Регламенты работы органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление Интернет-сайтов. Сайты нередко не содержат сведения о порядке и условиях оказания услуг гражданам и организациям. Отсутствует доступный единый реестр государственных услуг с информацией об условиях их получения, а также общая информационно-справочная система по взаимодействию населения с органами власти. Гражданам и организациям не доступна открытая информация, содержащаяся в ведомственных базах данных.
Анализ текущей ситуации на региональном уровне показывает, что «сервисная функция» государства, к которой относится предоставление государственных услуг, для большинства администраций субъектов РФ не является первостепенной, ни по степени значимости для развития территорий, ни с точки зрения показателей, по которым проводится оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[14].
Ведомственные Интернет-сайты практически не используются для поддержки предоставления гражданам государственных услуг. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным ими Интернет-сайтам и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.
В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными и региональными органами государственной власти.
Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг гражданам и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде.
Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами связано с большой потерей времени и длительными задержками, что создает значительные неудобства для граждан.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики[16].
Цели и задачи формирования электронного правительства
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
- повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
- развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, основанных на использовании современных ИКТ;
- предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;
- создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
- внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, гражданами и организациями, а также контроля за использованием государственных информационных систем.
Основными программными нормативными правовыми актами по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в настоящее время являются:
· Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
· Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет"
Анализ вышеперечисленных актов показал, что сформированная нормативная правовая база является разрозненной и не обеспечивает комплексного решения задач по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Российской Федерации, обозначенных в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года и Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
Законопроект, внесенный в Государственную Думу и прошедший первое чтение, «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» призван решить накопившиеся вопросы, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти всех уровней деятельности по предоставлению услуг физическим лицам и организациям, а также по исполнению государственных (муниципальных) функций. В частности, законопроектом предусматривается принятие следующих нормативных правовых актов:
· Перечень предоставляемых организациями государственных (муниципальных) услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, а также иных сферах, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения.
· Порядок проведения мониторинга предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций в Российской Федерации.
· Перечень платных услуг, предоставляемых организациями, участвующими в предоставлении (исполнении) государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, порядок установления и взимания платы с заявителей.
· Перечень платных услуг, предоставляемых организациями, участвующими в предоставлении (исполнении) услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок установления и взимания платы с заявителей.
· Порядок и условия использования электронных идентификационных карт.
· Правила межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций в электронном виде.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12