Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Фед парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Он возглавляет исполнит власть и представляет РФ во внутр и внеш отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутр и внеш политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется фед законом. Без надлежащих сдержек исполнит власть неизбежно подминает под себя законодат и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнит власть формируется представит органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.
Судебная система правосудия - Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом гос-ве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой гос-ти в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении 70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верх Суда РФ устанавливается фз.
71 Правовой статус личности и его эволюция в России в ХХ веке и начале ХХI века
Правовой статус личности – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей личности. Далее стало это понятие расширяться Зорькин, Витрук Николай Васильевич в своих работах постепенно приращивает и усложняют статус личности..
+Субъективные право требует активного поведения обязанной стороны
+Юр. Свобода требует невмешательства в дела (например, свобода вероисповедания)
+Правовой статус личности- система признанных и гарантированных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей. Права и свободы определяют виды возможного поведения человека, признанные и обеспеченные гос-м, обязанности — виды должного поведения личности, обеспеченные силой гос принуждения.
+Правоспособность и дееспособность
+Гарантии прав и свобод
+Льготы и ограничения (в основном связаны с гос.службой)
Таким образом, получаем: Правовой статус личности – это совокупность прав и свобод личности, обладающей право и дееспособностью, с гарантированными государством правами и свободами, и наличием льгот и ограничений.
Понятия «правовой статус». Виды правового статуса1 общий или конституционный статус человека и гражданина;2 специальный или родовой статус определенной категории граждан;3 индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение;4 статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;5 отраслевые правовые статусы;6 статус физического лица...
72. отношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека
В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле - это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д. С другой стороны, эта система общественных правозащитных организаций, таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения.
внутригосударственные: это и деятельность Президента РФ как гаранта прав и свобод, и институт Уполномоченного по правам человека; конституционная юстиция; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти; Прокуратура, Органы внутренних дел, Судебный механизм,. Вышестоящие должностные лица
международно – правовой механизм защиты прав и свобод человека; неправительственные организации (Европейский суд, ООН, Ген.комиссариат по правам человека, проч.). Взаимосвязь гос и негос правозащитных систем происходит в случае, когда человеку требуется полное осуществление его требований на правовую защиту.
73 Законность как особый правовой режим: понятие, принципы. Соотношение законности и правопорядка.
Законность – требование исходящее от государства, адресованное ко всем субъектам права, состоящее в строгой и неукоснительной реализации правовых норм.
Принципы законности:
А)Единство законности на территории государства.
Б) Всеобщность законности
В) Верховенство закона по отношению к подзаконным актам
Г) Реальность законности
Д) неотвратимость юридической ответственности за нарушение законности
Е) связь и непротивопоставление законности и целесообразности (действия в пределах закона)
Соотношение законности и правопорядка (реализованная законность)
Правопорядок – реальное состояние общественных отношений, складывающееся на основе реализации правовых норм.
Общественный порядок – реальное состояние общественных отношений, складывающееся на основе реализации ВСЕХ социальных норм.
74 Внутригосударственное и международное право: формы взаимодействия.
международный договор в системе источников права
КРФ закрепляе источниками права международные договоры, общепризнанные принципы РФ и иностранных гос-в и организаций. Приоритет отдаётся м.неродным нормам. Сегодня даже мировой судья при вынесении своих решений, затрагивающие нормы м.народного права. РФ сегодня стремится к унификации своих правовых норм и подведение его к международному праву. Иными словами норм не должны противоречить др др. В случае их противодействия могут применяться нормы как внутреннего права, так и норм международного права. Применение тех или иных норм зависит от характера правоотношений.
М-н договор в ряде государств занимает 2-е место после конституции, у нас – более низкое. Договоры двух- и многосторонние, могут быть межгос-е, между главами государств, межправительственные и межведомтственные Все межгос-е договоры проходить ратификацию. Если м-н договор вошел в систему права, то все остальные законы должны ему соответствовать. Ст 15 ч 4 – общепризнанные принципы и нормы м-н права, нормы содержатся в соглашениях и договорах, а принципы – в уставах м-н организаций (декларация 1970 года о принципах м-н права), в специальных соглашениях и договорах. Например, принцип соблюдения м-н договоров, неприменения силы, соблюдения прав человека. В качестве источника права могут рассматриваться общие принципы права(аналогия права).
Международное право и внутригосударственное право различаются,
1. По регулируемым ими отношениям. Внутригос-е право регулирует отношения между лицами, находящимися под властью определенного гос-ва, и отношения между этим гос-м и данными лицами. Международное же право регулирует отношения между гос-ми членами семьи народов. Международное право и внутригос-е право различаются
2 по содержанию самого права: в то время как внутригос-е право есть право суверена над отдельными лицами, подчиненными его власти, международное право есть право не над суверенными государствами, а между ними и, следовательно, право более слабое.
Если окажется, что норма внутригос-го права находится в несомненном противоречии с нормой международного права, то гос суды обязаны применить первую. Проблемы соотношения (национального) и междунар права привлекают растущее внимание ученых-международников, а также специалистов в области конституционного права и общей теории государства и права.
Внутригос-е, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право гос регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Междунар право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между госми и другими субъектами
75 Основные модели взаимодействия государства и экономики. Экономические функции современного государства.
2модели- плановая эк-ка и рыночная
Плановая-определяется гос-м. Гос органы составляют планы во всех направлениях (нормы труда, распределения. вложение ден средств, труд ресурсы, без учета мнения населения) Приоритет гос собственности.
Рыночная гос-во фиксирует законы рынка заносит их в нпа. . (- А. Смит, Д. Рикардо, , А. Маршалл) - полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются конкуренция. Тем самым все основные макроэкономические цели - полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. - достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма.
Современная модель российского общества рыночная. Именно за счёт рынка регулируются те или иные вопросы. Государство должно выявлять объективные законы рынка и формулировать их.
Содержание и современные функции государства:
1. Определение основ экономической политики: форм собственности (гос, муницип., частная) Равенство всех форм собственности;
2. Руководство гос. Сектором экономики
3. Защита прав собственников независимо от формы собственности.
4. Создание условий для функционирования всех субъектов экономической деятельности.
Функции.
1) определять основы экономической политики (формы собств-ти, предприним деят-ть, виды юр лиц) 2) руководить гос секторами эк-ки (планировать, нормировать) 3) защищать права собственников, всех!!! 4) создавать условия для нормального функционирования всех субъектов экономич деят-ти (коммуникац, дороги, связь, сырье, раб руки, сбыт и произ-во прод-и)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15