Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации.
В юр литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:а) по характеру прав связей между субъектами права – в общих и конкретных прав отношх;б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.
Признаки применения норм права:Правоприменит деят-ть осуществл только компетентные гос органы (должностные лица) ; Деят-ть по применению норм имеет гос-властный характер; Содержание правоприменит деят-ти выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда Применение норм права осуществл в строго установленном гос порядке. Акт применения нормы права - это официал прав документ, содержащий индивидуал гос властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр дела.
49 применение права как особая форма реализации прав норм. Стадии процесса применения н п
Применение норм права – это властная деятельность компетентных гос органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев индивидуально определенных лиц.
характерные признаки применения норм права
1 правопри-ю деят-ть осуществл только компетентные гос органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию гос-ва. (мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воинской части)
2 деятельность по применению норм права имеет гос-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.
3 содержание правоприменит деят-ти выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. (приговор суда в отношении лица, совершившего преступление)
4 осуществляется в строго установл законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.
Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Акт применения нормы права - это офиц правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр спора.
Стадии применения права
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.
1. Установл фактич обстоятельств дела. Применение юр норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных, фактов. Эти факты и образуют фактич основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов
2. Выбор и анализ нормы права подлежащей применению к исследуемым фактич обстоятельствам. После установления юр значения рассмотренных обстоятельств дела начинается. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дели.
3. Вынесение решения компетентным органов и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.. Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается – начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.
50 Правоприменительный акт: понятие и виды, отличие он нпа и актов толкования права
Офиц формой и итогом выражения правоприменит деят-ти выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юр делу.Акт применения права —офиц решение компетентного органа по конкретному юр делу, содержащее гос-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.Виды:1. По субъектам, осуществл применение права,: а) акты гос органов и общественных организаций; б) акты главы гос-ва — Президента РФ;в) акты федер органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов РФ;д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;
и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституц-правовые; б) акты админ-правовые; в) акты уголовно-правовые;
г) акты применения матер и процес права.3. По форме правоприменительной деятельности а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение,
4. По функциональному признаку: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов б) правообеспечительные 5. По своему юр значению. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юр делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Правоприменительные акты – государственно властные предписания специально уполномоченные на то субъектов адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими.
Признаки правоприменительных актов:
1 Государственно властный характер
2 Правоприменительные акты принимаются специально уполномоченными на то субъектами (органы госвласти
3 Индивидуальная конкретизация
4 Обязательность для адресатов.
Отличия нпа от акта применения права:
А) По форме нпа это всегда письменный правовой акт в отличие от акта применения .
Б) Нпа регулирует целую сферу общественных отношений, а акт применения права рассчитан на конкретный факт (случай)
В) Нпа обращен к персонально неопределенному кругу лиц, а акт применения права к конкретно определенным лицам.
Г) Нпа рассчитан на долгосрочную реализацию
51 Эффективность правового регулирования.
Эффективность права – его результативность действенность.
C=(А-В) / K
С- эффективность права
А – первоначальное состояние общественных отношений (до воздействия на них норм права)
В – конечное состояние общественных отношений
К – коэффициент затрат которые пошли на реализацию норм права
Условия эффективности правовых норм:
1)Соответствие нормы права уровню экономического и культурного развития общества
2)Реальная потребность в правовом регулировании общественных отношений и возможность их урегулирования с помощью права
3)Соответствие норм права идеям справедливости и свободы.
4)Правовая гласность (доступность правовых норм для населения.
5)Высокая степень совершенства законодательства ( сведение к минимуму противоречий, пробелов, обеспеченность надлежащими санкциями правовых
Оптимизация правового воздействия связана с проблемой преодоления препятствий как фактора снижения эффективности правового воздействия. В качестве некоторых препятствий можно назвать коллизионность правовых средств, отсутствие необходимых правовых форм и процедур, правонарушения, пробелы в праве, дефектность содержания правовых норм и др. Таким образом, оптимизация правового воздействия включает в себя: преодоление препятствий на уровнях правотворчества и правоприменения, создание механизма взаимообеспечения правотворческого и правоприменительного процессов, развитие и совершенствование системы правовых стимулов и ограничений и т.д.
Основными способами совершенствования правового регулирования является совершенствование правотворчества и правоприменения, их оптимальное сочетание, повышение уровня правовой культуры и юр техники, формирование эффективных правовых режимов, способов и средств правового регулирования, образующих основные элементы механизма правового регулирования.
52 Правомерное поведение: понятие и виды.
Правомерное поведение -обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деят-ть в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований.Прав норма предписывает в опред ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия (то есть использовать правовые нормы по своему усмотрению). Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов, ценностей и целей.
виды. Социально-активное поведение. - высокий уровень правомерн поведения, проявляющ в общественно полезной, одобряемой гос-ом и обществом деят-ти в прав сфере. инициативное поведение, становится существ фактором изменений в самой прав системе. определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности.2. Привычное поведение.. Используя метод "проб и ошибок", привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки3. Конформистское поведение. - пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие". 4. Маргинальное поведение- пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин. (угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15