Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях

Наркотизации способствует личностная незрелость подростков, которая не позволяет им в полной мере ощущать психологическую поддержку и защиту семьи и родственников, испытывать самоуважение, самостоятельно преодолевать проблемы, находить конструктивные решения и добиваться успехов в жизни. Именно подростки и молодежь, как показывают исследования (например, социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды в Республике Татарстан, проведенный доктором социологических наук Ю. Ю. Комлевым), проведенные в Республике Татарстан наиболее подвержена риску наркотизации, поэтому неудивительно, что респонденты чаще выбирали возрастную категорию «подростки».

По-вашему, мнению, какой профиль должен иметь специалист, работающий по профилактике наркотизации населения?

40% (12 человек) от опрошенных считают, что педагог, столько же процентов – психолог, остальные 20% – выбрали медицинского работника, сотрудника правоохранительных органов и менеджера профилактической работы.

«Как вы считаете, должны ли принимать участие представители правоохранительных органов в работе по профилактике наркотизации населения?» – все участники опроса ответили на этот вопрос утвердительно.

«Если да, то в какой степени» 80% (24 человека) участников опроса ответили: «представитель правоохранительных органов должен вести тесное сотрудничество со специалистом по профилактической работе». Действительно, сотрудники правоохранительных органов должны принимать активное участие в антинаркотической работе, поскольку силовые структуры влияют на потребление и приобщение к наркотикам, в особенности подростков. Единственное, что в поле зрения правоохранительных органов попадает, в силу высокой латентности наркотизма, лишь незначительная часть тех, кто приобщается к наркопотреблению.

20% ответили, что сотрудник правоохранительных органов должен пресекать правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и вести работу по вторичной профилактике.

Следовательно, представители правоохранительных органов должны сделать акцент на профилактике наркопотребления, уделить внимание работе с детьми и подростками «группы риска».

«По вашему мнению, какой сфере необходимо уделить наибольшее внимание в вопросе профилактики наркотизации?» – на этом вопросе ответы получились разноплановые. Так, профилактической работе с семьей отдали свои голоса 12 человек, работе по профилактике наркотизации в образовательных учреждениях – 3 человека, досугу, спорту, культуре – 8 человек. 1 человек считает, что в нет необходимости какой-то сфере уделять большее внимание, потому что в городе и так идет целенаправленная работа по профилактике наркотизации. Также было отмечено, что досуг, спорт, культура должны стать доступнее для населения, а для отдельных категорий населения и бесплатными.

6 человек обозначили проблему «созависимости» как наиболее сложную и требующую активного вмешательства, как со стороны государства, так и общества в целом. Жизнь с человеком, страдающим зависимостью от психоактивного вещества, коим является алкоголь и наркотики, вызывает разочарование, гнев и обиду – все это подрывает здоровье. Члены семьи также становятся больными. Их болезнь называется созависимостью. Она столь же мучительна и опасна, как и ставшие ее причиной наркомания, и она тоже может привести к разрушению личности и даже смерти. Созависимость сложна, комплексна и многолика, ею страдают не только родственники наркоманов, но и люди, которые находятся в тесном взаимодействии с больными, например у людей с «помогающими» профессиями. Созависимость – самая распространенная болезнь в мире. Практически полное отсутствие информации по вопросам созависимости для населения и специалистов не позволяет определить эту проблему.

На вопрос, какие учреждения ведут наиболее целенаправленную антинаркотическую работу в городе, больше всего ответов было «общеобразовательные учреждения», «центры дополнительного образования», «вузы», «среднеспециальные учебные заведения», «Управление по делам молодежи и спорту». Ответы респондентов можно увидеть на рисунке Л.4. Это говорит о том, что профилактика должна быть направлена, прежде всего, на целевую группу – молодежь, особенно подростки.

«Как вы считаете, должны ли средства массовой информации принимать участие в работе по профилактике наркотизации населения?» – на этот вопрос все респонденты ответили утвердительно.

Средства массовой информации являются в настоящее время одним из основных каналов трансляции и освещения темы наркотиков. Они оказывают наибольшее информационное воздействие на формирование представлений о социальных, экономических, медицинских и правовых аспектах проблемы наркотизма. Средства массовой информации должны вести мощную пропаганду здорового образа жизни и резко критиковать социально-негативные явления, а также обязательно консультироваться со специалистами по вопросам организации профилактической работы – такого мнения придерживаются все участники опроса.

Информационно-пропагандистская работа в городе позволяет существенно поднять уровень информированности населения о вреде наркотиков для здоровья. Тематическая и смысловая направленность антинаркотических материалов в целом достигает своей профилактической цели.

Основные эффекты, которые оказывает антинаркотическая пропаганда на сознание и поведение различных категорий населения состоит в том, что она предупреждает об опасности наркомании, объясняет медицинские и социальные последствия наркомании, просвещает, вызывает страх перед наркотиками, формирует установку на здоровый образ жизни без наркотиков, приводит к отказу от наркотиков.

Наиболее эффективны такие формы антинаркотической работы, как: реклама престижности здорового образа жизни, специальные программы на телевидении и радио, программы в образовательных учреждениях, антинаркотические эстрадные концерты, спортивные мероприятия под девизом «спорт – против наркотиков», антинаркотические публикации в периодической печати, дискуссии и выступления в СМИ авторитетных ученых и специалистов. Информационно-пропагандистская работа в городе в целом достигает своих целей, повышает информированность групп риска о вреде наркотиков, предупреждает об опасности заболевания наркоманией, СПИДом, гепатитом. Следовательно, это направление антинаркотической работы нуждается в дополнительной политической, организационной, научно-методической поддержке и достаточном финансировании. Ответы респондентов на 14 вопрос анкеты представлены в матрице ответов приложении Л.

По мнению респондентов, к постоянной антинаркотической работе необходимо больше привлекать молодежные объединения и организации, а также религиозные организации (по данным рисунка Л.5). Существует только проблема, как стимулировать их работу.

По мнению респондентов, основными приоритетами в антинаркотической политике государства должны быть: законотворческая работа по ужесточению уголовной ответственности за производство и распространение наркотиков; создание условий для учебы, спорта и культурного досуга молодежи; активизация борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью; решение социально-экономических проблем (уменьшение безработицы, повышение уровня жизни); повышение роли семьи и родителей в воспитании детей и профилактике подростковой наркотизации.

Следующие вопросы анкеты касались непосредственно учреждений, где работает опрашиваемый специалист. Как оказалось, в каждом учреждении проводится активная работа по профилактике наркомании, которая способствует снижению заболеваемости наркоманией, способствует формированию здорового образа жизни. Этому способствуют проводимые учреждениями конкурсы, беседы, акции, развлекательные и спортивные мероприятия антинаркотической тематики, изготовление антинаркотических уголков, выпуск стенгазет и плакатов (по данным рисунка Л.6). Соответственно на вопрос анкеты «Профилактическая работа в вашем учреждении ведется» на высоком уровне ответили 80%, на среднем уровне – 20% (по данным рисунка Л.7). Почти все респонденты ответили, что в городе необходимы новые способы антинаркотической работы, внедрение проектов и программ для муниципальных учреждений, общественных и религиозных объединений.

Из предложений, которые внесли респонденты, наиболее интересными оказались: открытие центра медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, трудоустройство больных наркоманией, внедрение программы для вузов и ссузов «Культура здоровья», открытие центра профилактической работы в городе.

Таким образом, полученные данные исследования свидетельствуют о позитивных тенденциях в оценке деятельности муниципальных учреждений в сфере профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения, в том числе подростков и молодежи. Анализируя ответы респондентов, можно сделать вывод, что в городе Нижнекамске муниципальными учреждениями ведется целенаправленная работа по профилактике наркотизации, которая способствует снижению заболеваемости наркоманией, способствует формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения. Выяснилось, что работа по профилактике наркотизации направлена на подростков, как наиболее подверженную риску наркотизации категорию. Разнообразные профилактические мероприятия воздействуют на сознание и поведение подростков, молодежи. Выяснилось, что к мероприятиям необходимо больше привлекать общественные и религиозные организации, представителей правоохранительных органов, средства массовой информации, которые должны вести мощную пропаганду здорового образа жизни. Такая работа должна носить не запугивающий и негативный характер, а основываться на позитивной профилактике. Необходимо уделить внимание работе с семьей, с созависимыми, а также досугу, спорту, культуре как приоритетным сферам профилактической работы.

В целом профилактика социально-негативных явлений в Нижнекамске относительно других городов Республики Татарстан оценивается на высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты мониторинга в Республике Татарстан. А муниципальными учреждениями на основе проведенного исследования проводится значительная работа по профилактике наркотизации населения.

3. Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях


3.1 Отечественный опыт работы по профилактике наркотизации населения. Реализация антинаркотической работы в Республике Башкортостан


Эффективность решения проблем наркотизации населения напрямую зависит от выбора адекватной модели антинаркотической политики. Для этого необходимо иметь фактические данные о мировых тенденциях и опыте применения различных стратегий, их обоснованности. Крайне важным на современном этапе развития антинаркотической политики беспристрастно оценить имеющуюся систему сдерживания распространения употребления наркотических веществ, заболеваемости наркоманиями, а также результаты уже проводившихся в стране мероприятий [43, с. 143].

Чрезвычайная острота проблемы, связанной с распространением наркомании, предопределяет необходимость системного подхода к решению задач в данной сфере. Он включает в себя законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности, определение состава и порядка взаимодействия участников антинаркотической работы, назначение целей и задач на ближайшую и дальнюю перспективу, выработку механизма отслеживания наркоситуации, воздействия на нее с целью достижения поставленных целей и тому подобное [43, с. 106].

В республике Башкортостан сформирована определенная, реально действующая система противодействия наркоугрозе, где важнейшей задачей, возложенной на правоохранительные структуры, является необходимость поставить надежный заслон распространению наркотиков. Однако наиболее важной составляющей существующей в республике системы антинаркотической деятельности является совокупность мер по формированию здорового образа жизни, комплексной профилактики наркомании [43, с. 81].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты