По мере демократизации общества и правовой науки интерес к категории принципов существенно возрос. Учеными стали предлагаться более развернутые определения исследуемого понятия. Такой прогресс научной мысли подтверждает выявленные нами исторические закономерности. Каждый новый этап общественно-политического развития общества начинался с того, что требовалось определить основные, заглавные идеи дальнейшего движения, а также определить место этих идей в системе права и законодательства, поскольку «принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования» [218, с. 164].
Аналогичная ситуация была характерна и для науки гражданского права. Многие сформулированные цивилистами понятия могут быть отнесены к числу юридико-философских, общетеоретических, не отражающих специфику гражданского права как правовой отрасли. Так, С.Н. Братусь предлагал следующее определение категории принцип: «Принцип – это ведущее начало, закон данного движения материи и общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения. Из этого следует, что принцип – движущая сила или закон, относящийся именно к данной группе однородных социальных явлений» [40, с. 135]. Важным достоинством приведенного определения является то, что принципы рассматриваются как объективная закономерность, свойственная определенному явлению или группе явлений. Однако «определение понятия «правовой принцип» или «гражданско-правовой принцип» через категорию «закон» едва ли может быть приемлемо, поскольку термин «закон» в правовом смысле имеет весьма конкретное содержание и понимание…» [397, с. 9].
О.А. Красавчиков понимал под правовым принципом «определенное начало, руководящую идею, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений» [410, c. 27]. Существенно расширила и уточнила это понятие Т.И. Илларионова, назвав принципами «руководящие идеи (продукты общественного сознания), содержанием которых являются результаты оценки социально-экономических, моральных, политических и иных устоев социалистического общества, тенденций и потребностей развития общественных отношений». При этом автором был сделан акцент на то, что формирование идеи, пусть и руководящей – это лишь начальная стадия ее бытия. Лишь последующие познание, оценка, критика приведут или не приведут к признанию ее объективно необходимой, руководящей, а, следовательно, и к воплощению в праве позитивном. Таким образом, принцип – это не просто руководящая идея, а ее нормативное выражение [137, с. 11].
Данное уточнение представляется существенным. Идея (греч. idea) – основная, главная мысль, намерение, план [447, с. 289]. Исходя из значения этого слова, его использование для формулировки понятия «принципы права» представляется достаточно условным, так как категория «идея» не содержит в себе регулирующего начала – правовые отношения не могут регулироваться идеями. Правовые идеи относятся к области правосознания. Выработанные правовой наукой, они являются только планами, намерениями, не имеющими юридического значения до тех пор, пока они не востребованы законодателем, не отображены в нормах права. Только тогда они переходят из сферы правосознания в сферу правового регулирования, становятся частью позитивного права. «Эволюция права идет от идей к нормам, затем через реализацию норм – к общественной практике. И начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет развитие права» [204, c. 195].
Постепенно в науке гражданского права утвердилось мнение о том, что правовым принципом является не любая идея, а идея руководящая, основополагающая, имеющая нормативное выражение и отличающаяся от обычных юридических правил большей степенью нормативности. Г.А. Свердлык определял принципы гражданского права как «закрепленные или отраженные в преамбулах основополагающих нормативных актов, а также в гражданско-правовых нормах и выражающие объективные закономерности развития имущественных, связанных и не связанных с ними личных неимущественных отношений, стабильные нормативно-руководящие положения, в соответствии с которыми строится нормативно-правовая база гражданско-правового регулирования, регламентация поведения субъектов гражданского права и правоприменение» [397, c. 17]. В.П. Грибанов под принципами права понимал «руководящие положения, основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение» [109, с. 223]. Близка к данной позиции и позиция Е.А. Суханова: «Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер» [106, c. 49]. В более поздних работах и Т.И. Илларионова сформулировала понятие принцип через категорию «начала»: «Принципы – руководящие (отправные) начала, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений» [101, с. 12].
Белорусскими цивилистами в свою очередь также предложены определения понятия «принципы права». В.А. Витушко полагает, что «принципы права – это общие правила поведения, составляющие основу системы правового регулирования», а «принципами гражданского права называются основополагающие правила поведения в гражданском обороте» [67, с. 110]. По мнению В.Ф. Чигира, термин «принцип» «применительно к гражданскому праву означает основные положения, присущие всем его нормам или многим его институтам». При этом ученый акцентирует внимание на регулятивную функцию принципов гражданского права: «в некоторых случаях, только опираясь на тот или иной принцип либо на их совокупность, можно решить конкретный спор» [104, с. 28].
Следует отметить, что в смежных науках гражданского и хозяйственного процесса также отсутствует единообразный подход к определению понятия принципов права (в соответствующих кодексах данные понятия тоже не закреплены). Под принципами гражданского процессуального права понимаются: «идейно-политические руководящие положения, начала…» [93, с. 23]; основные положения данной отрасли права, отражающие его специфику и содержание» [92, с. 24; 94, с. 35]; «основные директивы (указания) законодателя участникам гражданского процесса и суду…» [91]; «ключевые идеи, отправные положения, руководящие начала, характеризующие отрасль права, отражающие ее важнейшие качественные особенности, содержание и назначение в обществе» [156, с. 5]. Однако, несмотря на столь значительный научный интерес к категории принципов права вообще и гражданского права в частности, ни одно из многочисленных определений не получило безусловного признания в науке. Это дало повод некоторым ученым выдвинуть тезис о «бесперспективности обоснования единой дефиниции» и необходимости «сосредоточить усилия на прагматичном, правоприменительном значении принципов» [195, с. 24]. С таким утверждением нельзя согласиться по следующим причинам.
Действительно, в последние годы в цивилистической науке отмечается некоторая недооценка значимости и важности дефиниций, а между тем, как справедливо отмечают российские цивилисты, «недостатки системы гражданско-правовых дефиниций затрудняют усвоение нового гражданского законодательства как гражданами так и специалистами, препятствуют правильному использованию и применению гражданско-правовых норм, снижают их социальную эффективность, создают дополнительные трудности в кодификационно-инкорпоративной работе» [199, с. 18]. То обстоятельство, что ГК 1998 г. не содержит понятия «принципы гражданского права» усугубляет эту проблему. Нередко основные начала гражданского законодательства игнорируются в процессе законодательной и правоприменительной практики, особенно те из них, которые прямо не закреплены в действующем законодательстве в рамках конкретной правовой нормы. Именно поэтому необходимо выработать единообразное понятие и закрепить его в ст. 2 ГК.
Понятие принципов гражданского права должно, на наш взгляд, удовлетворять следующим требованиям: отражать отраслевую принадлежность принципов гражданского права; содержать указание на признаки, позволяющие идентифицировать то или иное положение гражданского законодательства в качестве его принципа, поскольку ГК закрепляет открытый перечень принципов гражданского законодательства и предусматривает возможность выведения отдельных принципов из содержания и смысла гражданско-правовых норм; в нем должно быть заключено требование их императивного применения субъектами гражданского права, а также нормотворческими и правоприменительными органами.
Для того чтобы выработать указанное понятие необходимо проанализировать характерные черты (признаки) принципов гражданского права. В течение многих лет в цивилистической науке господствовавшим являлось мнение, согласно которому основополагающие идеи становятся принципами права с момента их нормативного закрепления. Т.И. Илларионова отмечала, что принципы это «явления объективно-реальные», их основой является нормативность [137, c. 11]. Ю.Х. Калмыков при определении перечня принципов гражданского права также считал необходимым «руководствоваться прежде всего указаниями на этот счет в самом законе» [150, c. 70]. Сходную позицию первоначально занимал и С.С. Алексеев, полагая, что «те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принципами права» [11, c. 103]. Однако позднее, ученый смягчил категоричность своего утверждения, признав, что «принципы права не обязательно должны быть сформулированы в правовых нормах» [8, c. 108].
Н.Г. Александров указывал, что в большинстве случаев основные принципы права выражены в виде определенных единых формул, зафиксированных в соответствующих статьях конституций, а в некоторых случаях отдельные принципы могут быть извлечены из содержания различных конкретных норм в результате установления их наиболее существенных общих черт [6, с. 17]. Это мнение было развито К.П. Уржинским. «Будучи выраженными в законодательстве, принципы становятся правовыми, приобретают общеобязательный характер. Принципы, не зафиксированные в юридических нормах, не имеют качества правового принципа и являются элементами правосознания либо принципами морали и т.д. Только пройдя через государственную волю и получив свое выражение в законодательстве, они приобретают общеобязательную силу». Ученый выделял два основных способа выражения принципов: формулирование их в юридических нормах (текстуальное закрепление) и выведение из смысла законодательства (смысловое закрепление). Впервые в советской правовой науке К.П. Уржинский предложил закрепить общеправовые принципы в Конституции СССР, отраслевые принципы – в кодификационных актах общегосударственного характера (Основах законодательства Союза ССР и союзных республик) и принципы юридического института в актах, касающихся этого института [446, c. 123].
Р.З. Лившиц и В.И. Никитинский также полагали, что «принцип права может быть закреплен в норме двояким путем – непосредственно и косвенно». Непосредственное закрепление имеет место в тех случаях, когда формулировка нормы воспроизводит определенный правовой принцип. Эти положения указанные авторы назвали принципами-нормами. Вторую группу составляют принципы, которые прямо не закреплены в конкретных нормах, но могут быть выведены из них. Принципы, выводимые из правовых норм, содержатся в законодательстве как бы в скрытом виде. Исходя из предложенного деления, учеными был сделан неверный, на наш взгляд, вывод о том, что принципы-нормы подлежат обязательному соблюдению, как и все остальные нормы. Принципы, выводимые из правовых норм, не содержат конкретных правовых установлений, а отражают тенденции, направление правового регулирования. Таким образом, их применение не носит неукоснительного и жесткого характера [203, c. 31–39].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47