Исходя из того, что в гражданском законодательстве закреплен открытый перечень принципов гражданского права, считаем необходимым на законодательном уровне закрепить признаки, позволяющие идентифицировать то или иное положение гражданского законодательства в качестве его отраслевого принципа. Совокупность данных признаков целесообразно сконцентрировать в едином понятии, которое необходимо закрепить в ст. 2 ГК Республики Беларусь: «Принципы гражданского законодательства – это закрепленные в нормах гражданского законодательства либо вытекающие из его положений основные начала, стабильные руководящие положения, определяющие сущность отрасли и цели гражданско-правового регулирования, имеющие общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности».
3.2 Место принципов в системе гражданского права и системе гражданского законодательства
Исследование правовых принципов невозможно без выяснения их места в системе гражданского права и гражданского законодательства. И.А. Покровский в своей лекции «Желательная постановка гражданского права в изучении и преподавании» выражал озабоченность тем, что у юриста «зачастую даже нет истинного понимания того, какое место занимает подлежащее его юридической оценке явление в системе гражданского строя: есть ли оно логическое последствие какого-либо из коренных принципов этого строя или же нечто извне призванное; есть ли оно отголосок старого или же первый проблеск чего-то грядущего» [341, с. 9].
Традиционно рассмотрение принципов гражданского права проводится в их связи с методом гражданско-правового регулирования, а также гражданско-правовыми нормами. Анализ этих проблем содержится в трудах С.С. Алексеева [10], О.А. Красавчикова [411], О.С. Иоффе [139; 143], В.Ф. Яковлева [495; 497], В.А. Витушко [65], Г.А. Свердлыка [397] и др. Поскольку исследованию данной проблемы в цивилистической науке было уделено значительное внимание, считаем нецелесообразным глубоко внедряться в ее рассмотрение. Коснемся ее тезисно, насколько это необходимо для решения вопроса, исследуемого в данном разделе.
Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет [106, с. 45]. Принципы, как и метод, выражают сущностные и ценностные особенности гражданского права, его содержание. Вместе с тем между данными категориями имеются и значительные различия. Метод характеризует способы воздействия гражданского права на регулируемые общественные отношения, принципы играют роль несущей конструкции, на которой построена правовая отрасль гражданского права. Метод отвечает на вопрос о том, какие приемы и способы используются законодателем при регулировании гражданско-правовых отношений, а принципы – на каких идеях и основных положениях такие приемы основываются. Таким образом, метод гражданско-правового регулирования основывается на принципах, закрепленных в законодательстве тем или иным способом. Т. Белова, при анализе принципов нотариата Республики Беларусь также указывала на производность метода от принципов, отмечая, что «принципы составляют нормативную базу построения нотариата и определяют метод правового регулирования отношений, возникающих при обращении заинтересованных граждан и юридических лиц к нотариусу за совершением нотариальных действий» [25, с. 28]. Исходя из изложенного, изменение способов воздействия на общественные отношения не влечет автоматического изменения и деформации принципов, поскольку они представляют собой стабильные, нормативно-руководящие начала, положенные в том числе в основу метода гражданско-правового регулирования. Более того, полагаем, что метод должен быть откорректирован, если выявлено несоблюдение принципов.
В силу общеобязательного характера принципов, они обеспечивают и гарантируют субъектам гражданского права возможность приобретать и реализовывать права и обязанности. Метод гражданско-правового регулирования указывает на конкретные способы приобретения, осуществления и защиты субъективных прав. Таким образом, у принципов и у метода свои задачи в механизме гражданско-правового регулирования. Именно поэтому нами поддерживается тезис о том, что принципы, наряду с предметом и методом, отграничивают одну отрасль права от другой.
Не менее важным для понимания природы принципов гражданского права является и вопрос о соотношении принципов с правовыми нормами. Принципы представляют собой правовые предписания общего характера. Согласно ст. 2 ГК они могут существовать вне одной определенной нормы, выводиться из целого комплекса правовых норм. Принципы и нормы имеют объединяющую основу – общеобязательность. Однако норма гражданского права – это основанное на правовых принципах и закрепленное в законодательстве общеобязательное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Принципы, пронизывая всю систему гражданского права, обладают большей степенью общеобязательности по сравнению с конкретной гражданско-правовой нормой, являются более широким (родовым) по отношению к нормам понятием.
Российские ученые справедливо отмечают, что принципы являются наиболее фундаментальными и обобщенными правилами поведения, чем юридические нормы, обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах. «Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты и отрасли, но и вся система права» [218, с. 164]. Е.Г. Комиссарова даже относит основные начала гражданского законодательства, закрепленные ст. 1 ГК РФ, к «специализированным нормам» [174, с. 6]. Однако вряд ли правильно вводить дополнительный термин для обозначения вполне определенной категории «принцип».
Четкую грань между правовыми принципами и рядовыми правовыми нормами проводил Л.С. Явич. В качестве основных различий ученый выделял особую императивность и безусловность принципов, концентрированное выражение важнейших устоев данного общества [493, с. 32]. Если норма права является критерием правомерности поведения, то принцип права можно рассматривать как критерий правомерности правовой нормы. Из этого следует, что все нормы гражданского законодательства должны удовлетворять требованиям принципов гражданского права. Например, свобода договора как принцип гражданского права (ст. 2 ГК) обеспечивает единство всех норм гражданского законодательства, расположенных в различных подотраслях гражданского права, в то время как в норме о свободе договора (ст. 391 ГК) закреплены конкретные правомочия субъектов по заключению гражданско-правовых договоров. Следовательно, необходимо разграничивать понятия «ограничение принципа свободы договора» и ограничение нормой права конкретных правомочий субъектов в договорном процессе. Прав Г.А. Свердлык, что «принцип по отношению к нормам договорного права является базой гражданско-правового регулирования, поэтому «дефектность» отдельных норм, их «устарелость» не может принести особого ущерба его полноте и качеству, если оно осуществляется на основе гражданско-правовых принципов» [397, c. 13].
Логика рассуждений приводит нас к вопросу, так и не получившему однозначного решения в науке, – о месте принципов в системе гражданского права и гражданского законодательства. Дискуссия по этому вопросу была развернута в цивилистической науке в 60–70-е годы ХХ столетия, однако так и осталась незавершенной. В 1968 г. О.С. Иоффе в работе «Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права)» высказал тезис о том, что принципы составляют особое звено в структуре права, наряду с нормами, субинститутами, институтами, подотраслями и отраслями права. Поэтому их нужно рассматривать как самостоятельные правовые образования, устанавливая по отношению к каждому принципу в отдельности то конкретное место, которое он занимает в правовой системе». Однако, определив место принципов гражданского права в преамбулах законодательных текстов, ученый не смог расположить их в каком-либо строго определенном месте системы права. Он лишь акцентировал внимание на их особый статус и особое место среди названных подразделений, а также высказался в пользу того, что «существуют принципы, лежащие в основе института, подотрасли, отрасли и системы права в целом [143, с. 46]. К сожалению, эта идея не получила должного развития ни у самого О.С. Иоффе, ни в работах других ученых.
В монографии О.В. Смирнова «Основные принципы советского трудового права» (1977 г.) в рамках науки трудового права, наоборот, выражено мнение о том, что «принципы лежат в основе данного типа права и соответственно правовой системы. Однако, отражая сущность права, принципы выражают внутреннее единство норм права и поэтому не выступают в качестве особого внешнего структурного звена системы права наряду с институтами и отраслями» [406, с. 21]. В.Ф. Яковлев также не рассматривал принципы в качестве особого структурного звена системы права, однако определял их место не в преамбулах, а в общей части гражданского права [496, с. 39]. С позиций ныне действующего законодательства данный тезис представляется недостаточным, поскольку принципы могут быть как прямо закреплены в ГК, так и выводиться «из содержания и смысла гражданско-правовых норм».
Законодатель в ГК поместил норму о принципах гражданского права рядом с нормами о предмете гражданско-правового регулирования, тем самым, распространяя их действие на все структурные части гражданского законодательства. Особый статус принципов гражданского права позволяет представить систему гражданского права следующим образом: принципы гражданского права, гражданско-правовые нормы, субинститут, правовой институт, подотрасль права, отрасль права. Именно принципы, как свидетельствует исторический анализ, проведенный в главе 2 работы, послужили отправной точкой формирования законодательства.
Рассмотрение вопроса о месте принципов в системе гражданского права приводит нас к другому вопросу, также не имеющему однозначного ответа в науке: о соотношении понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство». Как справедливо отмечает В.Ф. Чигир, «установление правильного соотношения между системой гражданского права и законодательства является важной теоретической и практической задачей. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность» [104, с. 53]
Действительно, в гражданско-правовой доктрине данные категории разграничиваются. Большинство цивилистов полагает, что право и законодательство – явления разноплановые: одно является системой норм, регулирующих определенные общественные отношения, а другое – системой нормативных актов, подавляющее большинство из которых носит более или менее комплексный характер (то есть содержит нормы не только гражданского, но и иных отраслей права). При таком подходе право и законодательство соотносятся между собой как содержание и форма [9, с. 233; 106, с. 84]. На относительную самостоятельность категорий «гражданское право» и «гражданское законодательство» указывают и белорусские ученые, выдвигая в качестве основного аргумента то, что «первичным элементом системы гражданского права является норма, а первичным элементом системы гражданского законодательства выступает нормативный правовой акт, то есть внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества [97, с. 52]. Однако не все цивилисты занимают такую позицию. Так, по мнению В.А. Витушко, нельзя отождествлять право с законодательством, выдвигая в качестве аргумента активную роль судов в выработке правовых норм. В частности, ученый указывает на то, что ст. 3 ГК прямо отнесла к системе гражданского законодательства акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов республики, Национального банка республики, министерств и иных органов управления [65, с. 15–27].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47