Шпоры для сдачи ГОС экзамена по ТГП в 2010 году

  Ука­зан­ные фор­мы реа­ли­за­ции пра­во­вых норм счи­та­ют­ся не­по­сред­ст­вен­ны­ми, так как пра­во­вые пред­пи­са­ния реа­ли­зу­ют­ся са­ми­ми уча­ст­ни­ка­ми об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Ес­ли же дан­ные фор­мы не по­зво­ля­ют в пол­ном объ­е­ме реа­ли­зо­вать пра­ва и обя­зан­но­сти, пре­ду­смот­рен­ные пра­во­вы­ми нор­ма­ми, воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость в ис­поль­зо­ва­нии при­ме­не­ния пра­ва как осо­бой фор­мы его реа­ли­за­ции.

  В юр литературе  формы реализации права классифицируются по различным основаниям:а) по характеру прав связей между субъектами права – в общих и конкретных прав отношх;б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:Правоприменит деят-ть осуществл только компетентные гос органы (должностные лица) ; Деят-ть по применению норм имеет гос-властный характер; Содержание правоприменит деят-ти выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда Применение норм права осуществл в строго установленном гос порядке. Акт применения нормы права - это официал прав документ, содержащий индивидуал гос властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр дела.

 

49 применение права как особая форма реализации прав норм. Стадии процесса применения н п

При­ме­не­ние норм пра­ва – это вла­ст­ная дея­тель­ность ком­пе­тент­ных го­с ор­га­нов по реа­ли­за­ции пра­во­вых норм от­но­си­тель­но кон­крет­ных жиз­нен­ных слу­ча­ев ин­ди­ви­ду­аль­но оп­ре­де­лен­ных лиц.

ха­рак­тер­ные при­зна­ки при­ме­не­ния норм пра­ва

1 пра­во­при­-ю дея­т-ть осу­ще­ст­в­л толь­ко ком­пе­тент­ные го­с ор­га­ны (долж­но­ст­ные ли­ца) или ор­га­ны об­ще­ст­вен­но­сти по упол­но­мо­чию го­с-­ва. (мэ­рия, пре­фек­ту­ра, суд, ад­ми­ни­ст­ра­ция пред­при­ятия, ко­ман­дир во­ин­ской час­ти)

 2 дея­тель­ность по при­ме­не­нию норм пра­ва име­ет го­с-вла­ст­ный ха­рак­тер. Та­ко­ва дея­тель­ность су­да по осу­ще­ст­в­ле­нию пра­во­су­дия или сле­до­ва­те­ля по рас­сле­до­ва­нию уго­лов­но­го де­ла.

  3 со­дер­жа­ние пра­во­при­ме­ни­т дея­т-ти выра­жа­ет­ся в из­да­нии на ос­но­ве норм пра­ва ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­во­вых пред­пи­са­ний (ак­тов). Эти ак­ты от­но­сят­ся к оп­ре­де­лен­ным жиз­нен­ным слу­ча­ям и ад­ре­су­ют­ся кон­крет­ным ли­цам. (при­го­вор су­да в от­но­ше­нии ли­ца, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние)

  4 осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в стро­го ус­та­нов­л за­ко­ном по­ряд­ке. Осо­бо важ­ное зна­че­ние та­кой по­ря­док име­ет при при­ме­не­нии норм уго­лов­но­го и гра­ж­дан­ско­го пра­ва, обес­пе­чи­вая по­сле­до­ва­тель­ное про­ве­де­ние за­кон­но­сти, глу­бо­кое и все­сто­рон­нее рас­смот­ре­ние об­стоя­тельств кон­крет­но­го юри­ди­че­ско­го де­ла.

  Дея­тель­ность ком­пе­тент­ных ор­га­нов за­вер­ша­ет­ся из­да­ни­ем ак­та при­ме­не­ния нор­мы пра­ва. Он фик­си­ру­ет при­ня­тое ре­ше­ние, при­да­ет ему офи­ци­аль­ное зна­че­ние и вла­ст­ный ха­рак­тер. Акт при­ме­не­ния нор­мы пра­ва - это офи­ц пра­во­вой до­ку­мент, со­дер­жа­щий ин­ди­ви­ду­аль­ное го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ное пред­пи­са­ние ком­пе­тент­но­го ор­га­на, ко­то­рое вы­носит­ся им в ре­зуль­та­те раз­ре­ше­ния кон­крет­но­го юр спо­ра.

  Ста­дии при­ме­не­ния пра­ва

  Пра­во­при­ме­ни­тель­ная дея­тель­ность пред­став­ля­ет со­бой слож­ный про­цесс, со­стоя­щий из ря­да по­сле­до­ва­тель­ных дей­ст­вий – ста­дий.

1. Ус­та­нов­л фак­ти­ч об­стоя­тельств де­ла. При­ме­не­ние юр норм на­прав­ле­но на обес­пе­че­ние их реа­ли­за­ции по от­но­ше­нию к кон­крет­но­му слу­чаю, ко­то­рый скла­ды­ва­ет­ся из оп­ре­де­лен­ных, фак­тов. Эти фак­ты и об­ра­зу­ют фак­ти­ч ос­но­ву при­ме­не­ния норм пра­ва. Имен­но по­это­му ли­ца, при­ме­няю­щие пра­во­вые нор­мы, долж­ны в пер­вую оче­редь ото­брать и чет­ко вы­дел­ить те фак­ты, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для пра­виль­но­го ре­ше­ния­ ю­ри­ди­че­ско­го де­ла; за­тем про­вес­ти тща­тель­ный ана­лиз и оцен­ку ука­зан­ных фак­тов

2. Вы­бор и ана­лиз нор­мы пра­ва под­ле­жа­щей при­ме­не­нию к  ис­сле­дуе­мым фак­ти­ч об­стоя­тель­ст­вам. По­сле ус­та­нов­ле­ния юр зна­че­ния рас­смот­ренных   об­стоя­тельств де­ла на­чи­на­ет­ся. На     этой ста­дии пра­во­при­ме­ни­тель­ный ор­ган пре­ж­де все­го ре­ша­ет во­прос, на ос­но­ва­нии ка­кой нор­мы дол­жно решать­ся  рас­смат­ри­вае­мое   де­ло.  Вы­брать   нор­му  - зна­чит дать пра­во­вую ква­ли­фи­ка­цию (оцен­ку) фак­ти­че­ским об­стоя­тель­ст­вам де­ли.                                                       

3. Вы­не­се­ние ре­ше­ния ком­пе­тент­ным ор­га­нов и до­ве­де­ние это­го ре­ше­ния до за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц и ор­га­ни­за­ций.. Пе­ред вы­не­се­нием кон­крет­но­го ре­ше­ния не­об­хо­ди­мо убе­дить­ся, что об­стоя­тель­ст­ва де­ла ис­сле­до­ва­ны пра­виль­но и с дос­та­точ­ной пол­но­той, что при­ме­няе­мая нор­ма пра­ва от­но­сит­ся имен­но к дан­но­му слу­чаю. На ос­но­ва­нии та­ко­го убе­ж­де­ния ком­пе­тент­ный ор­ган вы­но­сит вла­ст­ное ре­ше­ние, по­сле че­го объ­яв­ля­ет его за­ин­те­ре­со­ван­ным ли­цам и ор­га­ни­за­ци­ям. На этом про­цесс при­ме­не­ния нор­мы пра­ва за­кан­чи­ва­ет­ся – на­чи­на­ет­ся реа­ли­за­ция ак­та при­ме­не­ния нор­мы пра­ва, кон­крет­ных прав и обя­зан­но­стей, оп­ре­де­лен­ных этим ак­том.

 

50 Правоприменительный акт: понятие  и виды, отличие он нпа и актов толкования права

Офиц формой и итогом выражения правоприменит деят-ти выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения компетентных орга­нов по конкретному юр делу.Акт применения праваофиц ре­шение компетентного органа по конкретному юр делу, содержащее гос-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.Виды:1. По субъектам, осуществл применение права,: а) акты гос органов и обществен­ных организаций; б) акты главы гос-ва — Президента РФ;в) акты федер органов власти и управления; г) акты орга­нов власти и управления субъектов РФ;д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых норм различают: а) акты конституц-правовые; б) акты админ-правовые; в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения матер и процес права.3. По форме правоприменительной деятельности а) акты исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание; б) акты правоохранитель­ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение,

4. По функциональному признаку: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов б) правообеспечительные 5. По своему юр значению. Ос­новные — это акты, которые содержат завершенное решение по юр делу (приговор, решение суда). Вспомогательны­ми считаются такие акты, которые содержат предписания, подго­тавливающие издание основных актов (надзора и контроля, про­цедурно-процессуальные).

            В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штра­фа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Правоприменительные акты – государственно властные предписания специально уполномоченные на то субъектов адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими.

Признаки правоприменительных актов:

1 Государственно властный характер

2 Правоприменительные акты принимаются специально уполномоченными на то субъектами (органы госвласти

3 Индивидуальная конкретизация

4 Обязательность для адресатов.

Отличия нпа от акта применения права:

А) По форме нпа  это всегда письменный правовой акт в отличие от акта применения .

Б) Нпа регулирует целую сферу общественных отношений, а акт применения права рассчитан на конкретный факт (случай)

В) Нпа обращен к персонально неопределенному кругу лиц, а акт применения права к конкретно определенным лицам.

Г) Нпа рассчитан на долгосрочную реализацию

             


51 Эффективность правового регулирования.

Эффективность права – его результативность действенность.

C=(А-В) / K

С- эффективность права

А – первоначальное состояние общественных отношений (до воздействия на них норм права)

В – конечное состояние общественных отношений

К – коэффициент затрат которые пошли на реализацию норм права


Условия эффективности правовых норм:

1)Соответствие нормы права уровню экономического и культурного развития общества

2)Реальная потребность в правовом регулировании общественных отношений и возможность их урегулирования с помощью права

3)Соответствие норм права идеям справедливости и свободы.

4)Правовая гласность (доступность правовых норм для населения.

5)Высокая степень совершенства законодательства ( сведение к минимуму противоречий, пробелов, обеспеченность надлежащими санкциями правовых

Оптимизация правового воздействия связана с проблемой преодоления препятствий как фактора снижения эффективности правового воздействия. В качестве некоторых препятствий можно назвать коллизионность правовых средств, отсутствие необходимых правовых форм и процедур, правонарушения, пробелы в праве, дефектность содержания правовых норм и др. Таким образом, оптимизация правового воздействия включает в себя: преодоление препятствий на уровнях правотворчества и правоприменения, создание механизма взаимообеспечения правотворческого и правоприменительного процессов, развитие и совершенствование системы правовых стимулов и ограничений и т.д.

Основными способами совершенствования правового регулирования является совершенствование правотворчества и правоприменения, их оптимальное сочетание, повышение уровня правовой культуры и юр техники, формирование эффективных правовых режимов, способов и средств правового регулирования, образующих основные элементы механизма правового регулирования.

52 Правомерное поведение: понятие и виды.

Правомерное поведение -обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деят-ть в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и тре­бований.Прав норма предписывает в опред ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия (то есть использовать правовые нормы по своему усмот­рению). Они уполномочивают человека самому принимать реше­ния, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.Правомерное поведение представляет собой социально полез­ную деятельность, направленную на удовлетворение государст­венных и правовых, общественных и личных интересов, ценнос­тей и целей.

виды. Социально-активное поведение. - высокий уровень правомерн поведения, проявляющ в общественно полез­ной, одобряемой гос-ом и обществом деят-ти в пра­в сфере. инициативное поведение, становится существ фактором изме­нений в самой прав системе. определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убеж­денностью, сознательно принятой на себя готовностью использо­вать предоставленные правом возможности.2. Привычное поведение.. Используя метод "проб и оши­бок", привыкает повторять именно те действия, за кото­рыми следует устраивающий его результат. Привычка возникает в результате многократного повторения дей­ствий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки3. Конформистское поведение. - пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мне­нию и действиям окружающих, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие". 4. Маргинальное поведение- пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ве­дущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин. (угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты