1) По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2) По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3) По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные; 4) По функциям: регулятивные нормы — упорядоч. Обществ. отношения путем закрепления сущ общественных связей в правовых нормах; охранительные нормы —устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения. 5) По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения: 6) По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях НПА: Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение; Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств; Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. 7) По кругу лиц (по предмету регулирования) нормы права подразделяются на: Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).
34. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов (НПА).
Нормы права, как правило, излагаются в НПА, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй НПА. Норма права и статья НПА не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей НПА, выступающей в качестве ее формы. Существуют след. основные способы изложения правовых норм в статьях НПА: 1. Прямой способ изложения - в статье НПА излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи НПА. В действующих НПА такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях НПА или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений. 2. Отсылочный способ изложения - в статьях НПА содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения. 3) Бланкетный способ изложения - в статье НПА устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. 4) Абстрактный способ - фактические данные охватываются родовыми признаками. Например: абз.1 п.1 ст.49 ГК РФ ‘’Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой целью обязанности...’’. Абстрактный способ изложения соответствует более высокому уровню культуры и развития юридической техники. Он позволяет в кратких формулировках охватить все факты данного рода. 5) Казуистический или казуальный способ - это такой способ формулирования норм в статьях НПА, когда фактические данные указываются при помощи индивидуальных признаков. Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, или меры наказания, или правила поведения по которым должны следовать участники правоотношений. 6) Ссылочный способ - отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье НПА в ней делается ссылка к другим нормам, где содержаться нужные предписания. Этот прием применяется для установления связи между частями норм для избежания повторений.
35. Пробелы в праве и способы их преодоления.
Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений. Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел – отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированны нормами права. В юридической литературе различаются первоначальная и последующая пробельность в праве. Первая обусловливается тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных отношений, которые не могли быть предусмотренны законодателем. Главным путем устранения пробелов является правотворчество. Для временного устранения пробела предусмотрено два способа: аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений, близких по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного дела исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли права. Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и административном праве.
36. Нормативные правовые акты как основная форма российского права. Виды и иерархическая соподчиненность нормативных правовых актов в связи с федеральной природой российского государства.
В РФ такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Все НА гос. органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе НА занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными. Высшей юрид. силой среди нормативных актов обладает Конституция РФ, которая определяет организацию гос. власти, закрепляет основы конституц.строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в другихНА. Вторыми по значимости НА являются законы. В юрид. смысле закон – это НА, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы в РФ принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Законы делятся на определенные виды. По значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные. В федер. государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон. Палаты Федерального собрания - Государственная Дума и Совет Федерации - полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Среди НА РФ особое место занимают указы Президента РФ. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы.
Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормат. характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Содержат нормы права и потому относятся к источникам права
37. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц и в пространстве.
Действие в пространстве: НПА того или иного государства, действуют лишь на его территории. При этом под государ. территорией понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. По территориальному критерию все НПА подразделяются на акты: действие которых распространяется на всю территорию государства (Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ); акты, охватывающие определенную ее часть (законы, указы Президента или постановления Правительства, касающиеся определенных районов); акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права. Действие НПА по кругу лиц: НПА издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ". В России, например, по Закону о правовом положении иностр. граждан последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства.
38. Действие нормативных правовых актов (НПА) во времени. Обратная сила закона.
Действие нпа, начин-я с вступления его в силу, а прекращ с момента утраты им юр силы. (ФЗ о порядке опублик и вступления в силу законов РФ- в течение 7 дн с момента принятия закона он должен быть опублик в офиц источнике (Рос Газ, Собр Зак-ва РФ, в теч 10 дней с момента принятия. ФЗ вступ в действие на всей тер-ии РФ в течение 10 дней, а указы Президента РФ - 7 дней)Срок определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие. Нпа действует вечно, если иное не предусмотр законом. утрата им юр силы в результате: 1) истечения срока действия закона или иного НПА, который заранее указывается в самом акте. (издаются, при введении чп на определ тер-и и на определ срок, при создании временных гос органов, действ в переходный период.) 2) прямой отмены действ НПА другим актом, изданным компетентным гос органом. 3) замены действующего нпа другим актом, устанавл в данной области новые правила поведения. обратной силой закона - распространение действия закона на все те случаи жизни и обществ отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу, законы и другие нпа обратной силы не имеют. (в случае возникновения, имущ спора или совершения правонар применяется тот закон, который действовал в то время. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Исключением случаи применения уголовного закона, которые предусматр смягчение отв-ти за опреде деяния или же вообще ее устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15