Шпоры для сдачи ГОС экзамена по ТГП в 2010 году

Правовая культура классифицируется:

по содержанию: знание права, отношение к праву, привычка соблюдать право, правовая активность

по субъективному составу: индивидуальная, групповая, общественная

по уровням: обыденная, профессиональная, теоретическая

Функции: познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.


66 Правовое воспитание как институт правовой социализации: цели, методы. Проблемы правового воспитания в Российском обществе.

Правовое воспитание – комплекс мероприятий направленных на повышение уровня правовой культуры членов общества.

Цели правового воспитания – укрепление законности и правопорядка (с точки зрения общества).

Для личности 2 цели правового воспитания: (дать человеку первичные юридические знания об основных конституционных правах свободах и обязанностях; научить человека юридически грамотно реализовывать свои права, защищать их .

Формы правового воспитания: самовоспитание; правовое просвещение

Проблемы правового воспитания в Российском обществе Правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Но, правовое воспитание может быть успешным лишь тогда, когда его цели отражают состояние общества, тенденции и закономерности его экономического, социального, политического и духовного развития. Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Общие требования общества к правовому (юр) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в офиц документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина»

К методам правового воспитания относятся конкретные и многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых.


67 Механизм правового регулирования общественных отношений: стадии, элементы.

Механизм правового регулирования определяется как правовое регулирование осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Способы правового регулирования – пути юр воздействия, выраженные в юр. нормах и других элементах правовой системы: а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения. Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. В соответствии со стадиями правового регулирования выделяет три основных элемента в механизме правового регулирования: 1) юр нормы; 2) правовые отношения; 3) акты реализации прав и обязанностей. Факультат элементом явл акты применения права.

На 1стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов.

На 2 происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юр факт, который используется для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

3– установление конкретной юр связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоч и обязанных.

4– реализация субъективных прав и юр обязанностей, при которой правовое регул-е достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться.

5 – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения.

Значение элементов механизма правового регулирования связано в целом с укреплением нормативной основы общества, режима законности и стабилизации правопорядка. Итак, механизм правового регулирования строится на взаимосвязях и отношениях следующих элементов: нормы права, правоотношения, актов реализации прав и обязанностей, актов применения права.

68 Методы, способы, типы правого регулирования общественных отношений. Тенденция расширения сферы общедозволительного типа правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1.императивный,

2. диспозитивный.

Неосновные: поощрительный, рекомендательный

3 основных способа правового регулирования. 1способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). 2способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги). 3способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения "(например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение).

предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения.

Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

 Существует два типа правового регулирования. Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права. Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право).


69 Правовое государство: современная концепция и политическая практика.

 Главная идея: правовое государство - государство справедливости.

Принципы: разделение гос власти на ветви, система сдержек и противовесов, приоритет прав и свобод личностиих охрана и гарантированность со стороны гос-ва, верховенство правовых законов, взаимная ответственность гос-ва и личности, связанное в своей деятельности гос-во правовыми звконами.  Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность “положительного” права естественному; постоянство норм естественного права). . Право, прежде всего, должно закреплять максимум прав и свобод граждан, регулировать взаимную ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, закреплять высокий авторитет закона и гарантировать строгое соблюдение его всеми го­сударственными органами, должностными лицами, общественными органи­зациями, должностными лицами, общественными организациями и гражда­нами, обеспечивать эффективную работу правоохранительных органов.

Экономической основой правового государства признается многоук­ладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности.

Социальной основой является саморегулнруемое гражданское общест­во, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного по­рядка и прогресса.

Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гума­низма, справедливости, равенства, свободы личности, уважение ее прав.

Правовой основой выступает совершенное законодательство, соответ­ствующее интересам большинства населения


70 Теория разделения властей, истоки, реализация в Конституции РФ 1993г.

Разделение власти как принцип правового государства. сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье Главное требование принципа разделения властей: для утверждения полит свободы, обеспеч законности и устранения злоупотреблений властью. Власть необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из этих ветвей власти, являясь самост и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции независимо от других ветвей посредством системы органов. Система “сдержек и противовесов”, это совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос власти: законодат, исполнит, судебной (раскрыь по каждой ветви). Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.

                Принцип разделения властей имеет два аспекта.

1) это разделение власти между самими органами гос-ва. Ни одному из органов не принадлежит вся гос власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

2) верховное место обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юр нормы общественной и гос жизни, основные направления внутренней и внешней политики.

Единственным представительным и законодательным органом РФ является - Федер парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается фз. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Гос Думы и Фед собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Фед парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодат, и исполнит, и судебная власти.средствами воздействия парламента на исполнит власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правит-ва, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правит-ва; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты