39. Виды структурных элементов норм права.
Структура правовой нормы – это способ взаимосвязи отдельных компонентов содержания в целостное образование. -структурные элементы, последовательно раскрывающие содержание нормы права. (гипотезы, диспозиции и санкции.)
Гипотеза –те жизнен обстоят-ва, при наличии или отсутствии которых в реальности возникает определ отношения. (юр факты- основанием для возникнов, измен или прекращ правоотн). По строению простые(указано одно обстоят-во с налич или отсутствием, которого связывается действие юр норм) и сложные(действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.).
1) В зависимости от уровня определенности:В определенной гипотезе четко перечис конкретные обстоят-ва, в относительно-определенных - указываются пределы, в кот поведение субъекта явл правомерным Альтернативная ставит действие норм в зав-ти от одного из нескольких перечисл в законе обстоятельств.
2) В завис-ти от степени обобщения фактич обстоят-в и предписываемых ими действий различают: Казуальное изложение простое перечисление регулир нормой фактич обстоят или предписываемых ею действий. Абстрактное изложение - это изложение путем обобщения фактич обстоят или предписываемых нормой действий с использ их общих родовых признаков, различных юр терминов, конструкций (например, “вина”, “юридическое лицо” и г. п довольно громоздко и, свидетельст о низком уровне юр техники. оставляет место для пробелов
Диспозиция – это элемент юр нормы указыв на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности на страже которого стоит гос-во. Простые и сложные. Простая - указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. (п.1. ст. 269 ГК РФ ‘’Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...)’’. Сложная или описательная указывает и перечисляет все существ признаки поведения. (ст. 249 ГК РФ ‘’Каждый участник долевой соб-ти обязан соразмерно со своей долей участв в уплате налогов…)Определенные, относительно-определенные, альтернативные. (аналогично с гипотезами)По методу регулирования - императивные и диспозиционные.
1) По хар-ру предписания: управомочивающие,( разрешают, устанавл меру возможного поведения) обязывающие (предписания, что необход делать при разл обстоят-х т.е. возлагают на лицо юр обязанность, устанавл меру должного поведения), запрещающие (устанавл от каких действий необход воздерживаться). По функции -на регулятивные и охранительные.Санкция – это логически завершающий элемент, представл такую часть, указывающую на неблагопр последствия, возникающ в случае нарушения этой нормы права. 1) Простые и сложные. 2)Определенные, относит-определенные и альтернативные.3)По отраслям: уголовные, гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные.4)по хар-ру воздействия: негативные (ретроспективные) и позитивные.Восстановительные (направл на принудит исполнение обязан-й, восстановл- прав) и карательные (предусматр- ограничение прав нарушителя, возлож на него спец обязанностей либо его официальное порицание).
40. Критерии качества нормативных правовых актов (юридические, языковые, логические, социальные).
Критерии качества нпа— требования, предъявле к процессу выработки прав акта, основанные на методах юр техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулир общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости прав акта, соответствия понятий, использова в акте, объективным явлениям окружающей действит-ти, подразделяются на 3 большие группы: 1)Юридич (законность)2)языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юр текстов, однозначности использ в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм); 3)логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);4)гносеологические (правила отражения социал явления адекватными лингвистич средствами, точности определения предмета регулир правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).
41. Система права и система законодательства.
Сист права (СП) - это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и прав институты в соотв-и с предметом и методом прав регул-я. Сист права хар-ся такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юр норм, образующих право, определяется: 1)единством выраженной в них государственной воли; 2)единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; 3)единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; 4)единством конечных целей и задач.
Множество юр норм образует систему права. Прав нормы явл первичным элементом СП, это значит, что именно из их сочетаний складываются как система права в целом, так и её отдельные компоненты условия: 1 Взаимодейств с друг другом. 2 Были внутренне едиными должны выражать единую гос волю, подчиняться единым принципам. 3. Обладали внутренней согласованностью .Правовая система - совокупность взаимосвяз, соглас-х и взаимод правовых средств, регулир общественные отношения, а также элементов, хар-их уровень правового развития той или иной страны правовая система охватывает: 1 Систему права. 2 Систему зак-ва. 3 Прав институты и правовые учрежд (правотворч и правоприменит). 4 Прав понятия, принципы, символику. 4 Прав политику, идеологию, культуру. 5 Ю практику. Сист зак-ва - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержат и структурные характеристики права.
Соотношение
1) сист права выступает как внутр форма права (его строение по отраслям и институтам), то зак-ва - как внеш форма права, система нпа 2) Сист права хар-ет взаимосвязи между ее основн элементами, так же как и система заква. Систему права и систему отличия 1) Первичным элементом сис права является норма права, а сист заква – нпа 2)Сист права склад историч, в соотв с общ-ми интересами и отнош-ми, а сист зак-ва обусловлена волей законодателя;3)Сист права выступает в качестве содержания, а система зак-ва в качестве формы права;4)Сист права имеет первичный хар-р, явл основой сист зак-ва. 5)Сист права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а систзак-ва строится по юрсиле (по вертикали). В связи с этим в сист зак-ва, в завис от формы гос устройства, выделяются конституц, федер, местные законы и подзак акты, структурированные по юр силе. различаются по объему: зак-во не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему: общая и особенная части, разделы, главы, статьи.Несовпадение связано с тем, что систематизация зак-ва осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соотв отраслей права.
42. Отрасль права. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права.
отраслью права -совокупность прав норм, специфич образом регулир качественно однородн группу обществ отношений. Каждая отрасль права имеет собственный предмет. (гражданск права -имущ и связанные с ними личные неимущ отношения, административного права -общ отнош, складывающ в процессе осуществл исполнительно распорядит деят-ти органов гос управления) основными критериям деления норм права на отрасли явл: метод и предмет прав регул-я. метод прав регул- способ правов воздействия со стороны гос-ва на поведение участников обществ отношений. два метода– императивный и диспозитивный. Но в рамках каждой отрасли права они видоизменяются, получая свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования и характеризуются понятием правового режима.
Понятие «правовой режим» призвано полнее характеризовать своеобразие правового регулирования каждой отрасли. Зачастую в основе конкретного правового режима лежит определенное сочетание автономного и императивного методов. В своем наиболее «чистом» виде указанные методы проявляются в гражданском праве (автономный метод), в уголовном и административном праве (императивный метод).
Указанные отрасли материального права, наряду с соответствующим отраслями процессуального права (гр-проц, уг-проц, админ-проц), образуют основные отрасли системы норм права. Во главе -отрасль конституц права, определяющая основные нормативные начала развития других отраслей. в системе норм права выделяют также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, финансовое право, уголовно-исполнит право, налоговое право и др.В крупных правовых отраслях выделяют подотрасли, состоящие из ряда правовых институтов, имеющих опред родовую обособл. (в отрасли гражд -подотрасли авторское, жилищное, наследств право)
43. Институт как элемент системы права: свойства, классификация.
Правовой институт - совокупность норм, регулир определ участок (сторону) однород обществ отнош-й— сравнит небольшая, устойчивая группа прав норм, регул определ разновид-ть обществ отношений. Прав институты регламентир отдельные участки, фрагменты, стороны обществ жизни(. купли-продажи, дарения, наслед) Институт — составная часть, блок, звено отрасли, институты функцион в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее. свойства: а) однородность фактич содержания (кажд институт предназнач для регулир относит обособл группы отношений либо отдел поступков людей) б) юр единство прав норм
в) нормативная обособлг) полнота регламентируемых отношений.
Виды (классификация): по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. . на материальные и процессуальные на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей (институт госсобственности, институт опеки и попечительства. Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным,имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражд праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15