3) принцип свободы договора (участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах, они свободны в заключении договора, установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора либо изменению его условий не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством);
4) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании закона в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц);
5) принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений (при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей участники гражданских правоотношений не должны ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц);
6) принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде (хозяйственном суде) и иными способами, предусмотренными законодательством).
Гражданское законодательство основывается также на иных гражданско-правовых принципах, вытекающих из содержания и смысла гражданско-правовых норм».
5. Научно обоснованный комплекс мер по реализации принципов гражданского права в нормотворческой деятельности:
– расширить и уточнить перечень принципов нормотворческой деятельности исходя из специфики данного вида деятельности. Изложить ст. 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в новой редакции следующего содержания: «Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах верховенства права, верховенства закона, объективности, системности актов законодательства, единства и непротиворечивости правовых норм, научности, стабильности законодательства, связи нормотворческой деятельности с правоприменительной практикой»;
– в кодифицированных актах гражданского законодательства (Инвестиционном кодексе Республики Беларусь, Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о земле, Жилищном кодексе Республики Беларусь, Воздушном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о недрах), а также в законах Республики Беларусь, сфера регулирования которых характеризуется значительной спецификой, закрепить принципы (основные начала) законодательства, которые должны применяться в случаях возникновения коллизии правовых норм или при наличии пробелов в указанном выше законодательстве;
– законодательно закрепить требование соблюдения принципов гражданского права как необходимого условия процесса разработки и принятия актов гражданского законодательства.
Реализация данных предложений позволит обеспечить стабильность гражданского законодательства, единство и единообразие нормотворческого процесса в условиях намечаемой систематизации гражданского законодательства.
6. С целью реализации требований принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия по гражданским и хозяйственным делам, обеспечения единообразия судебной практики, а также гарантированности прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь целесообразно путем принятия постановлений Пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание нижестоящих судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права (проект постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь прилагается).
7. На основе комплексного анализа норм гражданского законодательства и правоприменительной практики вносится ряд предложений по совершенствованию правового регулирования гражданско-правовых отношений с учетом требований принципов гражданского права:
исключить из п. 2 ст. 5 ГК ссылку на необходимость использования основных начал гражданского законодательства в случаях применения аналогии права, поскольку это сужает их практическую значимость. Принципы, закрепленные в ст. 2 ГК, предназначены для регулирования всей массы гражданско-правовых отношений, а не только для случаев использования аналогии права. Предлагается изложить п. 2 ст. 5 ГК в следующей редакции: «при невозможности использования в предусмотренных случаях аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из смысла гражданского законодательства (аналогия права)»;
– в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота и недопущения расширительного толкования категории «злоупотребление правом» предусмотреть формы злоупотребления правом в законе, изложив абз. 1 п. 1 ст. 9 ГК в следующей редакции: «Действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, предусмотренных законом, не допускается»;
– в целях реализации принципов добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела п. 1 ст. 314 ГК изложить в следующей редакции: «Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и ее взыскание повлечет или может повлечь тяжелое финансовое положение должника, суд вправе уменьшить размер неустойки»;
– в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и устранения пробельности гражданского законодательства закрепить требования, которым должно удовлетворять подлежащее уступке право требования, дополнив п. 1 ст. 353 ГК абзацем следующего содержания: «передаваемое на основании договора право (требование) должно быть реальным и определенным»;
– в целях реализации принципов недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и свободы договора ограничить требование о придании обратной силы законодательству, изложив п. 2 ст. 392 ГК в новой редакции: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем действовавшие при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров»;
– в целях активизации гражданского оборота и реализации принципа свободы договора предусмотреть для предварительных договоров простую письменную форму (п. 2 ст. 399 ГК) и исключить из Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» положение, содержащее требование государственной регистрации договоров, которые могут стать основанием возникновения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
– в целях реализации принципа свободы договора и учитывая требования растущего гражданского оборота, включить правовые конструкции агентского договора и договора товарного кредита в нормы гражданского законодательства путем внесения дополнений в ГК Республики Беларусь;
– в целях реализации принципов свободы договора и юридического равенства участников гражданских правоотношений, предотвращения монополизации страхового рынка Республики Беларусь внести изменения в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, предоставив участникам договора право самостоятельного выбора страховщика по договору обязательного страхования.
Личный вклад соискателя
Основные положения и выводы диссертации являются результатом самостоятельного исследования автором избранной темы.
Апробация результатов диссертации
Основные положения диссертации были апробированы на:
– Международных научных и научно-практических конференциях: «Политический и социально-экономический процесс в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы» (г. Минск, 11–12 декабря 1997 г.); «Экономическая наука и образование: Проблемы и перспективы» (г. Минск, 18–19 мая 1998 г.); «Становление гражданского общества в Беларуси в контексте устойчивого развития» (г. Минск, 24–26 мая 1999 г.); «Современный политический и социально-экономический процесс в Беларуси, России и Украине: состояние, проблемы, перспективы» (г. Минск, 10–11 мая 2000 г.); «Проблемы и перспективы социально-экономического и политического развития Беларуси, России, Украины» (г. Минск, 29–30 марта 2001 г.); «Управление образованием в условиях переходной экономики (г. Минск, 1–2 марта 2002 г.), «Стратегия торгово-экономического образования (г. Москва, 23–24 апреля 2002 г.); «Торговля в экономической системе: теория и практика» (г. Минск, 7–8 мая 2002 г.), «Проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности экономики переходного периода» (г. Минск, 18 декабря 2002 г.), IX международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 14 мая 2003 г.), X международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 30 ноября 2003 г.), XI международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 23 мая 2004 г.), XП международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 5 декабря 2004 г.), XШ международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 12 июня 2005 г.), IV международной научной конференции «Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы» (г. Гомель, 26–27 мая 2005 г.), XIV международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 11 декабря 2005 г.); XV международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Минск, 6 июня 2006 г.); «Проблемы правового регулирования экономических отношений на современном этапе» (Гродно, 2006); «Социальные проблемы развития белорусского общества в условиях глобализации» Государственное научное учреждение «Институт социологии НАН Беларуси» (г. Минск, 17–18 апреля 2006 г.), «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики» (г. Минск, 17–19 мая 2006 г.); «Модернизация образования: поиски, проблемы, перспективы» (Киев–Переяслав-Хмельницкий, 22–25 мая, 2006 г.); «Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений» (г. Минск, 24 ноября 2006 г.);
– республиканских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном этапе» (г. Минск, 2 декабря 2005 г.); «Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь в контексте интеграционных процессов» (г. Гомель, 6–7 апреля 2006 г.);
– заседании круглого стола «Правовое государство и гражданское общество в Республике Беларусь: состояние и перспективы» (г. Минск, 1 декабря 2006 г.).
Результаты работы докладывались на заседаниях кафедр гражданского и государственного права ЧУО «Минский институт управления», гражданского и трудового права УО «Академия МВД Республики Беларусь», гражданско-правовых дисциплин УО «Белорусский государственный экономический университет», а также были использованы при проведении лекционных и семинарских занятий со студентами по курсам «Гражданское право», «Сравнительный анализ гражданского законодательства Республики Беларусь и зарубежных стран».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47