Шпоры для сдачи ГОС экзамена по ТГП в 2010 году

13 Форма государства. Факторы, влияющие на выбор формы государства.

3 элемента: форма правления ( республика власть осущ. выборными органами, избираемые на опред-ный срок. В республике главой гос. является президент: президентская США, парламентская Германия, Австрия, смешанная Франция Украина, монархия: абсолютная Кувейт, конституционная Япония, дуалистическая россия с 1906 по1917, парламентская Великобритания. Политический режим (демократический- высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществл. его прав, позволяющим ему оказывать влияние на гос., либеральный, авторитарный- не огранич. законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регул-мых гос. общ-ных сфер, тоталитарный полный контроль). Форма государственного устройства( унитарное Япония, федеративное  РФ)

Факторы влияющие на выбор формы гос-ва: 1)расстановка клас-вых сил в обществе на переходном периоде (где какой класс сильнее то и получилось, в Англии монарх уступил часть полномочий, в России уступили и учереждена манифестом гос дума) Во Франции революции и провозглашена Республика; 2) обычаи, традиции ( в Англии жизнь немыслима без монархии); 3) экономически политич зависимые гос-ва от бывших метрополий ( колонии Великобритании: Австралия Индия, Канада) в Африке и Азии учреждены  правит-ва и опред гос органы с назнач ставленниками)  4) Острота межнациональных противоречий ( её степень, по мнению Маркса федерацию с небольшими автономиями там где  национальная непримиримость Балканы, Россия

                  

14 Романо-германская правовая семья (континентальное право): общая характеристика

Романо-герм. пр. семья, являясь самой древней зап-ной пр-вой системой, имеет ряд отлич-ных родовых особенностей: - содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...); - кодифицированность осн-ных отраслей мат-ного и проц-ного права; - разделяет мат. право на частное и публичное, - осн. источ. права признается нормотворчество гос., а судебный прецедент рассматр. лишь как вспомогат. источник; - наряду с соблюд. принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли госв обществе; - в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена - действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...); - структура юридич. профессии предполагает деление на 8 горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридич. советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели. Начало романо-германской пр. семьи юристы-исследователи и историки ведут с XIII в. Согласно романо-германской доктрине обычные законы подразд-тся на кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными. Кроме законов в странах романо-германской системы прин-тся множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодат. решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права. Страны, относящиеся к этой правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми системами этих стран наблюдаются и сущ. различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.


 15 Семья общего права (англо-американское право)

В англосаксонской пр. семье различ. группу англ-ого и амер-ого права. В группу англ. права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Англ. право, в отличие от континентального, развивалось не в унив-тах, не учеными-юристами, а юристами-практиками. Это "право судебной практики", когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Структура права в англ. пр. семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юр. язык совершенно иные, чем в романо-германской пр. семье. В англ. праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедур-му праву, а не материальному. Англия не имеет писаной конституции, ее заменяют акты парламента. Парламент делегирует исполнит. органу власти подзаконное нормотворчество. Законод-во как источник права находится в менее выгодном положении, так как акт парламента требует суд. толкований, которые сами становятся суд-ми прецедентами. Что касается делегир-го закон-ва, то суд офиц-но имеет право его отмены. Другим источником англ. права является закон. Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел одно из ведущих положений в процессе правового регулирования общественных отношений. Классификация английских законод. актов осущ-ся по разл. основ.: по сфере действия - публичные (распростр-ся на неопред-ный круг субъектов и действуют на всей территории гос.) и частные (распростр. свое действие на отдельный круг лиц и отдельные территории). Америк-кое право, развиваясь в рамках общего права, имеет и свои особен-ти. Некоторые исслед-ли выделяют 4 типа америк-го права - формальное и публичное (акты Конгресса и т.п.); публичное, но не формальное (ограничение скорости движения по дорогам и т.п.); формальное и частное (процедура рассмотрения исков, жалоб и т.п.); частное и неформальное (правила жизни в семье). В рамках семьи общего права есть немало специфичного в развитии правовых систем государств, находившихся прежде всего под эгидой Британской империи, а ныне - в Содружестве наций. Канада, Индия, Австралия.


16 Политический режим, разновидности, современные тенденции развития.

Полит. режим это совокупн. способов и методов осущ-ния власти государ. Полит. режимы - делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические. Демократия -  народовластие - это одна из осн. форм устройства любой орган-ции, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим – харак-тся высокой степенью полит. свободы человека, реальным осущ. его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государств. управление обществом. Полит. элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую соц-ную базу. Разные формы правления демок. режимов. Достаточно распростр-ми формами республик. правления являются президентская респ-ка и парламентская респ-ка. Отлич. признаком презид. Респ-ки является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демокр-ом гос., как участники полит-кой жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство полит-ких прав. Современное демократическое государство - это гос правовое, в котором на практике осущ-но разделение 3 властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Недемократические режимы делятся на 2 типа: - тоталитарный - авторитарный. Авторитаризм. Один из наиболее распростр-ных в истории типов полит. системы является авторитаризм. По своим чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не огранич-ный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулир-мых гос. обществен. сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Тоталитаризм. Под тоталитаризмом понимают полит. режим, основ. на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господ-щей идее и организовать полит. систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновид. тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютн. власть гос., полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Фашизм – правоэкстремистское полит. движение, возникшее в обстановке револ. процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный полит. и обществ. строй он возник в Германии. Цель: мировое господ-во арийской расы и соц-ное предпочтение - германская нация.


17 Республиканская форма правления: разновидности, общие черты и отличия.

 Республ. форма правления - власть осущ. выборными органами, избираемые на опред. срок. В республике главой гос-ва является президент, избир-ый разными способами, но из среды граждан гос-ва. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом. Президентская республикапрезидент во главе, избир-мый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы гос-ва и главы правительства. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Презид. республика отлич., как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формир. правительства, отсут. ответст-ти правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответ-но перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Президент может наложить вето на законы принятые парламентом.  Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распр. полномочий, закр. Конституцией, президент, образует систему органов – государств. и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы гос, гаранта конституции.(США, Аргентина,). Парламентская - во главе гос-ва стоит выборное долж. лицо (президент, канцлер и т.п.), а правит-во формируется парламентом и отчитывается за свою деят-ть перед парламентом, а не перед главой гос-ва. Правительство несет политич. ответст-сть за свою деят-ность перед парламентом. Особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формир-тся только парламен-ким путем из числа лидеров партии. Участие президента в формир-нии правительства номинально. Смешанная форма или полупрезидентская - сочетаются признаки парламен. и президен. республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избир. народом, но не является главой исполн-ной власти. Исполнит. властью обладает правит-во, которое несет основную ответств-сть перед президентом и  ограниченную – перед парламентом. В смеш. республ., президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента.  Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В смеш. Респуб. президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.). признаки республики: - сущ. единол-го или коллегиального главы госу­дарства;- выборность на определен. срок главы гос. и других верховн. органов гос. власти;- осущ. гос. власти не по собств-му праву, а по поручению народа;- юрид. ответств-ть главы гос. в случаях, пред­усмотр-х законом;- обязательность решений верх-ной гос. власти для всех других гос. органов;- преимущественная защита интересов граждан гос., вза­имная ответ-ть личности и гос.;- имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и  судебную.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты