Шпоры для сдачи ГОС экзамена по ТГП в 2010 году

39. Виды структурных элементов норм права.

Структура правовой нормы – это способ взаимосвязи отдельных компонентов содержания в целостное образование. -структурные элементы, последовательно раскрывающие содержание нормы права. (гипотезы, диспозиции и санкции.)

Гипотеза –те жизнен обстоят-ва, при наличии или отсутствии которых в реальности возникает определ отношения. (юр факты- основанием для возникнов, измен или прекращ правоотн). По строению простые(указано одно обстоят-во с налич или отсутствием, которого связывается действие юр норм) и сложные(действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.).

1)                   В зависимости от уровня определенности:В определенной гипотезе четко перечис конкретные обстоят-ва, в относительно-определенных - указываются пределы, в кот поведение субъекта явл правомерным Альтернативная ставит действие норм в зав-ти от одного из нескольких перечисл в законе обстоятельств.

2)                   В завис-ти от степени обобщения фактич обстоят-в и предписываемых ими действий различают:    Казуальное изложение простое перечисление регулир нормой фактич обстоят или предписываемых ею действий. Абстрактное изложение - это изложение путем обобщения фактич обстоят или предписываемых нормой действий с использ их общих родовых признаков, различных юр терминов, конструкций (например, “вина”, “юридическое лицо” и г. п довольно громоздко и, свидетельст о низком уровне юр техники. оставляет место для пробелов

Диспозиция – это элемент юр нормы указыв на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности на страже которого стоит гос-во. Простые и сложные. Простая - указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. (п.1. ст. 269 ГК РФ ‘’Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...)’’. Сложная или описательная  указывает и перечисляет все существ признаки поведения. (ст. 249 ГК РФ ‘’Каждый участник долевой соб-ти обязан соразмерно со своей долей участв в уплате налогов…)Определенные, относительно-определенные, альтернативные. (аналогично с гипотезами)По методу регулирования - императивные и диспозиционные.

1)                   По хар-ру предписания: управомочивающие,( разрешают, устанавл меру возможного поведения) обязывающие (предписания, что необход делать при разл обстоят-х т.е. возлагают на лицо юр обязанность, устанавл меру должного поведения), запрещающие (устанавл от каких действий необход воздерживаться).  По функции -на регулятивные и охранительные.Санкция – это логически завершающий элемент, представл такую часть, указывающую на неблагопр последствия, возникающ в случае нарушения этой нормы права. 1) Простые и сложные. 2)Определенные, относит-определенные и альтернативные.3)По отраслям: уголовные, гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные.4)по  хар-ру воздействия: негативные (ретроспективные) и позитивные.Восстановительные (направл на принудит исполнение обязан-й, восстановл- прав) и карательные (предусматр- ограничение прав нарушителя, возлож на него спец обязанностей либо его официальное порицание).


40. Критерии качества нормативных правовых актов (юридические, языковые, логические, социальные).

Критерии качества нпа— требования, предъявле к процессу выработки прав акта, основанные на методах юр техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулир общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости прав акта, соответствия понятий, использова в акте, объективным явлениям окружающей действит-ти, подразделяются на 3 большие группы: 1)Юридич (законность)2)языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юр текстов, однозначности использ в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм); 3)логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);4)гносеологические (правила отражения социал явления адекватными лингвистич средствами, точности определения предмета регулир правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).


41. Система права и система законодательства.

Сист права (СП) -  это  внутренне  строение  права, деление его на отрасли, подотрасли и прав институты  в  соотв-и  с предметом и методом  прав  регул-я. Сист права  хар-ся  такими  чертами,  как  единство,  различие, взаимодействие,  способность  к  делению,  объективность,   согласованность, материальная обусловленность. Единство юр норм,  образующих  право, определяется: 1)единством выраженной в  них  государственной  воли; 2)единством правовой системы, в рамках  которой  они  существуют  и действуют;  3)единством  механизма  правового  регулирования,  его исходных  принципов;  4)единством  конечных   целей   и   задач.

Множество юр норм образует систему права. Прав  нормы  явл первичным элементом СП, это значит, что именно  из  их  сочетаний складываются как система права в целом, так и её  отдельные  компоненты условия: 1 Взаимодейств с друг другом. 2  Были  внутренне  едиными  должны выражать единую гос волю,  подчиняться единым принципам. 3. Обладали внутренней  согласованностью .Правовая   система   -   совокупность   взаимосвяз,   соглас-х   и взаимод правовых средств, регулир общественные  отношения,  а также элементов, хар-их уровень правового  развития  той  или  иной страны  правовая система  охватывает:  1  Систему   права.   2   Систему зак-ва.   3   Прав    институты    и    правовые    учрежд (правотворч  и  правоприменит).  4  Прав  понятия,  принципы, символику.  4  Прав  политику,  идеологию,   культуру.   5   Ю практику. Сист  зак-ва  -  совокупность  нормативно-правовых   актов,   в которых   объективируются   внутренние    содержат    и    структурные характеристики права.

Соотношение

1) сист права выступает как внутр форма права (его строение по отраслям и институтам), то зак-ва - как внеш форма права, система нпа 2) Сист права хар-ет взаимосвязи между ее основн элементами, так же как и система заква. Систему права и систему отличия 1) Первичным элементом сис права является норма права, а сист заква – нпа 2)Сист права склад историч, в соотв с общ-ми интересами и отнош-ми, а сист зак-ва обусловлена волей законодателя;3)Сист права выступает в качестве содержания, а система зак-ва в качестве формы права;4)Сист права имеет первичный хар-р, явл основой сист зак-ва. 5)Сист права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а систзак-ва строится по юрсиле (по вертикали). В связи с этим в сист зак-ва, в завис от формы гос устройства, выделяются конституц, федер, местные законы и подзак акты, структурированные по юр силе. различаются по объему: зак-во не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему: общая и особенная части, разделы, главы, статьи.Несовпадение связано с тем, что систематизация зак-ва осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соотв отраслей права.


42. Отрасль права. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права.

отраслью права -совокупность прав норм, специфич образом регулир качественно однородн группу обществ отношений. Каждая отрасль права имеет собственный предмет. (гражданск права -имущ и связанные с ними личные неимущ отношения, административного права -общ отнош, складывающ в процессе осуществл исполнительно распорядит деят-ти органов гос управления) основными  критериям деления норм права на отрасли явл: метод и предмет прав регул-я. метод прав регул-  способ правов воздействия со стороны гос-ва на поведение участников обществ отношений. два метода– императивный и диспозитивный. Но в рамках каждой отрасли права они видоизменяются, получая свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования и характеризуются понятием правового режима.

Понятие «правовой режим» призвано полнее характеризовать своеобразие правового регулирования каждой отрасли. Зачастую в основе конкретного правового режима лежит определенное сочетание автономного и императивного методов. В своем наиболее «чистом» виде указанные методы проявляются в гражданском праве (автономный метод), в уголовном и административном праве (императивный метод).

Указанные отрасли материального права, наряду с соответствующим отраслями процессуального права (гр-проц, уг-проц, админ-проц), образуют основные отрасли системы норм права. Во главе -отрасль конституц права, определяющая основные нормативные начала развития других отраслей. в системе норм права выделяют также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, финансовое право, уголовно-исполнит право, налоговое право и др.В крупных правовых отраслях выделяют подотрасли, состоящие из ряда правовых институтов, имеющих опред родовую обособл. (в отрасли гражд -подотрасли авторское, жилищное, наследств право)


43. Институт как элемент системы права: свойства, классификация.

Правовой институт - совокупность  норм,  регулир  определ  участок (сторону)  однород  обществ  отнош-й—  сравнит  небольшая,  устойчивая  группа  прав норм, регул определ разновид-ть обществ  отношений.  Прав институты регламентир отдельные  участки,  фрагменты, стороны  обществ  жизни(.  купли-продажи, дарения, наслед) Институт  —  составная  часть,  блок,   звено отрасли, институты функцион в тесной  взаимосвязи  друг  с  другом  —  как  внутри  данной отрасли, так и вне ее.  свойства: а) однородность фактич содержания (кажд институт предназнач для регулир относит обособл группы отношений либо отдел поступков людей) б) юр  единство прав норм

в) нормативная обособлг) полнота регламентируемых отношений.

Виды (классификация):  по  отраслям  права  на  гражданские,  уголовные,  административные, финансовые  и  т.д.  . на материальные  и  процессуальные   на отраслевые  и  межотраслевые  (или  смешанные)простые  и   сложные   (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Внутриотраслевой  институт  состоит  из  норм   одной   отрасли   права,   а межотраслевой  —  из  норм  двух  и  более  отраслей (институт госсобственности, институт опеки и попечительства. Простой институт, как правило,  небольшой  и  не  содержит  в  себе  никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно  крупным,имеет в своем составе более мелкие самостоятельные  образования,  называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражд праве  включает  в себя институт штрафа, неустойки, ответственности. Регулятивные   институты   направлены   на   регулирование   соответствующих отношений, охранительные — на их  охрану,  защиту  (типичны  для  уголовного права),  учредительные  —  закрепляют,   учреждают,   определяют   положение (статус) тех  или  иных  органов,  организаций,  должностных  лиц,  а  также граждан (характерны для государственного и административного права).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты