18 Форма правления: виды, тенденция развития. Нетипичные формы правления в современном мире.
Формы гос. правления - это структура высших органов гос. власти, порядок их образов-ния и распределения компетенции между ними. Осн. Формы правления: монархия и республика. Монархия может быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной. Республика может быть президентской (дуалистической), парламентской и смешенной. Монархия – это форма правления, в которой глава государства (монарх) занимает престол на праве престолонаследия. Монарх имеет особый статус, обладает полной неприкосновенностью. В абсол. монархии власть монарха ничем не ограничена, кроме естеств-ного права. Сегодня абсол. Монархии сущ. В некоторых африкан. и арабских странах. Сословно-представительная монархия сущест. До абсолютизма и постеп. трансформироф-ась в абсолютную. ЕЕ специфика в том, что монарх привлекал к управлению гос.сословно-представительные органы. Некоторые совр. Абсол. Монархии напр. Ватикан, Саудовская аравия, являются теократическими, т.е. глава гос. Является и глава церкви. В конституци. монархии. Власть монарха ограничена писаной или неписаной конституцией в пользу органов народного представительства. Наиболее распростран. в н. время является парламентарная монархия, которая существ. В большинстве европейсуих стран (в Великобритании, Испании, Нидерландах, Бельгии и т.д.). Республика –форма правления, при которой глава гос. избирается народом или предст. органами власти. 2 типа республик: президентские и парламентарные. Президентские – харк-ся строгим разд. законд. исполн. и судебн.властью и их взаимной независимостью. Правительство формирует президент. Презедент не вправе распускать парламент. Импичмент примен. Строго по правовым, а не по полит. Соображениям. Парламенские республики – (напр. ФРГ) правовое полож. главы гос. сходно с положением монарха- это всего лишь почетная должность с чисто формальн. полномочиями. Президент может распустить парламент. Ключевой фигурой является не президент, а глава правительства. Правит.формир. победивш. На парламентс. Выборах партией, оно несет не только полит, но и юр. ответственность. Смешенные республики. харак-ся гипертрофированными полномочиями президента. В них президент обычно соединяет полномочия. От парламентской респ-ки берутся полномочия распускать парламент. От президент. Берутся полномочия президента в сфере исполнит. Власти. Президент формир. Правительство и руководит его деятельностью. Фигура примьер-министр слабая. Правительство несет полит ответ-ть перед парламентом. Смешанная респуб. Была изобретена во Франции для конкретн. Лидера Шарля Де Голя. Сегодня она сущ. В России и в большинстве стран СНГ. Нетрад. формы правл. в совр. мире. Для некоторых стран Африки харак-на своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного полит. режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Диктату́ра-форма правления, при которой вся полнота гос. власти принадл. одному лицу — диктатору или одному классу (диктатура пролетариата.Олига́рхия- форма правления гос., при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу. Плутокра́тия- форма правл., когда решения правительства опред-ся мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом сущ. глубокое соц. неравенство и низкая соц. мобильность. Тирания-форма гос. власти, установ-ая насильственным путём и основанная на единоличном правлении.
19 Монархическая форма правления и особенности системы госвласти в монархиях.
Абсолютная монархия (Кувейт) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота гос (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юр и фактически находится в руках монарха. Конституцио́нная мона́рхия —(Япония) монархия, власть монарха ограничена конституцией. При конституц монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
Дуалистическая монархия — (Иорданию, Марокко,) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. В Российской империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905 года до 1917 года.Особенность -формально-юр разделение гос власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия (великобритания, Голландия, Швеция )— конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов гос-ва. статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах гос власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.
20 Структура и особенности унитарных государств. Современный унитаризм.
Унитарное гос-во – простое, единое гос-во, части которого являются администр-территориальными единицами и не обладают признаками гос. суверенитета; в нем т единая система высших органов и единая система законодат-ва Унитарное гос-во имеет одну конституцию, одно законод, одно гражданство, единую систему органов гос. власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Правом налогообложения обладает го-во, а не территория. Территории не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные гос-ва бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоят-но решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. В свою очередь централизов. Гос-ва по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных гос-ах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.).Составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодат- органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. Унитарная форма (Китай, Япония, Великобритания и Франция). Современный унитаризм наделение тер единиц полномочиями как следствие их федератазация, Гонконг в китае, процесс децентрализации набирает силу
21 Федерация и федерализм. Виды, признаки и способы образования федеративных государств
Федерация — это единое союзное гос-во, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных гос-в. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают гос- суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии. Федерализм — это одна из двух форм территор. организации гос-ва, предполагающая его сложный, союзный характер; полит. движение за федеративное устройство. Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного гос-ого устройства к федеративному. Суть - разделении и соотношении власти, сосредоточенной в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в гос-ве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Признаки федерации: Система высших органов гос власти представлена как на федеральном, так и на региональном уровне при этом федеральные действуют на территории всего гос-ва, органы субъекта - в границах субъекта. Встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Территория гос-ва состоит из территории всех его субъектов. В федеративном гос-ве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нпа субъектов федерации не противоречащие общегосударств. законам. Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона. виды федераций: 1) В зависимости от основы можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). Союзная -СССР,осн.на автономии - США, 2) Существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные строятся по этническому принципу. В основе территориальных разделение территории на субъекты. 3) федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные - включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные включают в свой состав неравноправные субъекты. С точки зрения способа создания федераций различают: Договорные возникают на основе соглашения, договора, между самостоятельными государствами. Конституционные создаются в результате актов государственной власти. Обычно путем принятия конституции или поправок к ней.
22 Межгосударственные объединения; цели создания, разновидности.
Конфедерации- форма межгосударственного объединения нескольких суверенных самостоятельных государств, носит временный характер, создается для достижения определенных целей, которые определяются в соглашении об образовании конфедерации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15