57 Правотворчество: понятие и принципы
Правотворчество - это деятельность гос органов по принятию, изменению и отмене юр норм. Субъектами правотворчества выступают гос органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п. наделенные соотв полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность представляет собой деятельность активную, творческую, гос-ю; - основная продукция его — юр нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юр прецедентах); - Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Формы и виды правотворческой деятельности
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество гос органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юр силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
3) подзаконное правотворчество (нормы права принимаются и вводятся в действие - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, и проч.)
58 Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нпа для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника
Виды юридической техники:
1Правотворческая;
2Правореализационная;
Средства выражения воли законодателя:
1Нормативное построение (гипотеза, диспозиция, санкция)
2Системное построение (отрасль=>подотрасль)
3Юридические конструкции , например, термины, определения (даваемые обычно вначале НПА);
4Средства словесно-документального изложения нпа (реквизиты, структурное построение акта, стиль нпа-система приёмов наиболее целесообразного использования языковых средств нпа)
Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.
Методы юр техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нпа. К их числу относятся, 1), методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), 2), общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), 3) частнонаучные методы, к которым относятся как методы юр науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нпа.
Правила юр техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юр техники. Правила юр техники подразделяются на 3 группы:
языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юр текстов, однозначности использ в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).
Приёмы юр техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юр техники в соответствии с её правилами.
Средства юр техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
Значение юр техники
Соблюдение правил юр техники при подготовке законопроектов,— залог их качества, целостности структурированности логичности и понятности законов.
59 Законотворчество: стадии и формы. Законодательный процесс по КРФ .
Законотворчество - это вид гос деят-ти, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в нпа в конкретном источнике права
целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).
Законотворческий процесс это особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, с использованием специального юр «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет формирование гос воли, выступающей содержанием правовых норм
Стадии законотворческого процесса.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:
1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции.
инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Фед; члены Совета Фед; депутаты ГД; Правительство; представительные органы субъектов РФ; Конст Суд; Верховный Суд; ВАС РФ. Суд органы обладают правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Гос Думу. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Гос Думы. ФЗ принимаются Гос Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Сов Фед. ФЗ считается одобренным Сов Фед, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Сов Фед. В случае отклонения ФЗ Сов Фед палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, затем ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос Думой. Некоторые законы, принятые Гос Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Фед.(законы, связанные с вопросами фед бюджета; фед налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации междунар договоров РФ; статуса и защиты Гос границы РФ; войны и мира).
Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится 14 дней. Вместе с тем если Президент отклонит его, то Гос Дума и Совет Фед в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.
Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
60 Систематизация нормативных актов: понятие и виды. систематизация - это упорядочение нпа, приведение их в определенную систему.
виды систематизации и формы систематизации: 1Инкорпорация- соединение в один сборник ранее разрозненных нпа не меняя содержание этих актов. 2.Кодификация – объединение в один нормативный акт ранее разрозненных нормативных актов с существенной переработкой их содержания (отмена устаревших, корректировка действующих, принятие абсолютно новых норм. 3.Консолидация – сведение в одни нормативный акт ранее разрозненных нормативных актов по конкретному вопросу путем сложения действующих норм права, исключаются повторы, противоречия (обычно различные правила). 4Официальный учет нпа – главный смысл поддержка в контрольном состоянии.
61Толкование права: значение, способы. Акты толкования правовых норм
Толкование норм права. - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Цель - правильное и единообразное понимание юр предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. включает в себя два самостоятельных компонента: Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.
В зависимости от юр последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование. Официальное -уполномоченными на то субъектами — гос органами, должностными лицами, общественными организациями, закрепляется в спец акте и имеет обязательное значение для других субъектов. является юр значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими офиц статуса, (короче любым человеком) обыденное, профессиональное и доктринальное (научное). Официальное толкование двух видов — нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичное - разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения (пояснения, разъяснения к приказу №…. К порядку заполнения…). Юр практика знает легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты. Казуальное толкование сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель— правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15