собственности и свобода договора, рыночный механизм не мог бы функционировать. Прав Г.А. Василевич, утверждая о том, что принципы социального и правового государства тесно связаны между собой и порой переплетаются друг с другом [51, с. 19].

Вместе с тем, корреляция принципов правового и социального государства ставит перед законодательной и исполнительной властью вопросы, связанные с допустимостью тех или иных ограничений частных интересов в целях защиты интересов общества. Иными словами, решающее значение приобретает сопоставимость между необходимым и допустимым ограничением частных прав. «Важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму «вторжение» государства в ту сферу индивидуума, в которой он может действовать автономно…» [48, с. 15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты