Принципы гражданского права Республики Беларусь, их реализация в нормотворческой и правоприменительной деятельности

В процессе правоприменительной деятельности первый этап простого сопоставления гражданско-правовых норм с требованиями отдельных принципов гражданского права должен последовательно перейти во второй этап – глубокого анализа сути правовых норм и требований принципов гражданского права, образующих систему. В постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также в разъяснениях Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь обнаруживается устойчивая тенденция обращения к принципам гражданского права. Суды уже опираются на гражданско-правовые принципы, применяя их для решения конкретных гражданских и хозяйственных споров, однако количество таких решений остается незначительным. В связи с этим необходимо выработать четкие ориентиры применения правовых принципов судами Республики Беларусь с тем, чтобы обеспечить единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь.

В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них предписаний в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности, а также в поведении субъектов гражданского права. Реализацию принципов следует рассматривать одновременно и как длящийся процесс, и как результат правового регулирования.

Как свидетельствует практика, законодательная фиксация принципа еще не означает его окончательного и безусловного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость. С этой целью предлагается научно обоснованный комплекс мер по реализации требований принципов гражданского права в нормотворческой деятельности, имеющий целью обеспечение стабильности гражданского законодательства, единства и единообразия нормотворческого процесса в условиях готовящейся систематизации гражданского законодательства:

–      расширить и уточнить перечень принципов нормотворческой деятельности, исходя из специфики данного вида деятельности. Изложить ст. 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в новой редакции следующего содержания: «Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах верховенства права, верховенства закона, объективности, системности актов законодательства, единства и непротиворечивости правовых норм, научности, стабильности законодательства, связи нормотворческой деятельности с правоприменительной практикой»;

–      в кодифицированных актах гражданского законодательства (Инвестиционном кодексе Республики Беларусь, Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о земле, Жилищном кодексе Республики Беларусь, Воздушном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о недрах), а также в Законах Республики Беларусь, сфера регулирования которых характеризуется значительной спецификой, закрепить принципы (основные начала) законодательства, которые должны применяться в случаях возникновения коллизии правовых норм или при наличии пробелов в законодательстве;

–      законодательно закрепить требование соблюдения принципов права (в том числе и гражданского) как необходимого условия процесса разработки и принятия актов гражданского законодательства. При включении в текст законопроекта правовых принципов следует анализировать их связь со всеми остальными положениями законопроекта [10–А; 39–А; 43–А].

С целью реализации требований принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия по гражданским и хозяйственным делам, обеспечения единообразия судебной практики, а также гарантированности прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь целесообразно путем принятия постановлений пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание нижестоящих судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права (проект постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь прилагается) [10–А; 39–А; 43–А; 46–А].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные научные результаты диссертации

1    Авторская концепция становления и развития принципов гражданского права, включающая:

– определение закономерностей и совокупности факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на процесс становления и развития принципов гражданского права и их реализацию;

– выявление основных этапов становления и развития принципов гражданского права как основополагающих начал систематизации и кодификации гражданского законодательства.

Предложенная концепция позволяет определить влияние указанных выше факторов посредством отражения их в принципах гражданского права на процесс формирования гражданского законодательства и прогнозировать тенденции его дальнейшего развития с целью наиболее эффективного регулирования гражданско-правовых отношений.

Под закономерностями формирования и развития принципов гражданского права следует понимать обусловленность изменений в понятии, содержании и пределах реализации принципов влиянием определенных факторов. К числу факторов, в значительной степени определяющих процесс формирования и развития принципов гражданского права, относятся экономические, социальные, политические и идеологические факторы. Вместе с тем анализ истории развития белорусского гражданского права позволил доказать, что на начало формирования законодательства, основанного на подлинных частноправовых началах, не в меньшей мере повлияли географическое положение страны, уровень правовой культуры, правосознания и профессионализма законодателей, идеалы равенства и справедливости.

Генезис принципов гражданского права свидетельствует о закономерном возрастании их значения, усилении их роли в нормотворческой и правоприменительной деятельности, придании им статуса регулятора общественных гражданско-правовых отношений. Наибольшее значение принципы гражданского права приобретают в условиях правового государства. Конституционные положения в государстве, провозглашающем себя правовым, должны базироваться на принципах правового государства, а отраслевые принципы – на положениях Конституции и представлять собой конкретизацию конституционных принципов применительно к конкретной отрасли права. При этом принципы гражданского права в условиях правового социального государства не следует рассматривать как некий «идеальный тип». Необходимо исходить из того, что ограничения принципов гражданского права допустимы, но только на основании закона и при условии четкого соблюдения принципов правового государства [6–А; 8–А; 13–А; 19–А; 38–А; 39–А; 50–А; 53–А].

2. Авторское определение понятия принципов гражданского права как закрепленных в нормах гражданского законодательства либо вытекающих из его положений основных начал, стабильных руководящих положений, определяющих сущность отрасли и цели гражданско-правового регулирования, имеющих общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Поскольку в гражданском законодательстве закреплен открытый перечень принципов гражданского права, представляется обоснованным на законодательном уровне закрепить признаки, позволяющие идентифицировать то или иное начало гражданского законодательства в качестве его отраслевого принципа. К числу сущностных признаков принципов гражданского права, позволяющих квалифицировать отдельные положения законодательства как его основные начала, следует отнести: нормативность, объективность, стабильность, фундаментальный характер и общеобязательность. Совокупность данных признаков целесообразно сконцентрировать в понятии принципов, которое необходимо закрепить в ст. 2 ГК Республики Беларусь.

Законодательное закрепление понятия принципов гражданского права позволит достичь единообразия в понимании данной правовой категории, повысит эффективность ее применения, обеспечит более полную реализацию требований принципов в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Особый статус принципов гражданского права позволяет представить систему гражданского права следующим образом: принципы гражданского права, гражданско-правовые нормы, субинститут, правовой институт, подотрасль права, отрасль права. Именно принципы, как свидетельствует исторический анализ, проведенный в главе 2 работы, послужили отправной точкой формированияи законодательства [17–А; 39–А].

5.  3. Авторское определение понятия функций принципов гражданского права, под которыми следует понимать способность принципов воздействовать на общественные отношения, влиять на их характер с целью эффективного регулирования гражданско-правовых отношений.

Основными функциями принципов гражданского права являются:

индивидуализирующая (принципы индивидуализируют отрасль права, а также конкретизируют общеправовые и конституционные принципы применительно к отрасли гражданского права);

информационная (обеспечивают влияние на правосознание участников гражданских правоотношений, получение ими информации о сущности и специфических особенностях гражданско-правового регулирования);

нормообразующая (задают ориентиры при формировании гражданско-правовых норм, обеспечивая их непротиворечивость и согласованность);

системообразующая (выступают в качестве основных начал при формировании системы гражданского права и гражданского законодательства);

корректировочная (применяются при необходимости устранения противоречий и исправления ошибок в законодательстве);

регулятивная (применяются для разрешения гражданско-правовых споров, в случае обнаружения пробелов в законодательстве, а также в случаях, когда подлежащая применению норма противоречит принципам) [39–А; 51–А].

4.      Сформулировано понятие системы принципов гражданского права и определены ее элементы.

Система принципов гражданского права – это целостное, структурно упорядоченное единство принципов, находящихся во взаимодействии между собой, а также с принципами других отраслей права и обеспечивающих эффективное правовое регулирование гражданско-правовых отношений.

С целью формирования целостной и эффективно действующей системы принципов гражданского права в условиях правового государства предлагается:

–      скорректировать содержание принципов гражданского права с учетом конституционных положений с целью их единообразного толкования. Это предполагает не дублирование положений Конституции, а их конкретизацию с учетом специфики общественных отношений, регулируемых гражданским правом. При установлении принципов и норм гражданского законодательства расширительное толкование конституционных положений недопустимо;

–      отказаться от практики закрепления отдельных конституционных (общеправовых) принципов в нормах гражданского законодательства, исключив из ст. 2 ГК принципы верховенства права и социальной направленности регулирования экономической деятельности. Такая необходимость диктуется самим характером данного вида правовых принципов, которые находятся в структурной связи не с какой-либо одной, а со всей системой правовых норм;

–      исключить из ст. 2 ГК принцип приоритета общественных интересов как противоречащий ст. 23 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности при ограничении субъективных прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты